ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приблизился Час, и раскололась луна.
Когда они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Преходящее колдовство!» Сура 54 «Луна», аяты 1-2
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 140 Ибн Касир передаёт, что мусульмане согласны в том, что это знамение действительно было. Он также упоминает о том, что раскалывание луны упоминается в хадисах, передаваемых разными людьми и относящихся к категории мутаватир, и они дают достоверное знание [Ибн Касир. Бидайа]. Это чудо видели люди в разных уголках Аравийского полуострова. Однако жители Мекки не поверили и сказали: «Мухаммад околдовал нас». А потом они сказали: «Давайте спросим путников о том, что они видели. Ведь Мухаммад не может околдовать всех людей!» На следующий день они спросили людей, прибывших из далёких мест и находившихся до этого за пределами Мекки, и они сообщили им о том, что они тоже видели чудесное знамение. Раскалывание луны видели даже люди, жившие за пределами Аравийского полуострова. Ибн Касир говорит: «Раскалывание луны видели во многих уголках земли, и говорят, что в Индии это событие записали вместе с другими историческими событиями. В эту ночь было возведено строение, а сама ночь была названа ночью раскалывания луны» [Ибн Касир. Бидайа]. Раскалывание луны не является чем-то невозможным и невероятным: в 1846 году раскололась надвое комета Биэлы, а в 1889 году распалась комета Брукса. Об этих двух событиях упоминает астроном Спенсер Джонс в главе о кометах в книге «Бесконечные миры». Однако здесь стоит отметить, что между раскалыванием этих комет и раскалыванием луны достаточно большая разница, потому что они после раскалывания больше уже не соединились, а луна обрела после раскалывания свой первоначальный вид. Это позволяет нам отличить естественное астрономическое явление от чуда, явленного Посланником . Чудо — явление временное, оно исчезает, как только будет достигнута цель. А если бы оно не исчезало, оно со временем перестало бы быть чудом и пополнило бы собой ряд обычных природных явлений. Увеличение количества еды. Пророк являл это чудо не раз. Например, Анас передаёт: «Однажды Абу Тальха сказал Умм Суляйм: "Я услышал, что голос Посланника Аллаха слаб, и понял, что он голодает! Нет ли у тебя чего-нибудь?" Она сказала: "Есть" и достала ячменные лепёшки, а потом взяла своё покрывало, завернула в часть его хлеб и засунула его мне за пазуху, а другой частью повязала меня в качестве чалмы и отправила меня к Посланнику Аллаха . Я понёс этот хлеб и нашёл Послан- ника Аллаха , с которым находились и другие люди, сидящим в мечети, Я подошёл к ним, и Посланник Аллаха спросил: "Тебя послал Абу Тальха?" Я ответил: "Да". Он снова спросил: "С едой?" Я ответил: "Да". Тогда Посланник Аллаха велел людям: "Вставайте!" И они двинулись к выходу из мечети, а я побежал вперёд, пришёл к Абу Тальхе и обо всем рассказал ему. Абу Тальха сказал: "О Умм Суляйм, пришёл Посланник Аллаха с людьми, а у нас нечем накормить их!" Она ответила: "Аллах и Его Посланник знают об этом лучше!" Тогда Абу Тальха пошёл встречать Посланника Аллаха , который вошёл в дом вместе с ним и сказал: "Подавай, что у тебя есть, о Умм Суляйм!" И она принесла этот хлеб, раскрошив его по велению Посланника Аллаха . А потом Умм Суляйм выдавила на хлеб масло из кожаного мешка, приправив его. После этого Посланник Аллаха произнёс над ним то, что было угодно Аллаху, а затем велел: "Впусти десять человек". И Абу Тальха впустил десять человек, которые ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он снова сказал: "Впусти десять" И он впустил их, и они ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он снова сказал: "Впусти десять", и это продолжалось до тех пор, пока не поели и не насытились все, а было их семьдесят или восемьдесят человек!» [Бухари; Муслим]. Джабир ибн 'Абдаллах передаёт: «Я пришёл к своей жене и спросил её: "Есть ли у тебя что-нибудь? Поистине, я вижу, что Посланник Аллаха мучается от голода!" И она достала мешок, в котором было около одного са' ячменя, а кроме того у нас была ручная козочка. И я зарезал её, а моя жена смолола ячмень. Мы сложили мясо в котёл, а потом я вернулся к Посланнику Аллаха и сказал ему так, чтобы никто не слышал: "О Посланник Аллаха, мы закололи нашего козлёнка, и я смолол один са' ячменя, возьми же с собой несколько человек и приходи к нам!" Однако, услышав это, Пророк громко воззвал: "О копавшие ров, Джабир приготовил угощение, поспешите же!" А мне он велел: "Ни в коем случае не снимай котёл с огня и не начинай печь хлеб, пока я не приду!" И я вернулся домой, а потом пришёл Пророк , за которым шли люди. И после этого жена достала наше тесто, что же касается Пророка , то он поплевал на него и призвал на это тесто благословение, потом подошёл к котлу с мясом и снова поплевал и призвал, а потом он сказал моей жене: "Позови какую-нибудь женщину, чтобы она пекла хлеб вместе с тобой, и вынимай мясо из вашего горшка, но только не снимайте его с огня!" Пришедших с Пророком было около тысячи человек, но, клянусь Аллахом, все они поели, а потом оставили еду и ушли, после чего наш котёл продолжал издавать всё те же звуки, а количество теста не уменьшилось» [Мишкат аль-масабих]. Увеличение воды и биение её между пальцев Пророка . Это чудо Посланник также являл не раз. Упомянем несколько таких случаев. Джабир ибн 'Абдаллах передаёт: «В день Худайбии людей стала мучить жажда, а перед Посланником Аллаха стоял сосуд с водой, и он совершил омовение из него. А потом люди обступили его и сказали: "У нас нет воды, чтобы совершить омовение и напиться, кроме той воды, которая осталась в этом твоём сосуде" Тогда Пророк опустил руку в сосуд, и вода забила между его пальцами, словно несколько источников, и мы напились и совершили омовение». Джабира спросили: «А сколько вас было?» Он ответил: «Если бы нас было сто тысяч, нам и тогда хватило бы... А нас было пятнадцать сотен» [Бухари; Муслим]. Кроме того, он сделал так, что в колодце Худайбии в этот день стало много воды. Аль-Бара' ибн 'Азиб передаёт: «Нас было с Пророком четырнадцать сотен человек в день Худайбии, а Худайбия — это колодец, воду которого мы вычерпали, не оставив там ни единой капли. Когда об этом стало известно Пророку , он пришёл к этому колодцу и сел на его край. Потом он велел принести себе сосуд с водой и совершил омовение, потом прополоскал рот и обратился с мольбой к Аллаху, а потом вылил остатки воды в этот колодец и сказал: "Оставьте его на какое-то время''. А потом этот колодец дал столько воды, что люди напились сами и напоили своих верховых животных, после чего двинулись в путь» [Бухари]. А 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт: «Мы считали знамения благодатью, а вы их пугаетесь. Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха находились в пути и вода у нас стала подходить к концу, он сказал: "Соберите оставшуюся воду". Ему принесли сосуд, в котором было немного воды. После этого он опустил руку в этот сосуд и сказал: "Поспешите к благодатной воде, а благодать — от Аллаха!" И я увидел, как вода бьёт ключом меж пальцев Посланника Аллаха . И мы не раз слышали, как еда, которую ел Пророк , прославляет Аллаха» [Бухари]. Обращение его врагов вспять. Одним из чудес, явленных Пророком , стала мольба, с которой он обратился к Всевышнему, когда во время переселения его нагнал Сурака ибн Малик: Аллах внял мольбе Своего Пророка , и лошадь, на которой ехал Сурака, увязла
Глава 7. Признаки пророчества 143 в твёрдой земле по самое брюхо. Увидев это, Сурака сказал: «Я думаю, что вы обратились к Аллаху с мольбой против меня. Обратитесь же теперь к Аллаху с мольбой за меня, и, клянусь вам Аллахом, я перестану преследовать вас». Тогда Пророк обратился к Аллаху с мольбой за него, и он спасся. После этого Сурака, встречая кого-нибудь из тех, кто преследовал Пророка говорил им: «Не ищите здесь, здесь его нет» — так он заставил всех, кто встретился ему, повернуть назад [Бухари; Муслим]. А в битве при Хунайне, когда мусульмане терпели поражение и держался лишь Посланник с кучкой верующих, принёсших ему клятву под деревом, с началом настоящего боя Посланник Аллаха набрал пригоршню мелких камешков и бросил их в лица неверующих, а потом воскликнул: «Они разбиты, клянусь Господом Мухаммада!» Передатчик этого хадиса, аль-'Аббас, сказал: «Клянусь Аллахом, он всего лишь бросил в них этими камешками, но после этого они стали неуклонно терять силы и в конце концов обратились в бегство!» [Муслим]. А вот что сказано в версии Салямы ибн аль-Аква': «Мы участвовали вместе с Посланником Аллаха в битве при Хунайне, и сподвижники Посланника Аллаха обратились вспять. Когда они оказались возле Посланника Аллаха , он спустился со своей мулицы, затем взял горсть земли и бросил её в лица неверующим со словами: "Да будут обезображены лица!" И Аллах наполнил этой землёй глаза каждого из них, они обратились в бегство и потерпели поражение, а Посланник разделил захваченные у них трофеи между мусульманами» [Муслим]. Однажды Абу Джахль поклялся Аль-Лят и Аль-'Уззой, что, если он застанет Посланника , молящимся в мечети Аль-Харам в том месте, где обычно собирались курайшиты, он непременно наступит ногой на его шею и заставит его уткнуться лицом в землю. И, когда он увидел Посланника , совершающего земной поклон, он собрался сделать то, что обещал в клятве, однако, приблизившись к нему, он вдруг попятился назад и вытянул вперёд руки, словно защищаясь. Его спросили: «Что с тобой?» Он ответил: «Поистине, между ним и мною — ров с пламенем, ужас и крылья!» Посланник Аллаха сказал: «Если бы он подошёл ко мне ближе, ангелы разорвали бы его на части» [Муслим]. Ответ Всевышнего на егомольбу 41. Вот какприняла ислам мать Абу Хурайры. Абу Хурайра передаёт: «Я призывал свою мать
41 По: [Хайруддин Ванили. Му'джизат аль-Мустафа, с. 61]. ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 144 к исламу, когда она была язычницей, и однажды, когда я вновь обратился к ней с призывом, она сказала о Посланнике Аллаха то, чтомне неприятно было слышать. И я пришёл к Посланнику Аллаха плача, и сказал: "О Посланник Аллаха! Обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он вывел на истинный путь мать Абу Хурайры.'" Тогда он сказал: "О Аллах! Выведи на истинный путь мать Абу Хурайры". И я вышел от него, радуясь, что Пророк обратился к Аллаху с этой мольбой. Подойдя к двери, я увидел, что она заперта. Моя мать услышала звук моих шагов и сказала: "Оставайся на своём месте, о Абу Хурайра" — и я услышал плеск воды. Она вымылась, надела свою одежду и, слишком торопясь, чтобы надевать ещё и покрывало, открыла дверь и сказала: "О Абу Хурайра, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник!" Тогда я вернулся к Посланнику Аллаха , плача от радости, и он восхвалил Аллаха и сказал благие слова» [Муслим]. А один человек стал благодаря мольбе Пророка Ш искусным наездником. Джарир ибн 'Абдаллах передаёт: «Посланник Аллаха сказал мне: "Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Хальсы 42 ?" Я ответил: "Конечно" А я плохо держался на лошади. Я сказал об этом Пророку , и он ударил меня по груди так, что я увидел след от его руки на своей груди, а затем сказал: "О Аллах! Укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по верному пути" — и после этого я ни разу не падал со своей лошади». И он отправился в сопровождении ста пятидесяти отличных всадников из числа ахмаситов43, предал её огню и разрушил её [Бухари; Муслим]. А Анас передаёт: «Однажды при жизни Посланника Аллаха людей поразила засуха. Как-то раз, когда Пророк произносил пятничную проповедь, со своего места поднялся один бедуин и сказал: "О Посланник Аллаха! Наше имущество пропало, а семьи голодают, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас!" Тогда Пророк воздел руки к небу. В это время на небе не было ни одного облачка, но, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не успел ещё он опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел капли дождя, катившиеся по его
42 Так называлось находившееся в Йемене капище идолов племён Хас'ам и Баджиля — «кааба Йемамы». 43 Группа отважных людей из числа курайшитов. Глава 7. Признаки пророчества 145 бороде. И дождь шёл весь этот день, и на следующий день, и на третий день, и на четвёртый день, и во все остальные дни вплоть до следующей пятницы. А когда настала пятница, со своего места поднялся тот же бедуин или другой человек и сказал: "О Посланник Аллаха! Наши дома разрушились, а имущество оказалось под водой, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас! " И тогда Пророк воздел руки к небу и сказал: "О Аллах, вокруг нас, а не на нас!" И после этого, куда бы он ни указал своей рукой, тучи там расходились, и очистившееся небо над Мединой уподобилось дыре среди окружавших город туч. Что же касается долины Канат, то вода в ней после этого текла ещё целый месяц, и впоследствии каждый человек, откуда бы он ни приезжал [в Медину], обязательно рассказывал об этом сильнейшем дожде». А в другой версии говорится: «.."О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, возвышенности, в долины и на те места, где растут деревья!*'» Анас сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце» [Бухари; Муслим]. А однажды Всевышний наказал одного высокомерного человека после мольбы Пророка . Саляма ибн аль-Аква' передаёт, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии Посланника Аллаха и тот сказал ему: «Ешь правой!» Он ответил: «Я не могу», и тогда Пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему 44, кроме гордости!» — и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку [Муслим]. А в другой раз благословение Пророка распространилось на верблюда Джабира. Джабир передаёт: «Однажды я выступил в поход вместе с Посланником Аллаха . Я ехал на изнурённом верблюде, который обычно использовался для орошения, и он еле шёл. Меня догнал Пророк , который спросил: "Что случилось с твоим верблюдом?" Я ответил: "Он изнурён". Тогда Посланник Аллаха прикрикнул на него и призвал на него благословение, и он пошёл так резво, что обошёл всех остальных верблюдов и пошёл впереди них. Тогда Пророк сказал мне: "Как ты теперь находишь своего верблюда?" Я сказал: "Теперь с ним всё в порядке. На него распространилось твоё благословение" Тогда он спросил: "Согласишься ли 44 То есть: ничто не мешает ему следовать моей Сунне, в соответствии с которой во время еды следует пользоваться правой рукой. ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 146 ты продать мне его за окию?" И я продал его ему с тем условием, что я доеду на нём до Медины. А когда Посланник Аллаха прибыл в Медину, я привёл к нему верблюда, и он отдал мне его цену, а потом вернул его мне» [Бухари; Муслим]. Исцеление больных 45. Однажды Пророк исцелил человека, который сломал ногу. Аль-Бара' передаёт, что Пророк послал нескольких человек к Абу Рафи'46. 'Абдаллах ибн 'Атик проник в его дом ночью, когда он спал, и убил его. 'Абдаллах ибн 'Атик говорит: «Я приложил кончик меча к его животу, надавил на него так, что меч вышел у него из спины, и только после этого убедился, что убил его. А потом я начал открывать одну дверь за другой, дошёл до его лестницы и, сделав шаг вперёд, упал и сломал себе ногу, несмотря на то что ночь была лунной. Я перевязал ногу чалмой, а потом добрался до моих товарищей. Потом я пришёл к Пророку и рассказал ему обо всём. Он сказал: "Вытяни ногу". Я вытянул её, и он провёл по ней рукой, после чего боль прошла, будто её и не было» [Бухари]. А в другой раз Пророк вылечил глаза 'Али ибн Абу Талиба. Сахль ибн Са'д передаёт, что в день Хайбара он слышал, как Пророк сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует нам победу. Он любит Аллаха и Его Посланника, и его любит Аллах и Его Посланник». Услышав это, люди поднялись со своих мест и подошли к Посланнику Аллаха , и каждый надеялся на то, что знамя вручат ему, однако он спросил: «Где 'Али ибн Абу Талиб?» Ему ответили: «О Посланник Аллаха, у него болят глаза». Пророк сказал: «Пошлите за ним». Когда он пришёл, Пророк поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было, и Пророк вручил ему знамя, после чего 'Али спросил: «Следует ли нам сражаться с ними до тех пор, пока они не станут такими же, как мы?» Тогда Пророк сказал: «Не спеши, пока не встретишься с ними, а потом призови их к исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным и какие права имеет на них Аллах. И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами» [Бухари; Муслим]. 45 По: [Хайруддин Ванили. Му'джизат аль-мустафа]. 46 Иудей, один из злейших врагов Посланника Аллаха , который нарушил договор, насмехался над Посланником и поносил его.
Глава 7. Признаки пророчества 147 Пророк также вылечил Саляму ибн аль-Аква'. Язид ибн Абу 'Убайд передаёт: «Однажды я увидел шрам на голени Салямы ибн аль-Аква' и спросил его: "О Абу Муслим, что это за шрам?" Он сказал: "Этот удар я получил в день Хайбара. Тогда люди сказали: <Саляма ранен!> — а я пошёл к Пророку , и он трижды подул и поплевал мне на рану, которая не даёт о себе знать с тех пор и до сегодняшнего дня"» [Бухари]. А однажды Пророк изгнал джинна из одержимого. Я'ля ибн Мурра ас-Сакафи передаёт: «Мы шли вместе с Посланником Аллаха , и, когда мы проходили мимо источника, к нему подошла женщина со своим сыном, который был одержим джинном. Пророк положил руку на его нос и сказал: "Выйди! Поистине, я — Мухаммад, Посланник Аллаха". Потом мы пошли дальше, ана обратном пути, проходя мимо этого источника, спросили о состоянии мальчика, и женщина сказала: "Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, после твоего ухода с ним не происходило ничего подозрительного"» [Ахмад; Мишкат аль-масабих. Хадис с безупречным иснадом]. Пророк сообщает о сокровенном. К чудесам, явленным нашим Пророком , относится и то, что он сообщил нам о Всевышнем Аллахе, Его именах, качествах и действиях, а также об ангелах иих свойствах, о мире джиннов, о Рае и Аде и о событиях, имевших место в далёком прошлом, — например, истории Адама, Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима, Мусы, 'Исы и других пророков и посланников и рассказ о том, что произошло между ними и их народами. Причём рассказ этот достаточно подробный, а обо всём этом не может знать неграмотный человек, не умеющий ни читать, ни писать, и никогда не общавшийся с теми, кто изучал историю народов и много знает о них. К тому же он сообщал о том, о чём не было известно всем этим историкам, а также о том, что скрывали от других люди Писания: он оценивал и исправлял многое из имеющегося у них знания. А всё это указывает на то, что сведения эти он получил от Знающего, Ведающего: «Всё это — повествования о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в Откровении. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде» (сура 11 «Худ», аят 49). В нескольких аятах Корана содержится указание на это доказательство. Например, Всевышний сказал, повествуя нам историю Марьям: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям. Ты не был с ними, когда они препирались» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 44). ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 148 А повествуя историю Мусы, Всевышний сказал: «Тебя не было на склоне горы, когда Мы воззвали, но это было милостью твоего Господа, чтобы ты предостерёг народ, к которому до тебя не приходил предостерегающий увещеватель. Быть может, они помянут назидание» (сура 28 «Рассказ», аят 46). Кроме того, Всевышний Аллах сообщал Своему Посланнику о некоторых событиях в тот момент, когда они происходили. Например, Он сообщил ему о гибели троих предводителей мусульман в битве при Му'те и о том, как после них знамя взял Халид ибн аль-Валид, — Посланник узнал об этом в тот же день. Хадис, в котором упоминается об этом, приводит аль-Бухари [Мишкат аль-масабих]. Кроме того, Аллах сообщил Пророку о смерти правителя Эфиопии и хосроя в день их смерти. Посланник Аллаха сообщал людям о некоторых грядущих событиях: что-то из предсказанного им сбывалось сразу же, а что-то — спустя некоторое время. Например, он указал место гибели каждого из предводителей неверующих в битве при Бадре ещё до того, как состоялось само сражение. Анас передаёт: «Посланник Аллаха собрал людей, и они отправились в путь, остановившись у Бадра. Тогда Посланник Аллаха сказал: "Это — место гибели такого-то". Так говорил он, касаясь рукой земли в определённых местах, и каждый из упомянутых им действительно погиб на месте, указанном Посланником Аллаха » [Муслим]. Он также сообщил о некоторых событиях, которые должны произойти после его кончины. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда умрёт хосрой, не будет другого хосроя после него, и когда умрёт кесарь, не будет другого кесаря 47 после него. И клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы будете расходовать их богатства на пути Аллаха!» [Бухари; Муслим; Тирмизи; Джами' аль-усуль, т. 12, с. 59]. И всё на самом деле произошло именно так, как сказал Пророк . Посланник Аллаха предсказал многое из того, что должно произойти в будущем. Хузайфа ибн аль-Яман передаёт: «Однажды Посланник Аллаха обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всём, что случится вплоть до наступления Часа
47 То есть не будет иного византийского правителя в Шаме, равно как не будет иного персидского правителя в Ираке.
Глава 7. Признаки пророчества 149 этого, не упустив ничего, и некоторые из нас запомнили сказанное им, а некоторые забыли, и эти мои товарищи знают об этом. И мне случается видеть то из этого, о чём я забыл, и увидев, я узнавал эти события, как человек вспоминает лицо отсутствовавшего какое-то время, которого он увидел и узнал» [Бухари; Муслим; Абу Давуд; Джами' аль-усуль, т. 12, с. 63]. Сюда же относится всё, что сказал Пророк о грядущих испытаниях и смутах и о признаках приближения Судного дня, а также о многом другом, — обо всём этом упоминается в сборниках хадисов Посланника . Стон пня. Аль-Бухари и другие приводят такую историю: «Сначала Посланник Аллаха становился для произнесения хутбы на пальмовый пень, а когда для него был установлен минбар, этот пень издал печальный стон, и Пророк подошёл к нему и возложил на него руку». А в другой версии, также приводимой аль-Бухари, говорится: «А когда для него был установлен минбар, мы услышали издаваемые этим пнём звуки, подобные звукам, издаваемым стельными верблюдицами, которые прекратились лишь тогда, когда Посланник Аллаха сошёл вниз и возложил на него руку» [Джами' аль-усуль]. Подчинение деревьев Пророку , их приветствие и беседа с ним 48 ". Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы шли вместе с Посланником Аллаха до тех пор, пока не спустились в широкую долину. Посланник Аллаха собрался справить нужду, однако не нашёл ничего такого, за чем можно было бы укрыться. И вдруг он увидел два дерева на краю долины. Посланник Аллаха подошёл к ним, взялся за ветку одного из них и сказал: "Подчинись мне с позволения Аллаха" И оно подчинилось ему и последовало за ним, словно верблюд с кольцом в носу, который подстраивается под того, кто ведёт его. Затем он подошёл ко второму дереву, взялся за его ветку и сказал ему: "Подчинись мне с позволения Аллаха". И оно также подчинилось ему, И когда он оказался между ними, он сказал им: "Соединитесь надо мной с позволения Аллаха" И они склонились над ним. Я же остался сидеть, разговаривая сам с собой, и когда я бросил взгляд в сторону, я увидел, что Посланник Аллаха уже идёт ко мне, а два дерева разъединились и вернулись в прежнее положение» [Муслим].
48 По: [Му'джизат аль-мустафа, с. 84).
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 150
А Я'ля ибн Мурра ас-Сакафи передаёт: «Мы шли вместе с Посланником Аллаха , а когда остановились на привал, Пророк уснул, и вдруг пришло дерево, разверзая землю, склонилось над ним, укрыв его своими ветвями, а потом вернулось на своё место. Когда Посланник Аллаха проснулся, я рассказал ему о том, что произошло, и он сказал: "Это дерево попросило у своего Господа разрешения поприветствовать Посланника Аллаха, и ему было дано разрешение сделать это"» [Багави; Ахмад]49. Анас ибн Малик передаёт: «Однажды, когда Пророк сидел опечаленный, после того как жители Мекки сделали ему зло, к нему пришёл Джибриль и сказал: "О Посланник Аллаха, желаешь ли ты, чтобы мы показали тебе знамение?" Тот ответил: "Да". Тогда он посмотрел на дерево позади него и сказал: "Позови его". Тот позвал его, и оно приблизилось и встало перед ним. Тогда Джибриль сказал: "А теперь вели ему вернуться назад" И тот велел дереву вернуться назад, и оно вернулось. Тогда Посланник Аллаха сказал: "Довольно, довольно.."» [Дарими; Мишкат аль-масабих. Хадис с безупречным иснадом]. А 'Абдаллах ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды к Посланнику Аллаха пришёл какой-то бедуин и спросил: "Как мне узнать, что ты — пророк?" Он сказал: "Если я позову эту гроздь фиников с этой пальмы, она засвидетельствует, что я — Посланник Аллаха". И Посланник Аллаха позвал её, и она спустилась с пальмы, упав перед ним. А потом он сказал ей: "Вернись обратно" — и она вернулась обратно. Тогда этот бедуин принял ислам» [достоверный хадис. Тирмизи]. Хакк ибн 'Абд-ар-Рахман передаёт, что его отец сказал: «Я спросил Масрука: "Кто сообщил Пророку о джиннах в ту ночь, когда они слушали Коран?" Он ответил: "Твой отец ['Абдаллах ибн Мас'уд] сказал, что о них сообщило дерево"» [Бухари; Муслим]. А 'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы были с Пророком в пути, и навстречу нам шёл какой-то бедуин. Когда он приблизился, Посланник Аллаха спросил его: "Свидетельствуешь ли ты, что нет божества, кроме Аллаха, 49 Хадис со слабым иснадом, однако есть подкрепляющий его хадис с похожим смыслом — его приводит ад-Дарими со слов Джабира. Шейх аль-Албани сказал в своих комментариях к «Мишкат аль-масабих», что сама история достоверна.
Глава 7. Признаки пророчества 151 и что Мухаммад — Посланник Аллаха?" Он ответил: "А кто подтвердит то, что ты говоришь?" Он сказал: "Этот терновый куст". И он позвал этот куст, росший на краю долины, и тот приблизился к нему, разверзая землю, и Пророк , велел ему трижды произнести свидетельство, и он трижды произнёс свидетельство, после чего вернулся на то место, где он рос раньше» [Дарими; Мишкат аль-масабих. Хадис с безупречным иснадом]. Камень приветствует Пророка . Джабир ибн Самура передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я знаю а Мекке такой камень, который приветствовал меня ещё до того, как я стал Посланником, и я знаю его и сейчас» [Муслим; Тирмизи]. Верблюд жалуется Пророку . Я'ля ибн Мурра ас-Сакафи передаёт: «Однажды мы шли вместе с Посланником Аллаха . Мы проходили мимо верблюда, на котором возили воду, и он, увидев Пророка, протяжно заревел и опустил шею. Пророк остановился возле него и спросил: "Кто хозяин этого верблюда?" Тогда хозяин верблюда подошёл к нему и сказал: "Он перед тобой... Мы дарим его тебе. Поистине, он принадлежит семье, у которой нет другого источника пропитания, кроме него". Пророк сказал: "Конечно, ты сказал о нём то, что сказал... Однако он пожаловался на то, что работы очень много, а корма мало, заботьтесь же о нём"» [Багави; Ахмад]50. 'Абдаллах ибн Джа'фар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды Посланник Аллаха посадил меня в седло позади себя. Тогда он поведал мне о том, о чём я никогда никому не рассказывал. Посланник Аллаха собираясь справить нужду, больше всего любил укрываться за какой-нибудь возвышенностью или в пальмовой роще. И вот однажды он зашёл в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, а там был верблюд. Увидев Пророка , этот верблюд жалобно заревел, и в глазах его появились слёзы. Тогда Пророк подошёл к нему, погладил его по спине и затылку, и он успокоился, после чего Пророк спросил: "Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?" Тогда к нему подошёл юноша из числа ансаров и сказал: "Это мой
50 Хадис со слабым иснадом, однако есть подкрепляющий его хадис с похожим смыслом — его передает ад-Дарими со слов Джабира. Шейх аль-Албани сказал, что сама история достоверна [Мишкат аль-масабих, т. 3, с. 188].
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 152
верблюд, о Посланник Аллаха!" Пророк сказал ему; "Разве не боишься ты Аллаха в отношении этого бессловесного животного, которое Аллах дал тебе в пользование? Он пожаловался на то, что ты заставляешь его голодать и изнуряешь его работой"» [Абу Давуд; аль-Хаким; Ахмад; Ибн 'Асакир. Приведена версия Ибн'Асакира]51.
Чудеса, творимые не пророками Чудеса праведников. Приверженцы Сунны верят в чудеса праведников (карамат)52, то есть в то, что иногда Аллах дарует им сверхъестественные способности или знание, которое недоступно другим людям [Маджму' аль-фагзва]. Однако некоторые группы мусульман отрицают чудеса праведников, например му'тазилиты. А доказательство у них такое: если бы сверхъестественное могли совершать не только пророки, тогда мы не могли бы отличить праведника от пророка и чудеса не могли бы служить подтверждением правдивости пророков [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. Эти их слова неприемлемы, потому что о чудесах праведников упоминается в Коране, а также в достоверных хадисах, относящихся к тому же к категории мутаватир. Более того, люди во все времена и во всех местах наблюдают подобные чудеса и сверхъестественные явления. Их довод был бы обоснованным, если бы праведники, творя чудеса, утверждали при этом, что они — пророки, а такого никогда не происходило и не происходит в наше время: если бы праведник утверждал, что он — пророк, он был бы не праведником, а лжецом и лжепророком [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа]. Имам Ахмад выска-
51 Хадис с безупречным иснадом, отвечающий условиям Муслима, который также приводит его, но без упоминания истории с верблюдом.
