Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схоластическая философия в Западной Европе. Полемика реализма и номинализма.




В период средневековья (9 вв.)господствующей становится религиозная идеология. В соответствии с христианским вероучением мир рассматривается как творение Бога. Человек является творением Бога, а его сущность состоит в его духовности.. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности.

В условиях жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани), которая должна была использовать свою мощь для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» (от лат. scholaslica – школьный, ученый).

В 10-14 веках центральной проблемой западноевропейской схоластики оставалось соотношение общего и единого. Большое место в философии занимал вопрос о соотношении общих понятий и эмпирических предметов. Номиналисты ( названия, имена) считали, что существуют только отдельные вещи. Реалисты (вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей.

Спор между реалистами номиналистами шел о природе универсалий (от лат. universalis–общий), то есть о природе общих понятий.

Реалисты (Иоанн Скот Эриугена и Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий.

Универсалии, согласно Фоме Аквинскому, существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей», то есть в человеческом разуме, как результат абстракции. Такое решение вопроса носит в истории философии название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому общее существует только вне вещей.. Номиналисты (Росцелин), будучи во многом значительно более материалистически настроены, чем даже умеренные реалисты, довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, то есть они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи».

Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.

Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии.

19. Фома Аквинский – систематизатор схоластики. Разум и вера.

В период средневековья, в условиях жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия должна была использовать мощь своего рационального аппарата для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» (от лат. scholaslica - школьный, ученый).

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225/26—1274), ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла.

Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действительного) бытия. В антропологии Фома Аквинский исходил из представления о личности как единства души и тела. Душа человека есть формообразующий принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.

Он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Фоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений.

Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления.

И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над царством философского, метафизического познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естественной силой мышления. Область наисущественнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например, триединство, воскресение и т. д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких, как божественное откровение благая весть, которые содержатся только в вере.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же, а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют впроцессе познания и дают истинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. Не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки; Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, а все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных