ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сократ как личность и философ. Возникновение нравственной философии.Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальником этой тенденции являются софисты и Сократ. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Сократ был первым, кто рассматривал проблемы антропологии (науки о человеке). На основе принципа «Познай самого себя» он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность. В человеке Сократа волновали вопросы нравственности и добродетельности. Сделал диалог основным способом достижения истины, т.е. истина находится через противоречие. Знание есть добродетель. «Познай кто ты есть и стань им». В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может найти истину. Главная идея Сократа – идея блага. Истинная нравственность – это знание того, что есть Благо, Прекрасное и в то же время полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и счастья. У Сократа встречается первая попытка классификации форм государства. Он называет такие основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или к богам.. Его изречение – «знаю, что ничего не знаю» – является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ". Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|