ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жуков Андрей - Камни Ики – послание невозможной цивилизации 11 страница
фото XXIX) каждый из четырех континентов поделен на 7 зон. За этим явственно видна определенная логическая система, недоступная пока нашему пониманию. Большинство символических рисунков, нанесенных на материки, изображают растение, животное или человека. На нескольких континентах весьма схематично изображены горы. Растения обозначены также очень условно – центральный стебель или ствол и торчащие вверх листья или ветки. Изображения человека, как правило, ограничены рисунком головы. Только на одном из камней человек нарисован в полный рост. Изображения человеческих голов весьма разнообразны, есть головы в головных уборах, типичных для многих изображений на камнях Ики, есть головы в шлемах или, может быть, шапочках, и есть головы непокрытые. Т.е. становится понятно, что различные символы человека на разных материках обозначают, скорее всего, разные расы или народы. Рисунки человека есть на большинстве континентов, но все-таки не на всех. На трех камнях имеется по одному континенту, где таких символов нет. Следующая категория символов – изображения здания с островерхой крышей и ступенчатой пирамиды. Они имеются далеко не на всех материках. Несмотря на отличия в деталях, можно предположить, что это унифицированные символы, различия же возникли по причине того, что наносили их разные художники и, возможно, в разное время. Разнообразнее всего, в смысле ассортимента символов, представлен животный мир. Можно обнаружить изображения млекопитающих, динозавров, птиц, змей. Рисунки весьма схематичны для того, чтобы можно было идентифицировать конкретный биологический вид. Хотя в ряде случаев некоторые животные вполне узнаваемы. Так, на камне с парными континентами (
фото XXIX), которые доктор Кабрера определил как изображения обеих Америк, на нижнем материке можно опознать ламу и зауропода со спинными пластинами. На другом камне легко узнаваем стегозавр, еще на одном – жираф. В целом можно констатировать, что на камнях с картами запечатлен мир, в котором бок о бок сосуществуют живые существа самых различных геологических эпох, но идентифицировать данные стадии развития планеты на столь малом количестве материала не представляется возможным. И эти камни являются исключением из общего комплекса коллекции Кабреры в том плане, что на одном и том же камне изображены, пусть даже весьма схематично, но узнаваемо, динозавры и млекопитающие. Как уже упоминалось выше, в жанровых сценах такое совмещение отсутствует. В коллекции доктора Кабреры имеется еще два камня с картографическими рисунками. Эти камни меньше по размеру, они имеют почти яйцеобразную форму и на каждом из них изображен только один материк (фото
107,
108). Причем, один и тот же, а именно, – Африка. Как и на камне, изображающем шесть материков, контуры африканского континента на этих двух камнях легко узнаваемы. Более того, эти карты отличает большая детализация. Анализ этих изображений позволяет сделать целый ряд интересных предположений. В первую очередь, следует отметить, что, как и на остальных камнях, материки разбиты на зоны, каждая из которых имеет определенный символ или рисунок. Набор символов типичен: это изображения гор, людей, животных, растений, жилищ. Есть также и абстрактные символы – звездочки, заштрихованные окружности. В этом явно улавливается определенная система, хотя расшифровать ее сейчас вряд ли возможно. Если сравнивать изображения на этих двух камнях, то на первый взгляд они сильно различаются. Однако, есть целый ряд общих черт. Так, на обоих камнях, примерно в районе современного юга Конго и Замбии, изображено здание. Причем, можно с уверенностью сказать, что это одно и то же здание, точнее, один и тот же символ, хотя отдельные детали в его иконографии разняться. Можно предположить, что этот символ обозначает центр континента. Центр не географический, а социально-политический. В пользу этого свидетельствует изображение «дороги», ведущей в это здание. На «дороге» изображены два человека. Один уже находится у входа, второй, держащий обеими руками топор, явно двигается в том же направлении. К западу от этого здания на обоих камнях изображены горы. Судя по контуру побережья, это район устья р.Конго. В настоящее время вдоль всего данного участка западного побережья Африки тянутся невысокие горные цепи. А вот на южной оконечности материка на обоих камнях также изображены горы, которые можно смело соотнести с современными Капскими горами. В отдельных зонах изображены люди, обозначая, по-видимому, заселенные территории. На одном камне (
фото 107) в зоне соответствующей территории современного Камеруна изображены два человека в головных уборах, обращенные лицом друг к другу. Между ними помещено изображение круга с точкой посередине. Это легко узнаваемый универсальный символ, в большинстве человеческих культур обозначавший Солнце. Интересно, что на территории к северу от описанной зоны нет символов живых существ или растений, только несколько абстрактных значков. Т.е. можно предположить, что в запечатленный на этом камне период истории планеты север Африки также покрывала огромная пустыня. Таким образом, изображенные детали рельефа вполне соответствуют современным. Однако, не эти детали являются наиболее интересными на описываемых двух камнях. На одном из камней хорошо видно, что Аравийский полуостров является еще частью африканского континента (
фото 107). Красное море отсутствует, зато на крайнем северо-западе отчетливо виден залив, глубоко врезавшийся в континент. Согласно современным геологическим представлениям, Красное море, отделившее аравийский полуостров от Африки, образовалось в начале кайнозойской эпохи, т.е. примерно 60-65 млн. лет назад. На другом камне (
фото 108) африканский континент покрывает сетка из параллельных полос, таких же, как и изображенные камнях с картами первого типа. Поэтому вряд ли будет правомерным предполагать, что такие полосы обозначали на данных камнях границы литосферных плит. Кстати, на одном из камней первого типа, где есть такие линии, можно наблюдать сходную картину (
фото XXVI). Здесь два из четырех материков разделены такой же волнообразной линией сверху вниз. Два других материка, равно как изображения остальных континентов на других камнях с картами, таких линий не имеют. Обращает на себя внимание тот факт, что на обоих камнях имеется изображение странного образования на юго-востоке континента. Можно предположить, что это обозначение острова Мадагаскар. Но остров наполовину «врезан» в континент. Что хотели показать этим древние художники? То, что они знали о том, что Мадагаскар когда-то являлся частью африканского материка или то, что на момент создания этих изображений процесс «отрыва» Мадагаскара как раз и происходил? Современные ученые относят данный процесс к середине юрского периода, т.е. ко времени 165-160 млн. лет назад. Примечательно также, что на камне с изображением сетки параллельных линий поверх континента, одна из линий «вливается» в изображение острова Мадагаскар, где составляющие ее четыре линии разветвляются в стороны. Можно смело предположить, что данные линии, отмеченные на трех камнях, являются какими-то геологическими символами. Наличие двух таких камней в собрании доктора Кабреры уже само по себе позволяет задать парадоксальный вопрос: почему на них изображен африканский материк и изображен достаточно точно, в близком соответствии современным очертаниям (за исключением двух упомянутых частей – Аравийского полуострова и Мадагаскара), тогда как на других камнях приведены карты континентов с сильно отличающимися контурами?
В коллекции доктора Кабреры имеется более пятидесяти камней, на которых изображены широко известные рисунки плато Наска. Это камни в большинстве своем небольших размеров. Только некоторые из них достигают в диаметре 50 см. Следует сразу подчеркнуть, что на этих камнях изображены только рисунки Наска, никаких намеков на другие типы изображений, имеющихся на данном плато (геометрические фигуры, полосы, линии) здесь нет. Гористая местность, известная под названием пустыня (или плато) Наска, на площади примерно в 500 кв. км покрыта десятками тысяч линий, полос и рисунков, нанесенных на каменистой поверхности плато. Ученые называют их геоглифами (лат. - «рисунок на земле»). Сегодня о рисунках пустыни Наска знает почти каждый. Даже в детских учебниках можно встретить их фотографии. Ученые уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, датировав его временем от II в. до н.э. по VII в. н.э. и приписав его создание местным индейским культурам: паракас и наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, ученые практически не приблизились к разрешению одной из величайших загадок человеческой истории. Как выяснилось совсем недавно, впервые эти линии упомянуты в одной испанской хронике 1547 года, где они названы «путеводными указателями для странников». Но потом на протяжении четырех столетий о загадочных линиях Наски никто практически не знал. Их вновь открыли только в начале ХХ века с началом бурного развития авиации. Планомерное изучение этого древнего комплекса началось лишь в 1946 году и связано оно, в первую очередь, с именем выдающегося энтузиаста и исследователя, немецкого ученого Марии Райхе, которая посвятила изучению Наски более сорока лет своей жизни. К настоящему времени исследователи насчитали здесь около 13 тысяч линий и полос, более 800 геометрических фигур, в том числе, около 100 спиралей. Но наиболее известны рисунки животных, птиц, рыб, насекомых, хотя их количество неизмеримо мало по сравнению с общим числом изображений (
рис. 6). Таких рисунков более тридцати и некоторые из них выгравированы на камнях Ики. В этом нет ничего удивительного, поскольку в непосредственной близости от плато Наска расположено огромное количество могильников, относящихся к культурам наска и ика, в которых и находят эти камни. Ни одна из трех десятков гипотез о природе этих рисунков не может дать убедительного ответа ни на один из важнейших вопросов: кто, когда, как и зачем нанес это безумное количество изображений? Естественно, подразумевается, что все эти работы выполнялись вручную, с использованием простых инструментов и приспособлений. Изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы суть просто канавки в песочно-гравийном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линии достигает 8-10 км! Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, просто игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ. Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже линии не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (
фото 109). Как это возможно, ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она должна уничтожить границы предыдущей. Но в Наске это происходит далеко не всегда. Только когда на рисунок накладывается полоса в несколько десятков метров шириной, контуры более ранней фигуры пропадают. Большинство гипотез, выдвинутых учеными за последние десятилетия, сводятся к объяснению того, для чего предназначались геоглифы Наски. В основном, эти гипотезы связывают гигантские изображения либо с астрономическо-календарными, либо с культовыми целями. В последние десятилетия появляются новые гипотезы, связывающие этот феноменальный комплекс с культом плодородия и/или обозначающий основные направления потоков грунтовых вод и положение подземных источников. Астрономической гипотезы придерживалась и крупнейшая исследовательница Наски Мария Райхе, посвятившая этому почти полвека. Она считала, что основные линии и полосы указывали на точки восхода в определенные дни наиболее важных звезд и планет, а рисунки животных и птиц могли обозначать созвездия. Однако, специальные исследования американских ученых в 70-80 годы прошлого века, проводившиеся с применением компьютерных программ, не подтвердили наличие какого-либо существенного астрономического контекста в расположении рисунков. Только 20% из изученных ими линий и полос имели более-менее определенную ориентацию на небесные объекты. При том, что линии Наски направлены практически во всех направлениях, это может быть простым совпадением. Кроме того, обилие невысоких гор по периметру плато дает гораздо более простые и надежные ориентиры для астрономических исследований. Поскольку положение звездных объектов в течение времени меняется в результате процесса прецессии, определить конкретную ориентацию линий на небесные светила можно только при наличии точной датировки. Кстати, Мария Райхе в своей книге «Тайна пустыни», посвященной рисункам Наски, назвала камни Ики «величайшим чудом Перу». Расцвет активности древних индейцев по созданию этих изображений на плато Наска ученые отнесли к середине I-го тыс. н.