ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система розыгрыша с выбыванием после пораженияСущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения. Эта система позволяет при большом количестве участников (команд) проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Основным недостатком этой системы является то, что она не дает полного представления о силах команд, не может определить места всем командам, участвующим в соревнованиях, а также не исключает элемента случайности. В некоторых случаях применяется разновидность системы с выбыванием, те. система с выбыванием после двух поражений. Особенность ее в том, что каждая участвующая команда выбывает из соревнования не после первого поражения, а после второго.
Смешанная система Смешанная система проведения соревнований представляет собой сочетание двух систем розыгрыша - круговой и с выбыванием. При этом способе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по системе в выбыванием, а другая - по круговой. Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, и уже оставшиеся команды составляют одну группу сильнейших команд, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе. Другой вариант смешанной системы предполагает, что команды-участницы на предварительных этапах в подгруппах играют по круговой системе, а в дальнейшем выявляют победителя по системе с выбыванием. Такой вариант смешанной системы получил широкое применение при проведении крупных международных соревнований (чемпионаты мира, Европы, олимпийские футбольные турниры). Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при достаточно большом количестве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношения сил команд-участниц. Основные виды соревнований - это календарные, которые предусматриваются единым календарным планом спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению. К основным видам соревнований относятся: первенства или чемпионаты, соревнования на кубок, официальные отборочные соревнования. Первенства или чемпионаты - наиболее ответственные соревнования, по результатам которых команде-победительнице присваивается звание чемпиона. Этот вид организации соревнований позволяет наиболее объективно сопоставить силы команд, оценить качество проводимой учебно-тренировочной работы. Соревнования на кубок проводят с целью привлечения к соревнованиям Максимального количества команд и выявления победителя в сравнительно короткие сроки по принципу последовательного отбора лучших. Официальные отборочные соревнования проводят с целью выявления сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований. К вспомогательным видам соревнований относятся: контрольные игры, товарищеские игры, показательные игры, блиц-турниры. Контрольные игры проводят с целью подготовки и проверки готовности команд к предстоящим соревнованиям. Товарищеские игры проводят в учебно-тренировочных целях или в плане традиционных соревнований. Показательные игры служат целям популяризации футбола и демонстрации спортивного мастерства.
29. Критерии и методика отбора способной молодежи для занятий в ДЮСШ (СДЮШОР) по футболу. В практике используют обычно следующие факторы отбора: критерии, методы и организацию. Критериями называются какие-либо качества, свойства личности, которые имеется возможность оценить или измерить при отборе, желательно с большей степенью достоверности (например, координация движений является важным критерием отбора в футболе). В свою очередь, критерии можно подразделить на три вида: задатки, одаренность и способности. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности человека, лежащие в основе его будущих способностей. Например, весо-ростовые показатели, особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д. Одаренность - это своеобразное сочетание качеств и свойств личности, от которого зависит будущий спортивный успех. Однако от одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения. Одаренность также лежит в основе способностей. При отборе в спортивные школы одаренность служит главным критерием. В понятие одаренности должны входить не технико-тактические навыки, а только те качества! которые обеспечивают успешность их овладения. Это очень важно. В противном случае тренер, опираясь только на свой опыт и интуицию, может отобрать не обязательно способных ребят, а лишь умеющих что-то делать, уже знакомых с предложенной задачей. Способности - это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Человек не рождается с явными способностями. Они возникают в процессе конкретной деятельности. Поэтому новички способностям к футболу не обладают. Оценить их можно лишь тогда, когда юные футболисты овладевают основами игры. Под способностями обычно понимают еще индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. При этом имеются в виду те особенности, которые позволяют футболистам успешно и эффективно участвовать в игровой деятельности. В учебно-тренировочные группы и взрослые команды отбирают игроков, используя в качестве основного критерия именно, способности спортсмена. К методам отбора относят комплексы приемов для измерения критериев (задатков, одаренности, способностей) и различных качеств, свойств и особенностей человека. В практике отбора используют экспертные, аппаратурные и тестовые группы методов. Экспертные методы применяют в случае, когда необходимо сделать целостное заключение об уровне одаренности того или иного ребенка, основываясь на общем впечатлении и личном опыте. При этом измерить какие-либо характеристики часто представляется сложным или вообще невозможным (например, игровое мышление, бойцовские качества, настойчивость и т.д.). Экспертные методы основаны на мнении специалистов. Если у большинства тренеров мнение об уровне, одаренности определенного ребенка едино, то экспертные оценки бывают достаточно надежными. В ходе отбора участвуют два вида экспертизы - медицинская и педагогическая. С помощью аппаратурных методов можно произвести точный количественный анализ уровня развития того или иного качества. Использование аппаратуры поднимает систему отбора на более высокий уровень. Тестовый метод, как правило, менее точный. Однако он имеет целый ряд достоинств, делающих его одним из эффективных методов отбора. Основное из них - возможность создания или моделирования нескольких специфических условий игровой деятельности, в которых проявляется ряд важных качеств. А на основании определения уровня развития этих качеств можно судить о степени одаренности юного футболиста.
30. Характеристика качества силы и особенности ее проявления в игровой деятельности футболистов. Средства и методы развития силы у футболистов. Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Футболист имеет дело с собственным весом и весом мяча. В связи с этим он использует свою силу в основном для преодоления инерции собственного тела и удара по мячу. Начало движения, ускорение, остановка, изменение направления движения, прыжок, удар по мячу - вот те действия, в которых проявляется сила футболиста. Как видно, во всех случаях она носит динамический характер. В основном во время игры футболисты проявляют скоростно-силовые качества - комплексное сочетание силы и быстроты 31. Характеристика качества выносливости и особенности ее проявления в игровой деятельности футболистов. Средства и методы развития специальной выносливости у футболистов. Под выносливостью футболистов понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Поскольку двигательная деятельность футболистов во время матча весьма разнообразна как по технике, так и по интенсивности передвижения, то выносливость будет определяться широким диапазоном биохимических реакций, происходящих в организме спортсмена: аэробных (общая выносливость), аэробно-анаэробных (смешанная выносливость) и анаэробных (скоростная выносливость). Общая выносливость - это способность длительно выполнять различные виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности. Смешанная выносливость футболистов определяется их способностью выполнять двигательную и игровую деятельность длительное время в умеренном режиме, либо кратковременную деятельность с максимальной интенсивностью, а также быстро переключаться с одного вида работы на другой. Скоростную выносливость можно определить как способность поддерживать высокую скорость во время длительного повторного выполнения работы на дистанциях от 15 до 60-100 м у взрослых и от 5-10 до 30-50 м у юных футболистов.
32. Характеристика качества быстроты и формы ее проявления у футболистов. Средства и методы развития. Под быстротой подразумевается способность игрока совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени. Выделяют четыре формы проявления быстроты: время реакции; время одиночного движения; максимальную частоту движении; быстроту начала движения. Скоростные возможности футболистов обусловлены комплексным проявлением форм быстроты в игровой деятельности. В футболе быстрота - это не только скорость передвижения на поле, но и быстрота мышления, и быстрота работы с мячом. Скоростные качества футболистов складываются из скорости стартового разгона, абсолютной (пиковой) скорости, скорости рывково-тормозящих действий, скорости выполнения технического приема и скорости переключения с одного действия на другое.
33. Характеристика качества ловкости и особенности ее проявления в игровой деятельности футболистов.
Ловкость - это сложное комплексное качество, которое характеризуется, во-первых, способностью быстро осваивать двигательные действия и, во-вторых, способностью быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки игры. Ловкость футболиста проявляется прежде всего в действиях с мячом и без мяча, в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков самого широкого проявления координационных возможностей. Если к этому добавить, что двигательная и техническая деятельность футболиста протекает в условиях единоборства и различных исходных положений (удары через себя, в подкате, удары головой в прыжке и т.п.), в постоянно меняющихся условиях игры (дождь, жара, травяное, гаревое, земляное поле, естественное и искусственное освещение и пр.), то станет понятным, насколько важен для эффективной игровой деятельности футболистов высокий уровень развития качества ловкости. Оттого, насколько хорошо игрок владеет собственным двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности; зависят быстрота, точность и своевременность выполнения приемов;
34. Методы регистрации игровой деятельности футболистов. При регистрации игровой деятельности фиксируются следующие технико-тактические действия (ТТД): передачи, дифференцированные по расстоянию (короткие - до 15 м, средние - до 30 м, длинные - более 30 метров) и по.направлению (вперед, поперек, назад), передачи головой, ведения (со средней и предельной скоростью), обводки, перехваты мяча (ногой и головой), отборы, помехи, вбрасывания из-за боковой и удары по воротам (ногой и головой). Угловые, штрафные и свободные удары классифицируются или как передачи, или как удары по воротам. Если действие выполнено успешно (например, передача выполнена точно, обводка удалась, мяч перехвачен или отобран, удар точен и т.п.) действие считается положительным, в противном случае (если пе-редача неточна, мяч потерян, мяч не перехвачен, игрок не помешал со-пернику выполнить какое-то действие, приведшее к обострению ситуации для нашей команды, удар по воротам неточен и т.п.) действие считается отрицательным. Каждое из действий получает оценку в баллах в зависимости от - выполняемого действия, - условий, в которых находится игрок (простые, усложненные, сложные), - ситуации, которая создается в результате выполнения действия (простая, напряженная, острая, голевая) на поле. Положительные действия имеют положительную оценку в баллах, отри-цательные - отрицательную. Исключения, составляют единичные случаи. Например, несмотря на то, что игрок пробил по воротам точно, но уда-рил слишком слабо и прямо во вратаря, действие его хоть и считается положительным, однако имеет оценку отрицательную, так как игрок не реализовал голевую ситуацию. Строгость наказания игрока в баллах оп-ределяется условиями, в которых он находился - простых, усложненных или сложных. И наоборот, игрок выполнив отрицательное действие, может в определенных ситуациях получить положительную оценку. Например, игрок ценой нарушения правил предотвратил голевую ситуацию для наших ворот. Он получит минимальную отрицательную оценку за то, что не смог отобрать мяч у соперника в сложной ситуации и большую положительную оценку за ликвидацию голевой ситуации. Диапазон оценок в пределах от -25 до 40 выражается целым числом баллов. Положительная оценка - в пределах от 1 (передача в простых условиях, приведшая опять таки к простой ситуации) до 40 (гол в сложных условиях), отрицательная - от -1 (обводка или передача в сложных условиях) до -25 (не реализована голевая ситуация игроком, находящимся в простых условиях). В выходном документе отражается следующая информация по участию футболистов в игре: - время пребывания футболиста на поле; - количество забитых мячей; - общее количество всех ТТД (в скобках указывается количество положительных и отрицательных ТТД); - общая сумма баллов за все ТТД (в скобках сумма положительных и сумма отрицательных баллов за соответственно положительные и отрицательные ТТД); - интенсивность, выражаемая в ТТД в минуту; - активность, выражаемая в процентах от модельной характеристи- брак выполнения ТТД, выражаемый в процентах; - оценки активности, точности выполнения ТТД, мастерства (вкла-да в игру), эффективности и надежности в пределах от 0 до 1; - интегральный показатель соревновательной деятельности в данной игре или функция выигрыша в пределах от 0 до 1; - ранговая оценка, расставляющая футболистов по вкладу в игру в данной встрече. Значение, примерное содержание разминки. Методика проведения разминки в начале тренировочного занятия и перед игрой. Тренировочное занятие предусматривает подготовительную часть - разминку. Полноценная разминка является важным педагогическим средством, способствующим восстановлению работоспособности. Условно она решает три задачи: функциональную, двигательную и эмоциональную. Функциональная обеспечивает ускорение периода врабатывания функций дыхания, кровообращения, крови, усиливает тканевый обмен, обуславливает взаимосвязь, согласованность всех систем организма, вовлеченных вданную мышечную деятельность. Двигательная задача решается посредством организации работы мышц, их взаимодействия, усиления афферентной информации с работающих мышц. Эмоциональная задача обеспечивает психологическую подготовку спортсмена, формирует положительный настрой, мобилизует на реализацию определенных движений, обуславливает внутригрупповое взаимодействие и межличностные отношения. Во время разминки целесообразно вызвать потоотделение - это способствует установлению необходимого уровня теплорегуляции, а также лучшему протеканию выделительных функций. Общая часть разминки включает различные упражнения: ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища и пр. Характер упражнений, их ритм, форма должны соответствовать виду спорта. Упражнения общей части разминки, вызывают определенные биохимические сдвиги в организме. Продолжительность этой части зависит от метеорологических условий, функционального состояния спортсмена, этапа подготовки. Во время разминки футболист использует специально подобранные упражнения. При выборе их необходимо учитывать весь ход тренировочного (соревновательного) процесса и использовать те, что сочетаются с основными двигательными навыками. Специальная часть разминки включает имитационные и другие упражнения, которые по структуре движений соответствуют техническим приемам, применяемым в футболе. Использование этих упражнений в разминке связано, главным образом, с подготовкой нервных координационных процессов, обеспечивающих взаимодействие определенных групп. Интенсивность выполнения зависит от характера предстоящей работы и должна быть индивидуальной. С помощью специальных упражнений достигается усиление обмена веществ и теплообразования в организме, мобилизация дыхания, кровообращения и других систем внутренних органов. При этом увеличивается потоотделение. Появляется испарина, отсюда - бытующее в футбольной среде слово «разогревание». Оно имеет более специальное значение для подготовки двигательного акта. Оптимальная длительность разминки - 30 минут. Продолжительность интервала между ее окончанием и началом футбольного матча в среднем составляет 5 минут, включая предматчевое построение.
35. Характеристика скоростно-силовых качеств и особенности их проявления в игровой деятельности футболистов. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств у квалифицированных футболистов. Скоростно-силовые качества определяются способностью выполнять движения, связанные с каким-либо силовым сопротивлением в минимальный отрезок времени. К этим силовым противодействиям можно отнести: а) преодоление силы тяжести веса тела самого спортсмена (удары по мячу ногой и головой в прыжке; отбор мяча в выпаде и подкате; прыжки у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); б) преодоление силы, связанной с ударами по мячу, вбрасыванием мяча; в) преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением (единоборством) соперника.
ЛИТЕРАТУРА 1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. 272с.,ил. 2. Денисенков А.С. Анализ методических подходов к физической подготовке юных футболистов. – М., 2004. – 24 с. 3. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Науч.-методич. пособие/ Под ред. проф. Н.М. Люкшинова. – 2-е изд., испр., доп. - М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. – 432 с. 4. Солопов И.Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка спортсменов. Монография. – Волгоград: «ПринТерра – Дизайн» 2003. – 263 с. 5. Федотова Е.В, Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных видах спорта. – М.: Спорт Академ Пресс, 2003. – 224 с. 6. Герасименко, А. П. Основы технико-тактического мастерства юных футболистов: учеб.-метод. пособ. / А. П. Герасименко. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 92 с. 7. Голомазов, С. В., Чирва, Б.Г. Теория и методика футбола. Т. 1: Техника игры - М.: ТВТ Дивизион, 2008. - 474 с 8. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Автореф.дис… канд.пед.наук в виде научного доклада.- Волгоград, 1997.- 78 с. 9. Футбол. Учебник для институтов физической культуры. Под ред.: Полишкиса М.С., Выжгина В.А. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с. 10. Футбол. Учебник для физ. ин-тов. Казакова П.Н. – М.: ФиС, 1978. – 256с. 11. Чесно, Х.-Л. Футбол. Обучение базовой технике: пер. с франц. (текст): Уч. методич. Издание/Ж.-Л. Чесно, Ж. Дюрэ.-М.: ТВТ Дивизион, 2006.-176 с. 12. Шамардин А.И., Новокщенов И.Н., Шамардин А.А., Сорокин О.О, Лукин Ю.К., Солопов И.Н. Функциональная подготовка футболистов различной игровой специализации в разные периоды тренировочного цикла: Монография. Саратов: «Научная Книга». 2006.-157 с. 13. Шамардин В.Н. Система подготовки юных футболистов. Учебно-методическое пособие. – Днепропетровск, 2001. – 104 с. 14. Швыков И.А. Футбол в школе. – М.: Тера-Спорт, Олимпия-Пресс, 2002. – 114 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|