ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философская система Гегеля и ее структураВ основе всех явлений природы и общества лежит абсолютная идея, духовное и разумное начало. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее – в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» – «Логика», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме природы – «Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий; 3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т. е. в «духе» – «Философия духа». На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. 1. Логика (наука логики). Дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его определениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики. Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т. е. с созданной Аристотелем формальной логикой. Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции. 2. Философия природы – это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом. «Философия природы» распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время. Самая фундаментальная положительная идея данного раздела, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без материи, так и не существует материи без движения. В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. «Органическая физика» содержит три последовательно восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. 3. Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Высказывается мысль о социально-исторической природе сознания. Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т. е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам. Предметом исследования феноменологии являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др. Абсолютным духом немецкий философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – в форме понятия, т. е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|