э. Эти данные были получены по результатам радиоуглеродного датирования образцов керамики и остатков деревянных кольев, найденных на линиях и полосах. Лабораторные исследования этих образцов показали, что они соотносятся по времени с культурой наска. Из чего и был сделан вывод, что геоглифы были выполнены людьми этой культуры примерно 1500 лет назад. Однако, такой вывод является слишком поверхностным и неубедительным. Наличие остатков керамической посуды индейцев культуры наска свидетельствует лишь о том, что они посещали эти изображения. Возможно, даже проводили на них определенные обряды. Но не более того. Мемориальные доски XX века на кремлевской стене отнюдь не свидетельствуют в пользу того, что стена была построена военачальниками Советской Армии. Мало кому, кроме специалистов известно, что плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии, полосы в десятки раз шире, чем линии, и часто имеют трапециевидное окончание. Полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники. Кроме того, комплекс Пальпы значительно отличается своим необычным рельефом. Если плато Наска представляет из себя огромное пустынное плоскогорье, то Пальпа - это множество невысоких холмов, длинными языками выдающихся на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Вершины некоторых холмов как будто срезаны гигантским ножом, настолько плоской и выровненной является их поверхность. На плато Пальпа есть полосы, ширина которых достигает нескольких сот метров. Как и в Наске, здесь полосы и линии пересекают друг друга и накладываются одна на другую, что явно свидетельствует о нескольких разновременных периодах нанесения изображений. В Наске рисунки не разбросаны по всему плато, а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км, примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунков известно чуть более 30, в подавляющем большинстве это изображения птиц и животных. Среди птиц могут быть достаточно легко идентифицированы колибри, пеликан, попугай и кондор. Животные представлены обезьяной, собакой, ламами и китом. Размеры этих изображений различны. Например, паук имеет в длину 46 м, кондор – 110 м. Самое значительное изображение – рисунок странной птицы со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м. Рисунки сделаны в той же технике, что и линии и геометрические фигуры. Все рисунки контурные, выполненные единой линией, которая нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Ширина линии может колебаться от 30 см до 3 метров. Часть рисунков, «привязана» к геометрическим изображениям и в ряде случаев заметно, что рисунки выполнены поверх более ранних треугольников и трапеций. С другой стороны, сами рисунки во множестве пересекаются, а порой и перекрываются полосами и линиями. Хотя плато Пальпа по площади уступает Наске, но количество рисунков и их разнообразие в Пальпе гораздо больше. В отличие от Наски (на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, т.н. «астронавт», высотой 30 м) здесь находится около десятка изображений человеческих существ. Выполнены они в различной манере и с различной степенью сложности и значительно различаются по размерам. Они все видны с земли, поскольку расположены не на горизонтальной поверхности, а на склонах холмов. Кроме того, они не связаны композиционно с линиями и полосами. Вполне можно допустить, что рисунки человеческих существ были выполнены как раз представителями культуры Наска.. Помимо уже описанных типов геоглифов, в Пальпе имеются сложные геометрические композиции, например «звезда» (
рис. 7), «таблица», «солнечные часы» (
фото 110), которые, возможно, несут специально заложенную в их пропорции информацию. При всем обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью. Все грандиозные и значимые сооружения человека всегда преследовали конкретные, хотя иногда и не понятные нам сегодня, задачи. Макро комплекс изображений Наска-Пальпа отличает одна принципиально важная черта, которую можно назвать «условной скрытностью». Ведь все эти изображения могут быть увидены только с воздуха, т.е. их изготовление не было ориентировано на самих людей, живших в данном регионе. Тогда для кого? Я не буду подробно останавливаться на описании комплекса геоглифов Наски-Пальпы, этому посвящены сотни трудов многочисленных исследователей. Здесь же нас интересует связь рисунков Наски с камнями из собрания доктора Кабреры. Серия изображений рисунков Наски на камнях Ики достаточно ограничена. Но ее анализ позволяет выявить ряд любопытных особенностей. Во-первых, как уже упоминалось, в коллекции доктора Кабреры имеются только копии рисунков плато Наски, другие графические объекты с этого плато отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что рисунки, судя по тому, что они перекрыты линиями и полосами, являются более ранними, и создатели литотеки Ики наносили свои изображения в то время, когда линии в Наске еще не были нанесены. Но это всего лишь предположение. Во-вторых, набор рисунков на камнях ограничен, здесь можно встретить только треть объектов из известных на плато Наска. Это фигуры обезьяны, странной птицы «змеешейки», собаки, паука, кондора, ящерицы и колибри (
фото 111). Причем, обезьяна представлена наиболее массово, как на камнях с комплексными изображениями, так и отдельно на маленьких камушках. Почему остальные рисунки не были отображены в комплексе камней Ики? Или они просто не попали в собрание доктора Кабреры? В-третьих, изображения фигур Наски не являются точными копиями самих геоглифов. Их сравнение показывает, что древние граверы, нанося свои рисунки, не особенно заботились о точной передаче деталей. Так, геоглиф обезьяны в Наске изображает длиннохвостую макаку, чей ареал обитания находится в сотнях километрах от плато – в джунглях восточных склонов Анд. Характерными особенностями этого рисунка является закрученный в четыре кольца хвост и разное количество пальцев на руках животного: на одной – четыре, на другой – пять. Как давно было отмечено специалистами, такая разница не является случайной, но несет определенное закодированное значение. На камнях Ики рисунок обезьяны имеет по пять пальцев на обеих руках, хвост чаще всего имеет меньшее количество колец. Ноги обезьяны изображаются с пятью пальцами, тогда как на геоглифе они имеют по три. Пропорции тела также не соответствуют оригиналу. Но это вряд ли свидетельствует в пользу недостаточного знакомства древних художников с самими геоглифами. Скорее можно предположить, что такие камни являются более поздними копиями, при изготовлении которых не уделялось особого внимания подобным непонятным «мелочам». Хотя на одном небольшом камне, на котором изображено несколько геоглифов Наски, рисунок обезьяны имеет соответствующее количество пальцев на руках (четыре и пять) и по три – на ногах. Правда, при этом хвост изображен с меньшим количеством колец. Так же следует отметить, что на некоторых рисунках той же обезьяны, собаки, кондора отражены линии (не являющиеся частями тела животного), которыми данные геоглифы на местности соединены с остальной частью геометрических композиций. В случае с обезьяной, это полоса, выходящая из под ее хвоста и соединяющая рисунок животного со сложной системой пересекающихся линий, чья геометрическая правильность и математическая строгость просто вызывают изумление. И, наконец, еще одна особенность этой серии рисунков на камнях Ики заключается в том, что во многих случаях рядом с копиями геоглифов животных изображался человек и ряд символов. Причем, человек держит в руках либо подзорную трубу, либо какое- то растение (
фото 112). Человек с астрономическим инструментом, казалось бы, подтверждает самую распространенную гипотезу о назначении комплекса Наски – астрономическую. Хотя не менее популярна сейчас другая – о связи насканских геоглифов с культом плодородия, в пользу чего могут свидетельствовать изображения растений рядом с рисунками Наски на камнях Ики. Но, вероятно, все не так просто. Символы растений отличаются определенным разнообразием. Что характерно, чаще всего эти символы расположены рядом с рисунком обезьяны. Это может свидетельствовать о том, что именно этот геоглиф имел особое значение. На одном из камней в центре изображен рисунок кондора, окруженный с трех сторон людьми с подзорными трубами (
фото ХХХ). Рядом присутствует изображение обезьяны, держащей в руках рыбу. Символ рыбы, как уже указывалось выше, – типичный элемент в иконографическом комплексе камней Ики. И его связь с рисунками плато Наска также должна была иметь важное значение. Наличие на этих камнях изображений людей с подзорными трубами еще не говорит в пользу гипотезы об астрономическом предназначении рисунков Наска-Пальпа. Поскольку геоглифы целиком видны только с воздуха, наличие рисунков небесных наблюдателей вполне может быть объяснено именно этим. У меня нет никаких оснований для предположения о том, что комплекс изображений в Наске и Пальпе и литотека Ики были созданы одним и тем же народом. Скорее, можно полагать, что рисунки на камнях были сделаны позже. И древние художники уже не осознавали истинного предназначения этих гигантских геоглифов.
Среди гравированных камней, собранных доктором Кабрерой, есть экземпляры с изображениями людей, перемещающихся по воздуху верхом на гигантских птицах или даже (по трактовкам некоторых авторов) на летающих ящерах. Сегодня нам трудно принять такой сюжет, хотя данный мотив присутствует в огромном числе мифов во всех концах света, а благодаря современной моде на динозавров, сюжеты «динотопии» становятся все более популярными. Поэтому можно предположить, что подобные сюжеты в литотеке Ики являются иллюстрациями к каким-то древним мифам или легендам. Но даже если оставить в стороне вопрос о полетах на птицах и динозаврах, тема полетов в коллекции камней Ики остается очень распространенной. И здесь следует отметить наличие большого количества рисунков, изображающих один и тот же тип летательного аппарата. При первом знакомстве может показаться, что эти рисунки демонстрируют сцены полета человека на птицеподобных фантастических существах. Но при значительном разнообразии манер и степени художественного совершенства изображений на камнях Ики, именно это «существо» выполняется чрезвычайно единообразно, различаясь на разных камнях лишь в деталях. Сравнение изображений на разных камнях позволяет сделать вывод, что в данном случае следует вести речь не об изображении неведомого летающего существа, а о стилизованном под птицу изображении летающего аппарата. Нет ничего удивительного для любого народа ассоциировать летающий механизм с птицей. Подобные аналогии присутствуют и в нашей сегодняшней жизни. Данный летающий аппарат имеет геометрически правильное прямоугольное тело (корпус) с двумя конечностями, два крыла, хвостовое оперение и круглую птицеподобную голову с клювом. Крылья при этом нисколько не похожи на птичьи, они изображаются в виде пары прямых палок, на которые крепятся треугольные «перья» (
фото 113). И эта деталь резко отличает данный тип летающего механизма от изображений птиц на других камнях Ики. На голове обязательно присутствует «рога», а точнее, небольшая V-образная конструкция. На большинстве камней, на которых изображен такой аппарат, человек, который помещается на нем, держится за «рога» рукой либо касается рукой головы. Т.е. можно предположить, что эти «рога» являются символом управляющего механизма. Сама голова может быть названа птичьей весьма условно. «Лапы», всегда развернутые в противоположные стороны, также не имеют ничего общего с птичьими. Изображаются они всегда одинаково – в виде трапециевидной фигуры с выступающим средним «пальцем». Следует также отметить, что практически на всех изображениях данные аппараты имеют унифицированный рисунок на боку в виде ряда концентрических окружностей, дополненных штриховыми линиями или зигзагом. На многих рисунках, изображающих этот летательный аппарат присутствуют один или два человека, восседающих на нем (
фото 114). В случае с двумя людьми второй седок, по-видимому, является пассажиром, т.к. он чаще всего не связан с управлением аппаратом. Однако на одном камне изображены два человека верхом на таком аппарате и оба вовлечены в управление машиной: один держится за V-образный выступ на голове экипажа, а второй, сидящий сзади, управляет крыльями аппарата (
фото XXXI). Еще на одном камне приведена очень любопытная сцена. В центре композиции помещен такой же птицеподобный летательный аппарат, на котором сидят два человека, каждый из которых держит в руках подзорную трубу, а по сторонам нанесены изображения двух динозавров подсемейства зауроподовых, на которых и смотрят пассажиры воздушного экипажа (
рис. 8). Третий персонаж в этой сцене находится на земле и наносит одному из ящеров удар ножом в области крестца. Следует заметить, что это совмещение изображений летательного аппарата и динозавра является достаточно типичным для коллекции камней Ики. На другом камне летящие верхом на аппарате люди, наблюдают в подзорные трубы за кометой (
рис. 9). И здесь также помещен рисунок зауроподового ящера. Таким образом, можно сделать вывод, что данные летательные машины были многофункциональными: они использовались как для наблюдений за земной поверхностью, так и для астрономических исследований. Кроме того, данные летательные аппараты, возможно, служили и для бытовых нужд. На одном из крупных камней ( Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|