Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия позитивизма. Первый позитивизм и эмпириокритицизм.




Сущность позитивизма. Сциентизм- концепция абсолютизации естественной и точной науки. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Будучи реакцией на схоластически-умозрительную философию, позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия. Философские вопросы, считают позитивисты, – это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; Единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины. Оформившись в особое направление в 30-х гг. 19 в. в трудах французского мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм прошел три основных этапа в своем развитии: 1.классический позитивизм. 2.Эмпириокритицизм(«критика опыта»). 3.неопозитивизм(логический позитивизм). Каждый из этих этапов имел свою специфику, но неизменно сохранял субъективно-идеалистическую и антидиалектическую основу, а также ориентацию на естественно-математические науки (их методы, способы построения знания, на их язык и т. п.). При этом, было выражено откровенное пренебрежение к гуманитарным наукам как к неточным и несовершенным по сравнению с естествознанием. Говоря о позиции позитивизма, современный логик и философ Г. X. фон Вригт выделяет три его основные догмы: 1.Методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования. 2. Точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают методологический идеал или стандарт, по которому измеряют степень развития и совершенства всех других наук, включая гуманитарные. 3. Третья догма связана с особым пониманием научного объяснения. Она, согласно Вригту, заключается в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая «природу человека». Попытка трактовать факты в терминах намерений, целей, стремлений позитивистами либо отвергается как ненаучная, либо делается попытка преобразовать их в естественнонаучные объяснения. Эмпириокритицизм („критика опыта"), или махизм, – субъективно идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма. Считая основным законом Познания "экономию мышления ", эмпириокритицизм „очищает" понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как „априорных апперцепций" (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности „нейтральных элементов", или „ничьих" ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. неразрывной связи субъекта и объекта, эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Продолжением „антиметафизического" учения эмпириокритицизма стал неопозитивизм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных