Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетная и финансовая системы Великобритании




Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Великобритания – унитарное государство, и ее бюджетная система имеет два уровня, отношения между которыми оставались неизменными с викторианских времен до конца 1980-х гг. Реформы, проведенные в последние десятилетия, существенно уменьшили роль местных бюджетов в экономике.

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

♦ консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;

♦ национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98 %), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95 %). К неналоговым поступлениям относятся доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Расходы консолидированного фонда можно подразделить по функциональному назначению (табл. 5.3).

Таблица 5.3 Расходы консолидированного фонда государственного бюджета Великобритании, млрд ф. ст.

 

Расходы                    
Всего                    
Социальная защита                    
Здравоохранение                    
Оборона                    
Экономические услуги                    
Общегосударственные услуги                    
Охрана правопорядка                    
Коммунальные услуги                    
Образование                    
Другие                    

Приоритетной сферой расходов государственного бюджета Великобритании в последнем десятилетии XX в. являлась социальная защита населения. В 1999 г. эта статья заняла 36 % всех расходов бюджета. Особенностью Британии также является увеличение к концу десятилетия удельного веса расходов на образование (с 2 % в 1990 до почти 4 % в 1999 г.).

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как плата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Доходы двух фондов в 1999 г. составили 328 278 млн ф. ст. и превысили сумму их расходов на 295 млн ф. ст., что и составило профицит государственного бюджета. Бюджет 2000 г. был исполнен с самым большим в истории страны профицитом – 2,7 % ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных (с 4,3 % в 1999 г. до 3,7 % в 2000 г.). Кроме того, в апреле 2000 г. правительство провело среди телекоммуникационных компаний аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения, позволяющих владельцам мобильных телефонов получать видео- и интернет-услуги. Полученные от продажи лицензий средства превысили планируемые в бюджет поступления в 7 раз и достигли 22,5 млрд ф. ст., что более 2 % ВВП страны. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть некоторые государственные программы 2001 г. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование и здравоохранение.

Бюджетный процесс в Великобритании начинается с составления проекта бюджета. В этом участвуют министерства и ведомства, подающие заявки в казначейство. На основании представленных заявок составляется проект бюджета, который для рассмотрения и одобрения направляется в Кабинет министров. Для дальнейшего рассмотрения проект бюджета поступает в нижнюю палату парламента (палату общин). Утверждается проект верхней палатой (палатой лордов), куда он поступает после рассмотрения в палате общин. Силу закона бюджет получает после того, как его подпишет королева Англии.

Стадия исполнения бюджета, т.е. бюджетный год, в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Кассовое исполнение бюджета в стране осуществляет Банк Англии. Ответственность за контроль над исполнением бюджета несет казначейство и его структурные подразделения.

Местные органы власти в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии – имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающая графства и округа в сельской местности и городах в урбанизированных районах. В 1992 г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

После Второй мировой войны в компетенцию органов местного самоуправления входило финансирование социальных услуг, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Позже их полномочия были значительно сужены. Местные органы власти утратили право на строительство и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля были выведены некоторые типы образовательных учреждений, расходные обязательства муниципалитетов существенно сократились. В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36 % всех государственных расходов.

Структура расходов местных органов власти следующая, %:

♦ социальная защита – 32;

♦ образование – 28;

♦ охрана правопорядка – 12;

♦ коммунальные услуги – 5;

♦ транспорт и коммуникации – 4;

♦ другие – 19.

Система межбюджетного выравнивания Великобритании достаточно сложная и разная во всех составных частях страны. В то же время финансовая помощь основана на принципах, единых для всего государства. Существует два основных вида финансовой поддержки – блок-гранты (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно. Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объем финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закрепленных за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т.е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели.

Правительство Великобритании контролирует расходы местных бюджетов. Раньше для этих целей использовались различные механизмы: сокращение размеров финансовой помощи из центрального бюджета на финансирование расходов, превышающих определенный уровень, отказ в предоставлении центрального гранта для финансирования дополнительных расходов. Но они оказались неэффективными. И в 1986 г. как экстренная мера был введен такой механизм контроля за расходами местных бюджетов, как уменьшение налоговой базы местного бюджета, расходы которого превышали уровень, зафиксированный в документах центрального правительства. Этот инструмент использовался на протяжении четырех лет, и за это время процедура уменьшения налоговой базы применялась только к 10 – 12 местным бюджетам из 200. Однако после введения подушного налога центральное правительство пересмотрело порядок ограничения расходов местных бюджетов. Правительственными нормативными актами было установлено соотношение дополнительных расходов и поступлений подушного налога 1: 4, т.е. увеличение расходов сверх установленного уровня на 1 % должно сопровождаться четырехпроцентным увеличением поступлений подушного налога.

По закону местные органы власти не имеют права привлекать заемные средства для финансирования расходов текущего характера, а на капитальные нужды они могут брать кредит только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган – Государственный комитет по заимствованиям.

Третьим звеном финансовой системы являются специальные фонды. Их более 80. Ведущее место занимает Фонд национального страхования. Он создается за счет взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.

Кроме Фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании также входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счет средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.

Государственные предприятия Великобритании делятся на три вида: государственные корпорации (наиболее развиты), смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве своем функционируют в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.

Степень централизации управления государственными предприятиями и их финансами различна. Так, управление финансами угольной промышленности, решение основных вопросов ее развития, связи с казначейством сосредоточены в Национальном управлении угольной промышленности (National Coal Board). Централизация управления и финансов проведена в газовой и сталелитейной промышленности. Контроль за работой всех государственных предприятий осуществляет парламент, который ежегодно обсуждает отчеты государственных объединений.

Примером отрасли, где система управления и финансы децентрализованы, является электроэнергетика.

Состояние финансов государственных предприятий во многом зависит от политики правительства в области ценообразования на производимую продукцию, источников финансирования капитальных вложений, взаимоотношений государственных предприятий с бюджетом и кредитной системой.

Схема финансовой системы Великобритании представлена на рис. 5.2.

 
 


Рис. 5.2. Финансовая система Великобритании






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных