Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Защита против постепенного нападения




Если соперник использует постепенное нападение, приняв в качестве тактических средств короткие и средние передачи, обороняющаяся команда в начальной фазе обороны предпочитает отходить назад преимуществен - но без активной борьбы. Несмотря на то что отдается инициатива, организованные и согласованные оборонительные действия на своей половине поля лишают соперника такого важного фактора, как пространство на пути к ворота м.

При развитии атаки игроки обороны концентрируются в направлении атаки или рассредоточиваются по фронту и активно участвуют в борьбе за пространство и мяч с обязательной организацией страховки и взаимостраховки

По мере приближения соперника к воротам увеличивается не только скорость действия игроков с мячом и без мяча, но и количество игроков в атаке. Игроки обороны должны создать на опасном участке плотный заслон с тем, чтобы затруднить выход соперников на ударную позицию.

 

19. Эволюция тактики игры в футбол. Характеристика современных тактических систем ведения игры.

Одной из движущих сил развития футбола является тактика игры. Оставаясь неизменным по форме, по духу, футбол претерпел, и не один раз, серьезные изменения технического и особенно тактического порядка.

Основным фактором, влияющим на развитие любой спортивной игры, является борьба между Нападением и защитой. Именно эта борьба и стимулирует постоянное развитие тактики игры.

Одним из главных направлений развития современного футбола является тенденция усиления наступательной мощи команды за счет повышения мобильности игроков, их универсализации и более четкой организации игры.

Характерным для современного футбола является то, что атака и оборона носят массированный характер и хорошо сочетаются с индивидуальными методами игры. Четкая взаимозаменяемость игроков различных линий позволяет без ущерба для обороны успешно использовать в атаке игроков средней линии и фланговых игроков.

Индивидуальные действия в современном футболе все больше и больше подчиняются коллективной игре. Однако это вовсе не умаляет достоинства индивидуально сильных игроков, которые становятся лидерами команды. да и импровизация носит теперь не только индивидуальный, но и коллективный характер, что делает неожиданными командные действия и дезорганизует соперников. Стремление вести атаку в стиле коллективной импровизации приносит успех лишь тогда, когда в команде есть соответствующие исполнители.

Одной из главных причин появления новых тактических систем игры является поиск такого расположения игроков, когда нагрузка на каждого из них распределялась бы равномерно; когда значительно увеличивалась бы оперативная глубина и ширина наступательных и оборонительных действий команды; когда атака и оборона плавно переходили одна в другую, усиливая активность игроков в оборонительных и атакующих действиях.

 

Командные действия при системе 1+4+3+3

Организация коллективных действий при системе 1+4+3+3 характеризуется крупномасштабным маневром, длинным пасом при преодолении середины поля и быстрыми атаками с использованием тактических комбинации в одно - два касания.

Центральные защитники изменяют свое расположение и занимают позиции “уступом”, т.е. один выдвигается вперед, а другой остается на прежнем месте “свободным защитником”. Передний защитник уделяет большее внимание центральному нападающему, следит за его перемещениями и вступает в единоборство с ним. Задний, перемещаясь по фронту, обеспечивает страховку своих партнеров и занимает ключевую позиция в центре обороны. По ходу игры, в зависимости от создавшейся обстановки, эти игроки меняются ролями.

Игроки средней линии активно участвуют как в оборонительных, так и в атакующих действиях, помогая нападающим прорывать оборону соперников.

В линии нападения располагаются три игрока, контролируемые четырьмя защитниками. Их связь по фронту растянута. Однако, сохраняя принцип ломаной линии в наступлении и маневрируя по фронту и вглубь, нападающие не только находят пути освобождения от защитников, но и обеспечивают глубину атаки и связи в звеньях.

 

Командные действия при системе 1+4+4+2

 

Особенность данной системы заключается в том, что средняя линия состоит уже из четырех человек. Кроме того, более равномерно распределены нагрузки между игроками средней и защитной линий. Если при системе 1+4+2+4 была укреплена продольная ось, то при системе 1+4+4+2 она переместилась, стала поперечной и состоит уже из 4-5 игроков. Действия фланговых игроков, которые могут перейти на зонную игру в обороне, становятся подвижными и маневренными. Число “чистых” нападающих уменьшилось до двух, тем не менее, увеличилось количество игроков, активно участвующих в атаках, до пяти-шести. Они ведут наступление из разных точек поля.

Линия обороны если не претерпела изменений в количественном отношении, то в тактическом плане сделала шаг вперед. Игроки обороны кроме своих обычных действий в обороне участвуют в наступательных акциях команды, причем не от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всей игры. При игре в обороне команды чаще придерживаются зонного метода.

В настоящее время продолжается совершенствование современных тактических систем, и многие команды не без успеха используют следующие Их модификации: 1+4+1+3+2; 1+4+3+1+2 и 1+3+5+2.

Особенность системы 1+4+1+3+2 заключается в том, что один из игроков средней линии оттягивается назад и занимает игровую позицию между Линией защиты и средней линией. Основными функциями этого игрока являются: налаживание игровых связей между игроками средней линии и линии защиты; осуществление взаимозаменяемости с ними и надежной страховки на опасном направлении развития атаки соперника (рис. 60 и 61).

Выполнение таких опорных и связующих функций открывает широкие возможности для созидательных акций в нападении фланговым игрокам и игрокам средней линии.

При системе 1+4+3+1+2 один из игроков занимает промежуточную рабочую точку между игроками средней линии и нападающими. Главная задача “свободного” игрока - осуществление связи между атакующими игроками. Он активно участвует во всех эпизодах игры при развитии и завершении атаки. При переходе к обороне стремится не допустить начала ответной атаки соперника с мячом, в зоне, где он находится, чтобы выиграть время для лучшей организации защитных действий своей команды (рис. 62).

Главная особенность системы 1+3+5+2 заключается в укреплении средней линии еще одним игроком, что создает дополнительные возможности для усиления атак. Игроки середины поля выполняют решающие функции в организации игры, стремясь сохранить равновесие и сбалансировать действия, как в атаке, так и в обороне. Перестройка на игру с пятью игроками средней линии требует особой согласованности оборонительных действий при взаимозаменяемости и страховке.

Существующие схемы расположения игроков на футбольном поле, их функции, методы ведения игры позволяют говорить о стремлении к созданию универсальной системы, способной видоизменяться в процессе игры.

 

20. Организация и методика проведения круговой тренировки в подготовке футболистов.

Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены “станций” по замкнутому контуру.

Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.

Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.

 

21. Периодизация спортивной тренировки в футболе. Характеристика и динамика изменений объема и интенсивности в годичном цикле тренировки.

Объем нагрузки в годичном цикле подготовки зависит от того, в какой лиге играет команда, от длительности соревновательного периода и количества игре нем.

Например, по данным А.К.Белякова, в подготовительном периоде объем тренировочных нагрузок колеблется в пределах 180-240 ч, в соревновательном - 380-400 ч. Таким образом, в годичном цикле тренировки объем тренировочной работы в командах высшей лиги составляет 700-750 ч, во второй лиге он должен быть несколько больше. Вместе с играми (150-170 ч) объем практической работы должен быть в пределах 900 ч.

Планов тренировки, составляемых на конкретные этапы каждого периода, может быть много. Один из вариантов такого планирования представлен ниже.

Циклы подготовки и количество недель определяются в соответствии с календарем соревнований.

Недельный план разрабатывается на основе этапного плана подготовки. В нем отражаются количество тренировочных занятий на каждый день недели, направленность занятий и их продолжительность.

 

22. Задачи и содержание теоретической подготовки футболистов.

Теоретическая подготовка футболистов - это педагогический процесс, направленный на вооружение юных спортсменов знаниями в области теории футбола и общих закономерностей спортивной тренировки, на повышение теоретического уровня и содействие росту спортивного мастерства.

Теоретическая подготовка способствует также приобретению спортсменами интеллектуальных умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и познавательных способностей в процессе спортивной деятельности.

Специфика футбола предъявляет высокие требования к интеллекту спортсмена (игровая структура, творческая реализация задуманных комбинаций), поэтому теоретическую подготовку, направленную на развитие интеллекта, надо рассматривать как одну из важнейших составных частей подготовки юных футболистов.

Важно не просто вооружить футболистов знаниями, а научить продуктивно использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. На практических занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление футболистов воплощать в практические действия свои выводы и решения, а с другой - осмысливать свои действия на тренировочных занятиях.

Используя график распределения учебного материала по годам обучения, каждый тренер учебной группы разрабатывает план теоретической подготовки. В плане указывается название тем, содержание теоретических занятий и распределение часов по месяцам, этапам, периодам годичного цикла тренировки.

Планировать теоретическую подготовку нужно так, чтобы занятия по теории были органически связаны с практическими, т.е. изучение теоретического материала целесообразно совмещать с закреплением его в практических занятиях.

Проводится теоретическая подготовка главным образом в формах теоретических занятий (лекции, беседы, доклады, сообщения, разборы и установки на игры), самостоятельного изучения литературы, подготовки индивидуальных задание, зачетов и т.п., характерных для умственного образования и самообразования юных спортсменов. Кроме того, теоретические занятия предполагают обсуждение тренером врачом и самим футболистом его текущего функционального состояния, сопоставление этого состояния с данными контрольных упражнений или тестов и внесение необходимых изменений в план подготовки.

 

23. Тренировка футболистов как многолетний процесс. Задачи этапов подготовки.

Задачи подготовки футболистов высокой квалификации во многом определяются эффективной методикой многолетней подготовки юных футболистов. Широкий возрастной диапазон многолетней подготовки (от начала занятий футболом в 8 лет до зоны первых больших успехов в 19-21 год) требует учета следующих методических положений:

преемственности задач, средств и методов тренировки юных и квалифицированных футболистов;

рационального планирования тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом соблюдения принципа постепенности;

динамики объема средств ОФП и СФП с изменением соотношения между ними (увеличивается удельный вес СФП);

преимущественного развития отдельных физических качеств и специальных навыков в наиболее благоприятные возрастные периоды;

индивидуализации работы по овладению технико-тактическим мастерством;

оптимальности объема соревновательной (интегральной) подготовки в целях решения основных задач;

использования системы оценки уровня спортивной подготовленности юных футболистов и качества работы, как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом.

Многолетняя подготовка делится на этапы, целевой установкой которых является оптимальное управление процессом подготовки юных футболистов. В соответствии с многолетней практикой и научными данными выделяются три основных этапа:

начального обучения - мальчики 8-10 лет;

специализации (углубленной тренировки) - мальчики 10-16 лет;

спортивного совершенствования - юноши 16-18 лет.

Возрастная граница между этапами несколько условна. Продолжительность этапов обусловливается в основном уровнем физической и специальной подготовленности, способностью к освоению все возрастающих как по объему, так и по интенсивности тренировочных нагрузок. Необходимо также учитывать паспортный и биологический возраст занимающихся.

Модель построения многолетней тренировки юных футболистов представлена в табл. 4. Учет особенностей содержания этапов (цель, задачи, преимущественная направленность используемых средств и методов, динамика тренировочной нагрузки и т.д.) позволяет создавать условия, способствующие реализации объективных закономерностей спортивной тренировки. Это является основой оптимального управления многолетней тренировкой.

 

24. Перспективное планирование спортивной тренировки. Цели и задачи перспективного планирования учебно-тренировочного процесса в футболе.

Перспективное планирование осуществляется, начиная с этапа специализации. План составляют на 2-3 года для футболистов младшего возраста (11-14 лет) и на 3-4 года - для учебных групп старшего возраста. Исходя из цели многолетней подготовки, разрабатывают конкретные задачи, которые предстоит решить на планируемом этапе, определяют основную направленность и содержание тренировочного процесса, устанавливают оптимальные тренировочные и соревновательные нагрузки, предусматривают выполнение контрольных нормативов. В плане отражается тенденция возрастающих из года в год требований к подготовленности юных футболистов. Повышение сложности решаемых задач тесно связано с увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Успех перспективного планирования зависит не только от правильного выбора направления тренировочной работы, но и от глубокого анализа содержания подготовки юных футболистов в предшествующие годы. Крайне важно определить сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, причины невыполнения ими тех или иных показателей. Большую помощь в обеспечении преемственности перспективных планов оказывает систематически проводимый комплексный контроль.

Для спортсменов, являющихся кандидатами в сборные команды, составляют индивидуальные перспективные планы подготовки. В индивидуальном Планировании установки общего плана конкретизируют применительно к каждому перспективному юному футболисту.

 

 

25. Текущее планирование учебно-тренировочного процесса в футболе, его цель и задачи.

Годовые планы конкретизируются составлением рабочих планов на каждый месяц. В месячном плане уточняется содержание и направленность тренировки, раскрываются объем и динамика нагрузки.

Месячная схема распределения спортивных нагрузок реализуется в рамках тренировочных и соревновательных микроциклов. Наиболее оптимальными в подготовке юных футболистов являются недельные микроциклы. Тренировочные микроциклы планируют в подготовительном периоде. Основная цель - обеспечить повышение тренированности и развития спортивной формы. Основной задачей соревновательного (межигрового) микроцикла является повышение (или поддержание) достигнутого уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение оптимальной подготовки к следующей игре. При планировании содержания занятий в микроцикле и их системе необходимо учитывать закономерности переноса двигательных навыков и развития физических качеств.

На основании месячных и недельных планов разрабатывают конспекты отдельных занятий (уроков), которые являются основной формой тренировки юных футболистов.

 

26. Оперативное планирование учебно-тренировочного процесса в футболе. Его цель и задачи. Общая характеристика тренировочных и межигровых микроциклов.

27. Виды контроля и самоконтроля в спортивно тренировке футболистов.

Тщательное программирование процесса многолетней подготовки дает необходимый эффект только при наличии столь же тщательной системы контроля за ходом подготовки. Ведущая роль в оценке эффективности и качества подготовки юных футболистов принадлежит педагогическому контролю, задача которого состоит в осуществлении тренировочных планов и их корректировки, оценки эффектив­ности применяемых средств и методов, выборе показателей и обосновании контрольных нормативов для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, выявлении динамики спортивных результатов и прогнозировании достижений спортсменов, отбора талантливых спортсменов.

Важное место б планировании системы многолетней подготовки футболистов занимает прогнозирование уровня мастерства и разработка модельных характеристик футболистов на уровне спортсменов высших разрядов. Модельные характеристики на всех этапах подготовки Футболистов должны иметь четкие количественные показатели, на основания которых строится комплекс нормативных требований по видам подготовки, включающий:

1. Определение нормативов и оценок при первоначальном отборе, определение каждому спортсмену игровой функции, отбор в сборные команды различного ранга.

2. Определение требований по морфологическим показателям на каждый годовой цикл в возрастном аспекте.

3. Определение нормативов по физической подготовке (общей и специальной).

4. Определение нормативов по технической и тактической подготовке.

5. Определение комплекса требований по окончании этапов многолетней подготовки.

. 6* Единство требований Всероссийской спортивной классификации и программы, касающихся уровня спортивного мастерства.

7. Контроль и учёт в ходе многолетней подготовки и коррекция программирования.

Контроль в спортивной практике принято подразделять на этапный, текущий и оперативный, причём в каждой из этих форм решаются свои специфические задачи.

Наиболее важен этапный контроль подготовленности занимающихся, по сколку именно на основе этапных испытаний определяется направленность тренировочного процесса на длительные отрезки времени: от нескольких месяцев до нескольких, лет.

Когда речь вдет об организации этапного контроля, все, в конечном счете сводится к решению четырех главных вопросов: что, когда и чем контролировать?

Предмет этапного контроля. Им является наиболее существенные стороны (факторы) подготовленности, влияющие на результативность футболистов той или иной квалификации.

 

28. Значение соревнований в учебно-тренировочном процессе по футболу. Виды соревнований. Системы розыгрыша.

Соревнования по футболу имеют большое оздоровительное значение, повышают заинтересованность молодежи в занятиях футболом и в значительной степени содействуют развитию его массовости и дальнейшей популяризации в стране. Они стимулируют систематическую тренировочную работу, служат средством проверки ее качества и направленности, позволяют выявить уровень физической, технико-тактической, морально-волевой подготовленности футболистов и способствуют в целом росту их спортивного мастерства.

Значимость соревнований определяется и тем, что они приучают футболистов к спортивной борьбе, к проявлению волевых усилий в стрессовых ситуациях. В тренировке не всегда удается создать обстановку, приближенную к соревновательной. В соревновании же полнее используются рабочие потенциалы организма футболистов (соревновательные эмоции и их воздействие, груз ответственности и т.п.), поэтому здесь чаще возникают особенно эффективные стимулы адаптации к высоким и максимальным нагрузкам.

Только в соревновании можно полностью развивать способность оптимально побеждать противника, до конца мобилизовать собственные силы и целесообразно использовать их, справляться со своими эмоциями и подниматься как бы выше своих возможностей.

Участие в соревнованиях позволяет сравнивать свои силы с силами и подготовкой других футболистов и команд, находить наиболее перспективных игроков для различных сборных команд.

Соревнования по футболу имеют воспитательное и агитационно-пропагандистское значение. Они способствуют воспитанию у игроков дисциплинированности, организованности чувства ответственности и коллективизма, воли к победе и патриотизма.

В настоящее время применяют три основные системы проведения соревнований: круговую, систему с выбыванием (так называемую олимпийскую или кубковую) и смешанную, которая является комбинацией первых двух систем.

При выборе системы проведения соревнований руководствуются задачами, стоящими перед соревнованием, сроками его проведения, количеством участвующих в нем команд, наличием спортивной базы, а также уровнем спортивного мастерства участников.

Каждой системе розыгрыша соответствуют определенные способы составления календаря игр соревнующихся команд (Подробно способы составления календаря игр при различных системах описаны в учебнике “Спортивные игры”. - М.: ФиС, 1984.).

 

Круговая система

При круговой системе проведения соревнований каждая команда встречается со всеми командами, участвующими в соревновании, в определенной последовательности (по одному разу, если соревнование проводится в один круг, и по два раза, если в два круга). Такая система розыгрыша позволяет наиболее объективно определить соотношение сил соревнующихся команд и выявить не только победителя соревнований, но и места всех других участников. При этом в значительной степени устраняется элемент случайности в общем итоге соревнований.

Недостатком круговой системы является то, что для проведения соревнований требуется много времени. Наиболее правильным считается проведение соревнований по этой системе в два круга (на поле противника и на своем поле), что создает одинаковые (равные) условия для соревнующихся команд.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных