Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Труды Ивана Черного




Иван Черный известен как государев писец, что сегодня соответствовало бы положению государственного секретаря. О его жизни известно немного, разве что он был близким другом и единомышленником Федора Курицына, на что архиепископ Гонозов и жаловался в одном из своих писем: «Курицына частенько навещает Ивашко (Иван) Черный, пишущий книги, и они вместе научаются против православных»[367]. В письме митрополиту Зосиме (октябрь 1490) архиепископ Геннадий просит его отлучить Ивана Черного от церкви и проклясть его вместе со всеми еретиками[368]. Дата смерти Ивана Черного остается неизвестной. Известно, однако, что около 1490 года, при поддержке богатого московского купца Игната Зубова, Иван бежал за границу[369].

Только некоторые из трудов Ивана Черного уцелели. Эти манускрипты верно отражают взгляды Черного, который, по примеру многих древних переписчиков, использовал поля рукописей для своих кратких замечаний. Привнесение чего‑то нового не было целью подобного приема, но, скорее, сохранение и более полное раскрытие древнего знания. Даже те средневековые авторы, которые написали множество книг, претендовали лишь на то, чтобы быть переводчиками, или, в крайнем случае, толкователями великих мужей прошлого.

Используя поля манускриптов, подобно тому, как сегодня поступаем и мы с книгами, Иван Черный выражал свое отношение к определенным идеям той книги, которую переписывал, привлекая, таким образом, внимание читателей.

Самым первым читателем Черного был Иван III. Кроме того, Черный являлся автором части отрывков и комментариев. Некоторые из писаний Черного выражены в форме предписания. Вот, например, текст второй части эпилога, где Черный представляет учение Иисуса Христа в повелительной форме:

«Блажени любящеи Бога от всея душя и ближняго, яко ти помиловани будут. Сие заповедаю вам реч, да любите друг друга, ибо весь закон единем словом скончавается еже любити Бога и ближняго весь закон скончавает. Аще бо и строптивый кто, да уцеломудриться не скакати на тръние, на земли телесы, да не приимет раны»[370].

Клибанов отмечает, что директивный стиль этого эпилога указывает на близкие отношения между Черным и Иваном III. Он добавляет, что «эти слова являются предостережением, адресованным Иваном Черным воинствующим клерикалам, предостережением, которое не могло остаться не замеченным великим князем.

Год 1485–й, которым датируется Эллинский летописец, был годом стихийного взрыва антицерковного движения в Новгороде и Пскове, где только что назначенный в архиепископы Геннадий пытался, по выражению второй Псковской летописи, «в число написати» все церкви, приделы, притолы для обложения их архиепископской податью. Уже в 1487 г. Геннадий был вынужден отметить, что ересь «распростерлась» не только по городам, но и по селам. В 1485 г. в полной силе у великого князя были Алексей, Денис и Федор Курицын. Это была пора, когда Иван Черный мог осуждать своих врагов именем евангелия и угрожать им авторитетом великого князя»[371].

Черный зачастую использует буквы так называемого Пермского алфавита для своих заметок – древнерусского алфавита, который никогда не пользовался большой популярностью на Руси. Многие лингвисты считают, что Черный использовал тайнопись для того, чтобы скрыть свои идеи от возможных недоброжелателей. Сперанский говорит, что «этот алфавит не привился и уже в XV веке, ввиду чрезвычайно редкого употребления, получает значение тайнописи»[372]. Г. С. Литкин, специалист по изучению пермского алфавита, также разделяет это мнение[373].

Многие авторы пятнадцатого столетия использовали пермский алфавит в той или иной степени[374]. Его использование демонстрирует мастерство схоластического письма. Возможно также, что, используя пермский алфавит как литературный прием, Черный стремился провести определенную линию между переписываемым им текстом и своими комментариями.

Как бы то ни было, Черный выбрал использовать этот алфавит, чтобы представить свое послание, и не исключено, что именно использование тайнописи сберегло его произведения от уничтожения. Три наиболее типичных для Черного выражения, записанные при помощи пермского алфавита, это: зри, удобно, дивно. При помощи этих простых замечаний он с легкостью выражал свое отношение к приводимому им тексту, а также привлекал внимание читателей к той или иной идее.

Эти замечания также полезны для понимания книг, копированных Черным. Исследователи единогласно приписывают Черному следующие книги: Эллинский летописец, Библейский сборник и Книга ветхозаветных пророчеств. Все эти книги содержат на полях комментарии, написанные пермским алфавитом. Более того, все они разделяют общие положения веры с новгородско–московскими диссидентами. Эти книги дают существенный материал для изучения того, во что верили субботники.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных