Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критическая философия И. Канта.




(1724-1804) Общая характеристика: Главным образом его интересовали три вида знания – математика, теоретическое естествознание и метафизика (умозрительное построение всего сущего). Его учение о знании опиралось на три познавательных способности: чувственность, рассудок, разум.

Родился в Кенигсберге, никогда не выезжал. Всю жизнь проработал в кенингберском университете. 2 периода:

Докритический – «Естественная история и теория неба».

Пылегазовая космогоническая теория.

Замедление суточного вращения земли (приливы).

Генеалогический принцип классификации животного мира в биологии.

Разделение человечества на расы по велению Бога.

Пробил брешь в метафизическом способе мышления, - мир находится в постоянном развитии.

Критический период

Критика чистого разума (гносеология)

Наши знания о мире – произвольная конструкция чистого разума.

Объекта знания не существует вне субъекта, он создается субъектом (человеком).

Теория познания проходит в 3 этапа: чувственное, рассудочное, разумная деятельность.

Трансцендентальная апперцепция – то из чего конструируется знание. Все знания о мире имеют антинонимичную природу (2 противоположных суждения по поводу одного объекта).

Критика практического разума (этика)

Теоретический разум – знания принципы, идеи которые могут применяться и не применяться на практике, детерминировать поведение людей.

Практический разум - знания принципы, идеи которые становятся обязательными для человека на столько, что человек не может ими поступиться ни при каких обстоятельствах. Человек становится рабом, заложником своих нравственных правил.

Кант известен как автор категорического императива – абсолютного поведения – если чел не следует этому принципу, то разрушается вся его нравственность. Там все нормально, где чел выступает не средством а целью. истинно добродетельное поведение опирается на принципы адаптирования поведения в зависимости от конкретных ситуаций.

Критика способности суждения («теория вкуса»).

Кант ставит перед собой задачу: спасти науку от разрушающего действия на нее скептицизма Юма. Эту задачу он выполняет в «критический» период своего творчества.

Пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение (особенно касающееся времени) Кант считал важнейшим во всей своей философии. Он даже говорил так: кто опровергнет это мое положение, тот опровергнет всю мою философию.

Свое философское учение теперь Кант называет критическим. Главные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». До сих пор философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие познания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называл слепо верящей в способности разума, хотя границ разума никто не проверял. «Критика» – и есть такая проверка. Все три упомянутых кантовских произведения объединены общей целью – исследовать три «способности души» – способность познания, способность желания(волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия (эстетическую способность человека), установить взаимосвязь между ними.

Теория познания. Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум.

Рассудок – это вторая ступень познания. (Первая – чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза.

Разум – это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи чувственностью, а связан с ней опосредованно – через рассудок. Разум – высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа – «да» или «нет» – ни на один из вопросов мировоззренческого уровня. Рассудок бы не дерзнул ставить такие вопросы. Разум – дерзает, но безуспешно. Чистый теоретический разум должен смириться, признать свое поражение, ибо вещи-в-себе для него непознаваемы.

Но несмотря на это, разум признается высшей ступенью познания потому, что чистые идеи разума (Кант называет их принципами) выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок. Идеи разума можно сравнить с линией горизонта, которая, хотя и недосягаема, дает возможность человеку ориентироваться в пространстве, идти правильно к намеченной цели. Стремясь объять весь мир как целое, разум впадает в противоречивые состояния, дающие возможность обоснования как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса).

В «Критике чистого разума» Кант делает вывод о том, что философия может быть наукой не о вещах-в-себе (о высших ценностях мира), а только наукой о границах познания. Высшие сущности (и высшие ценности) – это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не в силах доказать и обратное, т. е. он не запрещает верить в бытие Бога, в бессмертие души и в свободу воли. Человеку дана возможность выбора – между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого требует от него голос совести, голос морали.

30. Субъективно-идеалистическая философия И.Г. Фихте.

Иоганн Готтлиб Фихте родился в семье ткача и только случай помогает ему получить образование. Он знакомится с трактатами Канта, которые производят переворот в его жизни. Чтобы встретится с Кантом, он пешком пошел в Кениксберг, где и предоставил ему свой первый крупный трактат «Опыт критики всяческого откровения». Кант помог изданию его трактата, что помогло Фихте стать известным. В тоже время Фихте анонимно издает два трактата в защиту французской революции. Будучи профессором в Иене, он издает свой главный труд – «Основа общего наукоучения». После ухода из университета, большую огласку получили его «Речи к немецкой нации», способствовавшие росту национального самосознания в Германии в период наполеоновских войн. Умер он от тифа, заразившись от своей жены, добровольно ухаживавшей за раненными солдатами.

Исходным пунктом философии Ф. является тезис об автономности Я. «Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть – это самоочевидное суждение. Самоочевидность «Я» у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из «Я» существования и все определения «не – Я».

Фихте осознает противоречивость понятия «вещи в себе», с одной стороны, предусматривающей существование независимого от сознания объективного мира, а с другой, предполагающего отражение этого мира в сознании субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В результате, философская система Фихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учению Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект превращается в абсолютное начало всего существующего, в «абсолютное Я», из деятельности которого, по Фихте, должна быть объявлена вся полнота реальности; весь окружающий человека мир– «не–Я».

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека отказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не–Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Такая постановка вопроса потребовала от Фихте конкретизировать понятия «Я». С одной стороны, «Я» – это конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлением, а с другой стороны «Я» – это человечество в целом, т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения индивидуального «Я» и «абсолютного Я» характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений–расхождений составляет основное ядро диалектики Фихте, движущей принцип его системы. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала полностью невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история – лишь приближение к идеалу.

Перед Фихте также встала проблема, откуда берутся другие «Я». И он ее решает на основе правового принципа признания «Я», как гражданин государства признает существование других «Я». Наличие множества свободных индивидов служит, по Фихте, условием возможности самого «Я» как разумного свободного существа.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных