ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Механистический материализм 17 в.(П. Гассенди, Т. Гобс).Гассенди Пьер (1592—1655) — фр. философ-материалист, физик и астроном, священник, проф. ряда ун-тов. Г. выступил с резкой критикой схоластики, искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях; возродил материализм Эпикура, основывая на нем свое учение. В осн. труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в к-рой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в к-рой, обосновывая атомистическую теорию, Г. доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Г. выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». Г. принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труда по истории науки. В исторических условиях 17 в. Г. сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, что сказывалось в примирении с религией и церковью. Он признавал, напр., бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой «животной души» у человека имеется еще сверхчувственная «разумная душа». Гоббс Томас (1588—1679) — англ, философ-материалист, современник англ, буржуазной революции, во время к-рой эмигрировал в Париж, где написал свои гл. произв.— «Философские элементы учения о гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). В 1652 вернулся в Англию. Г. развивал учение механистического материализма, систематизировал материализм Ф. Бэкона. Мир, по Г.,— совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовную жизнь животных и человека. Они — сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г. выводит: 1) отрицание существования душ как особых субстанций, 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции, 3) утверждение, что вера в бога только плод воображения. Г. отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе к-рых лежат механические различия вещей. В учении о праве и о государстве Г. отбросил теории божественного установления об-ва и защищал теорию общественного договора. Лучшей формой государства он считал абсолютную монархию, но в многочисленных разъяснениях и оговорках, в сущности, давал место революционным принципам. Его идея — не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер государственной власти. В теории об-ва и государства Г. были зародыши материалистического понимания общественных явлений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|