Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое применение. Принимая во внимание современные тенденции в России, выражающиеся в попытках ограничить влияние Протестантизма и создании полуофициальной правящей Церкви




Принимая во внимание современные тенденции в России, выражающиеся в попытках ограничить влияние Протестантизма и создании полуофициальной правящей Церкви, важно понять развитие христианского учения на протяжении всей русской истории. К сожалению, объективные исторические исследования часто отвергались в угоду идеологическим целям: «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее; кто контролирует настоящее, контролирует прошлое»[674]. 26 сентября 1997 года бывший Российский президент Борис Ельцин подписал новый закон «О свободе совести и религиозных собраний». Джон Витте младший пишет: «Этот новый закон, прошедший спустя четыре года открытой защиты и четыре месяца скрытых махинаций Московского Патриархата и разных националистических групп внутри России, устанавливает систему в советском стиле со строгой государственной регистрацией и ограничениями»[675]. Со временем наметившаяся тенденция обрела еще более конкретные и жесткие формы.

Однако этот подход пришел не как эхо старого советского отношения к религии, но также как симптом более древнего заболевания внутри самой Православной церкви, которое характеризуется нетерпимым отношением к свободомыслию и попыткой монополизировать религию. Такими тенденциями, отраженными уже в Просветителе Иосифа Волоцкого, характеризуется борьба против субботников в пятнадцатом столетии. Эти тенденции всегда деструктивно отражались на русском обществе в целом. Ян Грей замечает:

«Во внешней политике иосифиты (последователи Иосифа Волоцкого) сначала вели страну и церковь от одного успеха к другому, и к концу столетия из незаметного Московского княжества она превратилась в великую Империю. Однако во внутренней политике они подорвали духовную жизнеспособность русской нации и приготовили почву для большого раскола русской церкви в семнадцатом столетии, который, в конечном счете, разрушил московское православное царство»[676].

Итак, «выметена» была из Кремля ересь, восторжествовала партия Софьи, навеки упокоился на своем царственном одре не имевший покоя в последние дни своей жизни Иван III, и жизнь в России пошла своим привычным чередом. Попритихли в «худых местах» споры о вере, и хотя инквизиция, основы которой заложил у нас Гонозов, не достигла таких масштабов, как в католических странах, городские площади слишком часто стали освещаться кострами, на которых горели еретики (В. Соловьев даже заметил, что «наша» инквизиция «отличалась от католической лишь дровами: если в католических странах людей сжигали на березовых дровах, то у нас — на осиновых»).

Царствование Василия было отмечено жестокостью и возвратом к невежеству. Хотя, надо отдать должное, он сумел еще крепче сплотить разрозненное русское государство. Но вот в личной жизни ему не везло — у него никак не рождался сын. Многим преблагим угодникам возносились молитвы, много святых мест он обошел, много икон перецеловал, даже жену сменил, прежде чем в ночь, отмеченную землетрясением, бурей и грозою у него родился сын и наследник — Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, — кровавый царь, положивший начало тому террору, от которого до сих пор не может оправиться и избавиться Россия. Но и при том кровавом царе оставались люди, верные библейскому учению, которое некогда ярко вспыхнуло в движении жидовствующих. Стоглавый Собор, созванный в 1531 г. во время царствования Ивана IV, принял положение, которое до сих пор не отменено Православной церковью и принятие которого было бы невозможно, если бы не наследство учения жидовствующих. Суть этого положения состоит в том, что наряду с воскресным днем нужно соблюдать и день субботний; положение, которое утверждалось на этом Соборе авторитетом Петра и Павла.

Российское общество еще может извлечь для себя уроки из событий пятнадцатого столетия. Действия, представленные движением субботников, должны рассматриваться как искренние попытки реформировать Русскую церковь изнутри. Это делало Россию активным участником европейских реформационных тенденций – по сути, пионером Реформации. Изучение объема и характера русского протестантского движения пятнадцатого столетия противоречит попыткам представить религиозное развитие в России как непоколебимое правление монолитной церкви. Тенденции, присущие движению субботников, представляют столетия русского религиозного поиска и во многих отношениях более древние, чем многие из Византийских особенностей, импортированных в конце пятнадцатого столетия с помощью противоречивой личности Софии Палеолог.

Принимая во внимание традиционное русское почитание национальной истории, протестантские общины в России должны, по крайней мере, знать о движении субботников, о ярком и драматическом периоде в истории русской церкови. Это может дать современным христианам, строющим свою веру на основе Священного Писания, уверенность, что они не незваные гости, проходящие по чужой территории (хотя такая идея навязывается русским протестантам), но сонаследники великой национальной традиции, преемники выдающихся людей прошлого, сыгравших огромную конструктивную роль в формировании русского государства и культуры. Церковь Адвентистов Седьмого Дня в России может стяжать особые благословения от изучения движения субботников, поскольку новгородско–московские диссиденты провозглашали удивительно схожее богословское учение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных