Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жуков Андрей - Камни Ики – послание невозможной цивилизации 10 страница




рис.5). Кстати, на этой прорисовке хорошо видно сложное устройство анестезирующего аппарата, который, к тому же, соединен отдельной трубкой с изображением листа, что прямо указывает на использование каких-то растений для приготовления обезболивающей смеси.

Характер данной операции не вызывает сомнений, поскольку вынимаемый плод изображен ногами вперед. Хирург, осуществляющий вскрытие брюшной полости женщины, также имеет на спине треугольные пластины. Среди десятка камней с изображениями хирургических операций мне попались два камня, отличающиеся от других одной специфической чертой. На них изображен пациент, лежащий на спине на медицинской скамье. И под скамьей идет такой же ряд треугольных пластин (

фото XIII). Предположение, что это именно спинные пластины пациента вполне оправданно, поскольку на подавляющем большинстве камней с изображениями лежащих на спине пациентов ничего подобного нет. Т.е. здесь можно обоснованно допустить, что на этих двух камнях показаны операции на людях со спинными пластинами.

Это еще одна из многочисленных загадок камней Ики. Можно было бы скептически предположить, что ничего загадочного здесь нет, а таким образом изображены плюмажи из перьев, опускающиеся до земли. Но, во-первых, на подавляющем большинстве камней с медицинской тематикой таких громоздких головных уборов нет. Во-вторых, в иконографическом комплексе камней Ики перья в головных уборах заштрихованы по-другому. Треугольники с частой косой штриховкой обозначают именно костяные пластины, как у динозавров, так и у человека. И в собрании доктора Кабреры есть несколько маленьких камней с изображениями таких странных людей. На этих рисунках ясно видна разница между изображениями перьев головного убора и спинных пластин (

фото 98).

В-третьих, недавно появились свидетельства реального существования подобных людей. Несколько лет назад французская этнографическая экспедиция под руководством профессора Жака Латена обнаружила в глухих джунглях Заира неизвестное племя пигмеев. У всех членов племени, включая детей, на спине растут наросты в виде шипов. По словам исследователей, длина этих шипов у взрослых достигает 35 см. Более того, экспресс-анализ тканей и крови пигмеев показал, что это необычное племя относится к... пойкилотермным, или холоднокровным существам, температура тела которых меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Среди современных позвоночных животных к ним относятся пресмыкающиеся и рыбы, а среди вымерших - динозавры. Естественно, что подобное открытие противоречит всем представлениям о человеке, господствующим в современной науке. Поэтому открытие французских исследователей не стало мировой сенсацией. Скудная информация об удивительном племени мелькнула несколько раз в популярной прессе и была благополучно «похоронена», как это было и в случаях находок человеческих останков внутри скелетов динозавров.

В собрании доктора Кабреры есть и другие камни, рисунки на которых вызывают удивление, а то и недоумение. Так, на одном маленьком камне изображена сцена, на которой врач отрезает пациенту половой орган. По рисунку видно, что это именно ампутация, а не обрезание крайней плоти. Уста хирурга и пациента соединены символом «трубки», и это должно свидетельствовать в пользу того, что здесь изображена именно операция, а не ритуальное действие. На другом камне врач отрезает голову младенцу, только что вынутому из чрева матери (

фото 99). Вокруг головы младенца изображены остатки околоплодного мешка. Т.е. сцена показана очень реалистично, но объяснение данному сюжету найти еще труднее. Убийства новорожденных практиковались в различных древних обществах в целях демографического контроля, реже – в ритуальных целях. Но здесь явно иная ситуация. Изображенным на этих камнях сценам трудно найти объяснение с точки зрения современной логики. И это лишний раз свидетельствует в пользу очень древнего происхождения камней Ики, на которых отображена жизнь людей с иной, зачастую непонятной нам системой мировоззрений.

 

Судя по дошедшим до нас историческим и археологическим свидетельствам, во многих, если не в большинстве, развитых цивилизациях древности астрономия (и астрология) являлась одной из ведущих отраслей знаний. Современные исследователи при этом не могут ответить на принципиальные вопросы: зачем древним обществам был необходим столь высокий уровень познаний законов небесной механики и каким образом эти знания были получены? Как древние ученые могли вычислить точные циклы движения планет, отдельных звезд или созвездий? Откуда у отдельных народов появились астрономические познания, получить которые современная наука смогла только в предыдущем столетии при помощи достаточно совершенных астрономических инструментов? А главное, зачем древним земледельцам, например, майя, был нужен календарь, точность которого превышает тот, которым пользуется современная цивилизация? Даже известные нам древние культуры остаются носителями целого комплекса парадоксальных загадок и тайн. Что же тогда говорить о малоизвестных цивилизациях, как та, что оставила литотеку Ики?

В собрании доктора Кабреры есть значительное число камней, изображения на которых свидетельствуют, что в данной древней культуре астрономия находилась на достаточно высоком уровне развития. Наиболее примечателен один крупный камень, который Хавьер Кабрера приобрел еще в 1970 году. Это крупный андезитовый валун высотой около 75 см и весом более 150 кг (

фото XXI). Он имеет приплюснутую макушку и вся его поверхность покрыта гравированными изображениями астрономической тематики. Плоская макушка камня представляет собой своего рода карту звездного неба, на которой изображены различные виды небесных объектов (

фото 100). Удивительно то, что все символы, использованные древними художниками, не только легко понятны современному человеку, но и, можно сказать, привычны. Так, луна изображена в виде полумесяца с профилем человеческого лица. В коллекции есть и другие камня, где земной спутник изображен именно таким образом, причем месяц может быть как молодой, так и старый. Более того, профиль человеческого лица вместе с полумесяцем может быть вписан в полный диск луны (

фото XXII).

Остальную часть «карты» занимают изображения звезд, туманностей и комет. Каждый из этих символов не вызывает сомнений в том, какой из небесных объектов здесь изображен. Символ звезды состоит из центрального круга, пяти основных треугольных лучей, и радиальными линиями показан исходящий из нее свет. Только один из символов отличается от других: пятилучевая звезда не имеет радиальных линий, но окружена по окружности волнистой линией. Туманности нарисованы в виде неправильной формы облаков. Внутри одного из них изображены две звезды, и это однозначно указывает на то, что древний художник изобразил именно звездную туманность. На этом камне выгравированы три кометы, причем, их символы несколько отличаются один от другого. Все изображения комет имеют ядро кометы и хвост. Но эти составляющие обозначены по-разному. Ядра двух комет представлены в виде круга, причем, один заштрихован сеткой, второй нет. На третьем символе кометы на ядре нанесены три штриха, придающие ему вид человеческого лица.

Доктор Кабрера, анализируя изображения на данном камне, выдвинул гипотезу, что здесь показана комета Коутепека в различных фазах ее прохождения по небесному своду. Он также отождествил символы звезд с различными зодиакальными созвездиями, некоторыми планетами (например, с Юпитером и Венерой). Среди туманностей он выделил туманность Конская голова. На мой взгляд, этот камень не дает каких-либо оснований для столь однозначных интерпретаций. Скорее можно предположить, что здесь изображены основные типы небесных объектов, которые были известны древним астрономам и наблюдались ими.

На боковой поверхности этого камня по всему периметру выгравированы фигуры трех астрономов, изучающих звездное небо в … подзорные трубы. Две человеческие фигуры обращены лицом друг к другу, а между ними помещено изображение какого-то объекта, напоминающего растение, очевидно, связанного определенным образом с общим смыслом всей композиции. О том, что это именно символ, свидетельствуют многочисленные камни с достаточно детализированными рисунками различных видов растений. На обратной стороне этого камня помещено изображение третьего астронома, также держащего в руках подзорную трубу, и трех высоких гор. Не вызывает сомнения, что представители этой древней цивилизации использовали для проведения астрономических наблюдений высокие вершины Анд.

В коллекции доктора Кабреры имеется еще один маленький камушек, полностью повторяющий описанный астрономический сюжет. Он даже имеет аналогичную форму, хотя его размер не превышает 20 см (

фото 101). Судя по характеру изображения, можно предположить, что это одна из более поздних копий. Здесь также выгравированы фигуры астрономов, наблюдающих в подзорные трубы за звездным небом. У ног одного из них расположен рисунок трех горных вершин и двух «растений». Они напоминают символ, присутствующий на большом камне, но, похоже, что понимание этого символа было уже утрачено теми, кто делал эту копию. Среди небесных объектов, помимо луны, звезд, туманностей и комет, появляется символ солнечного диска. В целом в собрании доктора Кабреры имеется несколько десятков подобных маленьких камней с астрономической тематикой, сюжеты которых в значительной мере повторяют тот, что присутствует на большом («главном») камне. Трудно сказать, являются ли они более поздними копиями, либо были сделаны все одновременно, но разными мастерами. Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из ключевых для понимания феномена камней Ики. Такая ситуация: наличие высокохудожественного крупного камня и множества мелких камней, копирующих рисунок основного, но выполненных гораздо грубее, применима ко многим сюжетам коллекции.

В литотеке Ики очень многочисленны изображения Солнца, и присутствуют они на камнях с различными сюжетами. Это вполне естественно. При всем разнообразии таких изображений, солнечный диск всегда показывался в виде человеческого лица, в отличие от Луны, изображенного анфас (

фото 102). Изображение «солнечного лика» - явление типичное для многих древних культур и это не простой антропоморфизм, якобы присущий «примитивному и религиозному» мировосприятию.

В литотеке Ики присутствуют камни с изображениями, возможно, имеющими календарный характер. Например, помещенное в центр рисунка изображение солнечного диска и обрамленное четырьмя человеческими фигурами может означать основные календарные точки солнечного года – дни солнцестояния и равноденствия (

фото 103). К сожалению, имеющийся набор камней с этой тематикой изображений не позволяет делать сколь-либо обоснованные предположения на этот счет.

В музее Кабреры хранится один крупный камень, изображение на котором свидетельствует, что представители этой древней цивилизации хорошо знали об огромном влиянии Луны на жизнь нашей планеты. На этом валуне высотой более 1м изображены два человека в коленопреклоненной позе, чьи взоры обращены к лунному диску (

фото XXII). Между людьми помещено изображение высоких гор. Один из людей держит в руке жезл со звездообразным навершием, острый нижний конец которого упирается в вершину горы. Этот рисунок еще раз наглядно свидетельствует о том, что древние астрономы проводили свои наблюдения на высоких андских вершинах.

Здесь можно привести интригующий исторический факт. Во второй половине ХХ века в Андах был открыт новый вид археологических памятников, которые назвали «высокогорными святилищами». Дело в том, что эти памятники расположены на самых высоких вершинах Центральной Кордильеры, на высотах от 5 000 до 6 000 метров. На границе Аргентины и Чили на сегодняшний день известно около 50 таких святилищ. Все они были найдены только после того, как альпинисты стали использовать при подъеме на такие высоты аппараты с дыхательной смесью. Такое святилище состоит из одной - двух каменных построек, иногда присутствует нечто напоминающее алтарь, на некоторых были обнаружены одиночные захоронения. По находкам вещей и технологии строительства эти святилища были отнесены к инкской культуре. Но кем бы они не были построены, вызывает изумление тот факт, что древние индейцы могли не только достаточно длительное время находиться на такой высоте в условиях низких температур и разряженного воздуха, но еще и занимались возведением каменных зданий!

Особого внимания при рассмотрении упомянутого выше камня заслуживает также сам лунный диск. Он изображен традиционно: профиль человеческого лица, примыкающий к полумесяцу и вписанный в общий круг. На поверхности диска нанесены символы гор и, очевидно, лунных морей, изображенных в виде символов, аналогичных символам звездных туманностей, таких же как на описанных ранее «картах» звездного неба. Из уст лунного лика исходят пять полос, две из которых заканчиваются изображениями «листа жизни», которые простираются над фигурами людей. Полагаю, что смысл данного рисунка можно толковать достаточно однозначно.

А вот смысл сюжета на другом камне уже не столь ясен (

фото XXIII). То же характерное изображение лунного диска, рядом с которым помещен человек, вооруженный копьем и топором. Причем, топором человек перерубает символ «листа жизни». Можно было бы предположить, что здесь приведен какой-либо мифологический сюжет, но тогда почему лунный диск изображен в астрономической манере – с символами морей и гор?

О том, что ученые этой древней цивилизации имели в своем распоряжении оптические линзы, которые они использовали для своих астрономических приборов, свидетельствует странный рисунок на одном из камней. Человек поднес к глазу увеличительное стекло на ручке в форме привычной нам лупы (

фото XXIV). Странность же данного сюжета заключается в том, что взор этого исследователя обращен не на какой-то мелкий объект, а на … комету, изображенную пролетающей над горами! Совсем уж нелогичным с нашей точки зрения получается сюжет. В любом случае, помимо Солнца и Луны, изображения кометы, причем значительной по размерам, занимают особое место в комплексе камней Ики. Рисунки комет присутствуют не только в астрономических сюжетах, но и в сценах бытовых: плавание на судне, похоронная процессия, военный поход. Можно с уверенностью предположить, что представители этой древней цивилизации особое внимание уделяли данному небесному явлению.

О развитии других наук в этой древней цивилизации судить сложно. Столь подробных изображений, как на камнях с медицинской и астрономической тематикой, но посвященных другим направлениям научно-исследовательской деятельности, мало. На одном из камней изображен человек, рассматривающий опять-таки в лупу зародыши нескольких живых существ, помещенных внутрь овалов (

фото XXV). Данный камень заслуживает особого внимания. Понятно, что ученый в характерном головном уборе занимается исследованием именно различных зародышей. Дальше остается только строить предположения. Два из изображенных существ - это змея и ящерица. Или зародыш динозавра, поскольку аналогичные рисунки маленьких динозавров достаточно многочисленны на других камнях, которые уже описывались выше. Вполне логично было бы предположить, что эти зародыши показаны внутри яиц. Но третий зародыш представляет собой … русалку. Рядом с ним выгравированы два символа «листа жизни». Композиция сама по себе является странной по набору существ: змея, ящер и русалка. Следует также обратить внимание на такую, казалось бы, «мелочь»: пространство внутри всех трех «яиц» заштриховано по-разному. Косой линейкой – вокруг русалки, сеткой – вокруг ящерицы, а вокруг изображения змеи штриховка, комбинированная из косой линейки и клетки. Но ведь это все гравировка по твердому андезиту. Значит художник, создававший данное изображение, использовал разные способы штриховки для передачи определенной информации.

Камни Ики не перестают поражать обилием загадочных рисунков, чьи сюжеты, как оказывается, нам хорошо знакомы. Среди изображений различных фантастических существ, встречающихся в коллекции доктора Кабреры, можно обнаружить значительное число экземпляров, на которых выгравированы русалки. Это, как правило, небольшие камни галечного типа с одним единственным изображением. Кто такие русалки, мы знаем с детства, они упоминаются в мифологии и фольклоре большинства народов земного шара. На некоторых камнях русалки выгравированы в своем классическом облике – женщина с обнаженной грудью, длинными волосами и рыбьим хвостом (

фото 104). На хвосте явно изображены чешуйки. В руках русалка держит символический «лист жизни». Может на камнях Ики русалки изображались как мифологические создания?

Несмотря на то, что в массовом сознании образ русалки ассоциируется исключительно со сказочным персонажем, на сегодняшний момент существует достаточно большой объем данных, свидетельствующих о реальности данного вида человекообразных существ.

Помимо устного фольклора и мифов, существование водяных людей зафиксировано в письменных источниках, начиная с глубокой древности. Так, древнеиндийские тексты упоминают о подводном народе данавов и даже определяют его численность в 300 млн. человек! Сведения о русалках встречаются в письменных источниках и на памятниках изобразительного искусства Древнего Египта и Вавилона. Античные ученые Аристотель и Плиний в своих трудах также упоминали о водяных людях.

Многочисленны свидетельства встреч людей, прежде всего, рыбаков, с русалками в новое и новейшее время. Известный первооткрыватель и мореплаватель Генри Гудзон, чьим именем назван залив в Канаде, описал в корабельном журнале встречу с русалкой 15 июня 1608 года. По его описанию, русалка была женского пола, тело белого цвета, смоляные волосы и хвост, похожий на дельфиний. В середине XVI в. рыбаки в Англии выловили сетями человекообразное существо с рыбьим хвостом и доставили его в губернаторский замок. Существо было мужского пола, совершенно лысое, но с густой длинной бородой. Этот водяной человек прожил в замке несколько месяцев, после чего, когда его вынесли на берег моря, сбежал. Самое интересное, что через некоторое время водяной человек вернулся и остался жить в неволе. Но после года пребывания в замковом бассейне, сбежал уже окончательно.

Таких документированных свидетельств сохранилось несколько сотен. Русалок встречали во всех морях и океанах планеты. Имеется множество фактов встречи с русалками и на территории нашей страны. Причем, ареал их расселения очень обширен. Русалок видели в Черном море, в реках Заполярья, в озерах средней полосы и Сибири, а также на Кавказе. Судя по сохранившимся свидетельствам, водяные люди обладают определенным видовым разнообразием. Их рост варьируется от полуметра до трех метров. Хвост может быть гладким, как у дельфина, а может быть покрыт чешуей, как у рыбы.

Помимо устных и письменных свидетельств существуют и более убедительные данные, отмахнутся от которых, списав все на фольклорные фантазии, уже невозможно. Еще в 1758 году. живую русалку демонстрировали на потеху публике на ярмарке Сен-Жермен в Париже. Художник Сью Готье сделал ее зарисовку с натуры. В 1830 году мумия русалки была выставлена в Британском музее Лондона. Еще две мумии русалок хранились в Королевском медицинском колледже в столице Англии. Во время Второй мировой войны в здание колледжа попала немецкая авиабомба, и коллекция погибла. Однако остались фотографии этих мумий. Мумии русалок сохранились в Королевском шотландском музее, в Лейдене в Национальном музее этнологии (

фото 105), в краеведческом музее г. Тумстоун (США). Их можно увидеть своими глазами.

Русалки были хорошо известны на Востоке: в Китае и Японии. Особенно много сведений о них сохранилось в Японии. В XVIII – XIX вв. в столице страны – г. Эдо (современный Токио) на уличных представлениях часто демонстрировали различных курьезных существ, в том числе, и живых русалок. Сегодня в нескольких храмах Японии также хранятся мумии русалок. Они имеют различный рост – от 30 до 170 см., и, как правило, являются древними.

Несколько лет назад вблизи побережья Гондураса рыбаки выловили акулу, в желудке которой был обнаружен скелет водяного человека. Находку передали ученым, и на пресс-конференции в г. Пуэрто-Рико, посвященной этому событию, было сделано официальное заявление, что верхняя часть скелета является человеческой, а нижняя, начиная от таза, представляет собой рыбий хвост.

Собственно говоря, уже одних этих фактов достаточно, чтобы официально признать существование расы водных людей или русалок. Как же иначе, если их скелеты и мумифицированные чучела можно увидеть и пощупать? Однако, академические ученые игнорируют данные факты. Это еще один яркий и наглядный пример того, насколько далеко может зайти научный догматизм в попытках сохранить устоявшиеся мировоззренческие схемы и парадигмы.

Кстати говоря, некоторые современные исследователи, которых скорее можно причислить к энтузиастам, но никак не к классическим ученым, полагают, что русалки являются искусственной расой. По их гипотезе, многие тысячелетия назад ученые древней, неизвестной сегодня, цивилизации (например, атлантической) путем направленных генетических изменений сумели создать новый вид человека, приспособленного к жизни в водной среде.

В собрании доктора Кабреры есть камень, на котором изображен мужчина-русалка (

фото 106). О том, что это именно мужчина, свидетельствуют как отсутствие на рисунке женской груди, так и наличие на голове персонажа типичного убора из перьев. Как уже указывалось выше, этот убор явно являлся атрибутом, обозначавшим высокий социальный статус в этом древнем обществе. Но почему он изображен на голове человека-рыбы? Быть может, это служит намеком на то, что данное существо является искусственно выведенным.

 

Особого внимания заслуживает небольшая серия камней в коллекции доктора Кабреры с изображениями материков. Даже на первый взгляд не возникает сомнений, что это географические карты. На данных камнях изображены материки, оконтуренные почти геометрически правильной окружностью – «границей мира». Таких камней в музее имеется четыре (фото

XXVI,

XXVII,

XXVIII и

XXIX), все они имеют сходные параметры. Все четыре камня по своим размерам одинаковы, их диаметр - примерно 70 - 80 см. Стилистика изображений на всех камнях одна и та же, хотя уровень детализации рисунков различен, и это позволяет предположить, что рисунки были исполнены разными мастерами и, возможно, в разные времена. Самое главное заключается в том, что большинство континентов, изображенных в данной серии камней, не имеют сходства с контурами современных материков.

Анализируя рисунки на этих камнях, доктор Кабрера построил свою концепцию древнего человечества, существовавшего до великого катаклизма, кардинально изменившего облик нашей планеты. Доктор Кабрера считал, что на камнях изображены несуществующие ныне континенты Му, Лемурия и Атлантида, а также и остальные материки, имеющие, однако, иные очертания. Я не буду подробно останавливаться на его гипотезе, поскольку приведенные Хавьером Кабрерой построения являются чисто умозрительными. Но наличие в его собрании такой единой серии изображений географического характера позволяет сделать их предварительный анализ и получить целый ряд интересных выводов.

Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на простой и, можно сказать, примитивный уровень иконографии данных географических карт, даже при поверхностном знакомстве можно убедиться в наличии здесь четкой системы символов и определенной логической системы, которой подчинены изображения. Камни с картографическими рисунками можно условно разделить на три типа по ряду характерных признаков. К первому типу относятся два камня (фото

XXVI,

XXVII), на которых «граница мира» обозначена в виде нескольких десятков концентрических линий. На одном камне эти линии волнообразны. По периметру этой границы изображены горы. На двух других камнях «граница мира» обозначена в виде простой полосы. Кроме того, все материки на камнях первой группы разделены полосами в виде трех-четырех параллельных линий, полосы эти замыкаются на «границе мира». И больше всего они напоминают то, как на современных картах обозначают границы литосферных плит. На двух камнях, которые можно условно отнести ко второму типу, таких линий нет (фото

XXVIII,

XXIX). Смысл этих обозначений разгадать сложно, но то, что они имеют конкретное символическое назначение, не вызывает сомнения. Один из этих камней сильно отличается от остальных (

фото XXVIII). Дело в том, что на нем изображены шесть материков, а не четыре, как на камнях серии. Кроме того, «граница мира» на этом камне изображена без гор. Можно предположить, что этот камень изображает не отдельное полушарие, а совокупность материков планеты. На этом камне изображен единственный континент, чьи контуры легко узнаваемы. Он отчетливо напоминает современную Африку. Еще на двух камнях выгравированы пары континентов, соединенных узким перешейком. Доктор Кабрера предполагал, что это изображения Северной и Южной Америки. Такое предположение вполне логично, на нашей планете нет других «парных» материков. Но контуры континентов, изображенных на этих двух камнях, совершенно не соответствуют современным контурам обеих Америк.

Кстати, к вопросу о «фальсификаторах». Если мы посмотрим на изображения на этих камнях, мы увидим достаточно простые рисунки, по сути дела, так рисуют дети 5-7 лет. Все очень примитивно и, с другой стороны, понятно – схематичные рисунки материков с символами, обозначающими наиболее важные с точки зрения художника вещи и явления. Точно такая же схема использовалась на картах и портуланах средних веков и эпохи Возрождения. Но при взгляде на камень с такой картой (

фото XXVII) возникает простой вопрос: некий безымянный художник потратил время на то, чтобы изобразить простенькие контуры материков (скорее всего, географическая карта для такого художника была такой же привычной для него вещью, как и для сегодняшнего третьеклассника), а потом, от нечего делать, стал оконтуривать карту окружными линиями, изображая «границы мира». Причем, этого художника (или, наоборот, современного фальсификатора) ничуть не смущала проблема гравировки по андезиту. Красоты ради или чтобы время убить, нарезать по окружности на андезитовом валуне 20 - 25 линий (а таково число линий на данном камне)? Каждая линия имеет длину более 2 м, соответственно, для такого «развлечения» художнику надо было выгравировать на камне в среднем 40 - 50 метров линий.

Абсолютно все материки на всех камнях покрыты условными рисунками и символами. Каждый материк поделен на зоны сеткой из линий. В каждой из получившихся ячеек выгравирован символ. Редко таких символов в одной ячейке может быть два-три. Можно предположить, что деление континентов на определенное количество зон не является случайным. Так, на камне с изображением шести материков два поделены на 5 зон, два – на 7, и еще два – на 10 зон. На других камнях количество зон на каждом материке может колебаться от 5 до 15. Только на одном из камней (






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных