ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философские и социально-политические взгляды Г.С. СковородыВыдающийся украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) был воспитанником Киево-Могилянской академии. Науку о человеке и его счастье Сковорода считал важнейшей из всех наук. Размышления по этой проблематике у Сковороды имеют религиозно-философский характер, они неотрывно связаны с обращениями к Библии и христианских традиций, а потому опираются на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, каков смысл его жизни, какие основные грани человеческой деятельности. Сковорода призывал начать философское освоение мира с простого: познать веру и любовь во всей их полноте, т.к. это и есть познание человека. Разделяя мир на двое – на истинное и тленное, отдавая преимущество Вечности, Богу, Сковорода по сути предлагает двойное соотношение духовного и телесного. Он считает, что буквальный аспект понимания веры и любви складывается в каждодневной необходимость этих понятий. Человек без веры может подняться к высочайшим вершинам. Но прозрев, найдя веру, она оказывается перед пониманием их мизерности. Там, где кончаются границы разума, начинается вера. Буквальное толкование положения о необходимости и неразрывности любви и веры обусловлено пониманием Сковородою невозможности существования человека в обычном мире людей вне этого единства. Но есть и другой аспект проблемы: любовь и вера дают возможность человеку выйти за границы своего тленного обычного «Я». Категории любви и веры несут в себе глубокий познавательное содержание, оживляют душу человека, наполняют ее творческой энергией, подталкивают ее на путь действительного счастья. Антиподами любви и веры являются понятия печали, скуки, страха. Все они делают душу человека обреченной на расслабление, лишают ее здоровья. На основании объединения категориальных сущностей любви и веры в познании человека самого себя складывается категория «счастья». Счастье легко достигается, если человек шел путем любви и веры. Все люди созданы для счастья, но не все его достигают, считает мыслитель. Не в наслаждении счастье, а в чистоте сердца, в душевном равновесии, в радости. Сковорода собственной жизнью доказывает оригинальную мысль, что призыв – «Познай себя» - это не только выражение необходимости познания человеческой экзистенции, но и указатель основного пути познания. А суть ее в том, что лучше всего себя может познать сам человек, т.к. путь познания – это не только рациональный обзор человеческой жизни, это прежде всего переживание его. В размышлениях о счастье Сковороды есть еще и такой важный аспект. Человеческое счастье воплощается не только в духовных поисках и сердечной радости, но и в труде. Сковорода указывает, что способности дает человеку Бог, что царство Божье в середине человека. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек должен выбирать себе занятие не только не вредное для общества, но и такое, что приносит ему внутреннее удовлетворение и душевный покой. Т.о. философ настаивает, что жизнь человека должно быть радостной и сделать ее такой может он сам. Сковорода проповедовал простоту жизни, бедность, удовлетворение которое выплывает из общения человека с природой. Особенностью философии Сковороды есть разделение мира на два начала: вечное и тленное. Преимущественное значение философ отдает Вечному, нетленному началу. Плоть не имеет истинного значения для человека. Внешнее тело находится в рабстве нашей мысли, она идет следом за нашими мыслями. Мысль – это главная точка, поэтому ее Сковорода часть называет сердцем. Пока плоть и кровь будут главенствовать над сердцем, путь к истине закрыт. Процесс поисков и нахождения истины связан с тем, что человек стремится отречься телесного, реализовав себя в превращении духа. Человека Сковорода разделял на два части: внутреннюю и внешнюю. Все характеристики внешнего человека определяются формой его существования – земным бытием. Именно это земное бытие и является главным экзаменом человека на его жизненном пути и в познании истины. Чаще всего люди отдают предпочтение видимому над невидимым. Это объясняется тем, что человек имеет в соответствии со своей природой два типа разума, живет по двум типам законов, имеет двойную жизнь. Человек не может познать внутренний мир, не потревожив в себе внутреннего человека, а использовав только те средства, которыми он пользовался во внешнем мире. Процесс самопознания, по представлению Сковороды, трехступенчатый. Первая ступень – это познание себя как самосущного бытия. Вторая ступень – это познание себя как общественного существа. Третья ступень – это познание себя как бытия, которое создано и протекает по образу и подобию Божьему. Этот этап познания наиболее ответственный, потому, что он придает человеку понимания общего во взаимоотношении со всем человеческим бытием. Преодолев в себе рабское сознание, утверждает Сковорода, подняв над землей свои мысли, человек изменяется, превращается. Своим творчеством и жизнью Сковорода продемонстрировал возможность осуществления глубинных превращений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|