Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научная революция 17 века. Ее особенности и основные черты.




В 17 веке произошел прорыв в области науки, скачок на качественно новый уровень. В данное время произошло описание законов классической механики (Ньютон), была открыта клетка. Значительный вклад в развитие математики, физики, физиологии внесли Р.Декарт и Г.Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т.Гоббс – Англия, Г.Гроций – Голландия).

В XVII в. происходит переход к крупной машинной индустрии и связанное с этим изменение социально-экономических отношений. Наука становится символом Нового времени. Опираясь на науку, философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека.

Развивающаяся наука потребовала новой методологии познания, которую разработали Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза.

Результатом научной революции XVII века было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сфор­мировался особый тип рациональности, получивший название научного.

Научный тип рациональности, радикально отличаясь от ан­тичного. Тип рациональности, сложившийся в науке, невозможно реконструировать, не учитывая тех изменений, кото­рые произошли в философском понимании тождества мышле­ния и бытия. Рассмотрим эти изменения.

Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был отождеств­лен с природой, которая рассматривалась как единственная ис­тинная реальность, из которой был элиминирован всякий духовный компонент. Первые естествен­ные науки — механика и физика — изучали его как набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются.

Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое из­мерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности. Он сам из себя форми­ровал свои качества, принципы, правила, схемы, императивы, сам обосновывал свои права на познание истины.

В-третьих, Науч­ная рациональность признала правомерность только тех идеаль­ных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. Сво­боде интерпретации мира был положен предел: в научную карти­ну мира впускалось только то, что можно практически объективи­ровать и проконтролировать.

В-четвертых, основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соот­ветствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым од­нозначность содержания истинного знания. Сконструированные с помощью мышления математические модели, алгоритмы, тео­ретические конструкты рассматривались как полностью адекват­ные действительности.

В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще.

Научная рациональ­ность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи. Научное объяснение сводилось к поиску меха­нических причин и следствий, а обоснование — к редукции зна­ний о природе к принципам механики.

Таким образом, итогом первой научной революции было фор­мирование особого типа рациональности. Наука изменила содер­жание понятий «разум», «рациональность», открытых в античнос­ти. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выпол­няли основную объяснительную функцию.

22. Ф. Бэкон – основоположник материализма Нового времени.

Одним из первых основателей ФНВ был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561-1626).

В своем трактате он излагает идеи о методе познания и теорию индукции, которая была направлена на экспериментальное изучение природы. Она помогает человеку анализировать, разлагать и разделять природу, открывать общие свойства и законы. Бэкон считает, что у философии три предмета: Бог – теология, природа и человек.

Ф. Бэкон именно в науке видит основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества, и как средство процветания хозяйственной жизни.

Он создает «учение о четырех идолах». Бэкон считает, что в силу ряда объективных и субъективных причин, разум не лишен недостатков. Разум одержим идолами (врожденными или приобретенными в обществе), свойствами искажать реальное положение вещи. Их он выделяет четыре: 1.Идолы рода – ум человека, подобно кривому зеркалу, отражает вещи в искаженном виде, разум и чувства ограничены. 2.Идолы пещеры – индивидуальные ошибочные представления, в силу уровня интеллекта, воспитания, образования и т.д. 3.Идолы рынка (площади) – неправильное употребление слов, что искажает смысл истины. 4.Идолы театра – ложные представления, взятые из разных философских систем.

В центре исследований Бэкона был индуктивный метод (следования от частного к общему), направленный на экспериментальное, эмпирическое исследование природы. Дедукция не может служить универсальным методом познания, она пытается выводить частные положения из общих суждений. Исходные общие суждения нельзя принимать на веру без опытной проверки, иначе возможны ошибки. Но он не отвергает дедукцию и считает, что она может быть незаменимым орудием при изложении открытых истин, т.к. общие понятия есть фундамент знания. Но их надо правильно образовывать. Если понятия извлечены случайно, то и все построенное знание на таком фундаменте будет не прочно. Опытно-индуктивный метод состоит именно в постепенности образования понятий, главное – правильное их истолкование. Только такой метод способен к открытию новых истин. Стержень его – постепенное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. И здесь нужно опираться на разум (единство чувств и разума).

Эмпирическое и теоретическое знание нужно диалектично сочетать и найти взвешенное решение. Истинная философия и истинная наука должна сочетать оба способа познания.

Бэкон был родоначальником английского метафизического материализма. Он возродил материализм, получивший свое начало в активности. Материю он рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных