Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характерные черты и особенности украинской философии. Проблема мира и человека




1) развивалась в рамках науки других государств (Австро-Венгрии, Польши, Российской империи, СССР). К самым выдающимся философом, чья жизнь была связана с Украиной можно отнести Сковороду, Шевченко, Вернадского и Бердяев. 2) В Украине не имелось своей философской школы (ярко выраженной). 3) философия в Украине была подчинена политике (либо через гос. контроль, либо посредством политической ориентации философов). Сковорода — пожалуй самый яркий украинский философ. Он жил в 18 веке. Его творчество пронизано гуманистическими идеями. Странствовал, на жизнь зарабатывал преподаванием мудрости (философии). В творчестве — антиклирикальная сатира; библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования — подвиг самопознания. Значительное внимание уделил вопросу взаимоотношения мира и человека. Эпитафия на его могиле «мир ловил его и не поймал». Проблема мира и человека всегда была ведущей в украинской философии. До христианства господствовали мифологические взгляды язычества, что сказалось на самой системе христианства в русских землях. Принятие христианства стало рубежом, который поделил историю Восточного славянства на 2 периода: языческий – мрак, невежество; христианский – приобщение к глубокой духовной культуре. На Руси закрепляется новое мировоззрение, где человек стоит в центре Мира, и он становится смыслом существования этого Мира. Мир не замкнут в себе, природа служит человеку, и через нее Бог открывает человеку заповеди поведения. Отсюда новый принцип жизни – история есть объединяющая сила человечества, а история собственной страны – частица мировой истории. Идеи равенства всех народов как залог свободного существования, проповедовались митрополитом Илларионом, Нестором, Кириллом Туровским. Главные идеи гуманизма, деятельности человека, являются высшим мирилом его благополучия. Основная цель – познание могущества Бога, а это возможно только через познание окружающего нас мира, и главное здесь принадлежит разуму. Бог принадлежит мирской жизни, служит человеку, дает ему свободу выбора между добром и злом. Даниил Заточник – закладывает основы нравственной философии: осуждает брак без любви, монашество без святости. Сила человеческого разума превыше всех сил богатства и власти. В XV-XVI в.в. после засилия татаро-монгольского нашествия идет процесс возрождения гуманистической философии. Юрий Дрогобич, Павел Русин и другие мыслители пропагандируют лучшие идеи античной философии, Человека они рассматривают как часть природы, он должен развивать гармонично «душу и тело», познавать законы природы, которые становятся основой человеческой деятельности. Общественный прогресс связан с развитием науки. Государство возникает в силу естественных инстинктов человека к общественной жизни. Оно должно гарантировать право собственности и права гражданина, законам государства обязаны подчиняться все, даже короли. Иван Вишенский, Лаврентий Зизаний и другие, опираясь на греко-римскую философию, рассматривают мир как творение Бога – это вечное начало, неисчерпаемый разум, абсолютная истина. Мир без Бога – ничто. Задача философии – научить его праведной жизни, бороться со злом, формировать духовную стойкость и моральное совершенство. Иван Копинский считает, что природа создана Богом для человека. Человек должен познать свою сущность, свои потребности, осознать, что он есть единство духа и тела и чему отдать предпочтение – нежному лицу, душе, разуму или бессмертному духу, который составляет внутреннюю сущность человека, только в нем человек познает самого себя и Бога. Кирилл Ставровецкий – растворяет Бога в природе, делит Мир на четыре части: мир невидимых сотворенных духовных сущностей; макрокосм – мир видимых вещей; микрокосм – сам человек; мир зла – соединение злых людей с грешниками и дьяволом. Мир – непростой символ Бога, он сливается с ним, сам превращается в божество и требует к нему бережного отношения. Вещи внешнего мира образуются из стихий, им свойственна противоположная постоянная борьба. Отсюда возникает целостность и единство. Тело человека – друг души. Их единство делает человека светлым или темным, ангелом и зверем, духом и плотью, смертью и жизнью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных