ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Натурфилософия В.Ф.Шеллинга.Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775-1854) – нем. философ, видный представитель нем. классического идеализме. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. В своей „Системе трансцендентального идеализма" пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По Ш., философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отвечает „философия природы", на второй – учение „трансцендентального идеализма". Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил - в философии природы – исследование, для к-рого первичным является объективное. При этом под субъектом Ш. понимает не сознание отдельного лица, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или „интеллектуальную интуицию". В отличие от Фихте Ш. распространил „интеллектуальную интуицию" на все ступени размышления („рефлексии") сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Ш. примкнул к реакционному крылу романтической школы, для к-рой интуиция - удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единстве дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Однако открывается этот процесс, по Ш„ не познанию, а только вере, и гарантии исторического и нравственного прогресса только в боге, Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Ш. на деле свелось к фатализму и к полному отрицанию предвидения в истории. Приблизительно с 1815 Ш, перешел к новой -и последней - фазе своего развития: к мистической „философии мифологии и откровения". Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов мировоззрения Ш. Теперь Ш. клеймит всякую философию, основывающуюся на разуме. Ей он противопоставляет „философию откровения", к-рая ищет истину по ту сторону границ разума – в „религиозном опыте". Публичная пропаганда Ш.,,философии откровения" провалилась.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|