52 Учёные дают этим чудесам такое определение: «Это нечто сверхъестественное, совершаемое человеком, при этом сам человек не утверждает, что он пророк, и действие его не является предвестием пророчества, и, насколько можно судить по внешним признакам, человек этот праведен и следует за пророком, шариату которого он обязан подчиняться, имеет правильные убеждения и делает добрые дела, и неважно, знает об этом этот раб Всевышнего или нет» [Лявами' аль-анвар ал.ь-бах.иййа, т. 2, с. 393]. Глава 7. Признаки пророчества 153
зал. порицание тем, кто не верит в чудеса праведников, и назвал их заблудшими [Лявами' аль-аквар аль-бахиййа, т. 2, с. 393]. Зачем праведникам даруются эти чудесные способности? Всевышний Аллах наделяет некоторых из Своих рабов сверхъестественными способностями. Это — оказание им почёта за их праведность, благочестие и твёрдую веру. А в других случаях цель этого — удовлетворение их потребностей, например потребности в еде, питье или безопасности. А иногда Всевышний дарует им это для поддержки религии, возвышения Его Слова, утверждения истины и опровержения лжи53. В качестве примера можно привести аяты Корана, в которых рассказывается о Марьям: у неё появлялись зимние фрукты летом, а летние — зимой. Всевышний сказал: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у неё пропитание. Он сказал: "О Марьям! Откуда у тебя это?" Она ответила: "Это — от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счёта, кому пожелает"» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 37). Сюда же относится история юношей, проспавших в пещере триста девять лет: Аллах сделал так, что всё это время их тела сохранялись в неизменном виде, — об этом рассказывается в суре «Аль-Кахф = Пещера». Подобные случаи имели место и в жизни сподвижников Посланника Аллаха . Свет на палке. Аль-Бухари приводит историю о том, как однажды Усайд ибн Худайр и 'Аббад ибн Бишр поговорили с Пророком о каком-то своём деле и вышли от него уже ночью. А ночь была очень тёмной, и, выйдя от Посланника Аллаха , они отправились домой, спотыкаясь. А в руке у каждого из них была палка. И палка одного из них начала излучать свет, освещая им путь, и они продолжили свой путь, пользуясь её светом. А когда они разошлись, палка второго тоже начала излучать свет, и каждый из них шёл при свете своей палки до тех пор, пока не добрался до своей семьи [Мишкат аль-масабих]. Благословенная еда. Однажды Абу Бакр ас-Сыддик привёл домой трёх человек из числа живущих под навесом, поскольку Посланник велел мусульманам приглашать этих людей в гости и оказывать им гостеприимство. Абу Бакр оставил их в своём доме,
53 Многие философы-догматики считают, что способность творить чудеса может быть дарована только пророкам. ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 154 чтобы его семья накормила их, а сам отправился к Посланнику и вернулся домой уже поздней ночью. Его жена спросила его: «Что помешало тебе прийти к твоим гостям?» Он спросил: «Разве ты не накормила их ужином?» Она сказала: «Они отказались есть, пока ты не придёшь». Тогда Абу Бакр разгневался и сказал: «Я никогда не стану есть этого!» Его жена также поклялась в этом, и гости поклялись, что они не будут есть этого. И тогда Абу Бакр воскликнул: «Это — от шайтана!» — после чего велел подать себе еду и поел, и поели все остальные, и какой бы кусок они ни брали, снизу появлялось ещё больше. Абу Бакр спросил свою жену: «О сестра бану Фирас, что же это?!» Она воскликнула: «Какая радость! Сейчас еды в три раза больше, чем было!» И они поели, а потом отослали эту еду Пророку и он тоже ел её [Мишкат аль-масабих]. Так Аллах почтил Абу Бакра за его заслуги и достоинства, а также за то, что он не пошёл на поводу у своего гнева и сначала поклялся, что не станет есть эту еду, а потом отказался от своего решения, поняв, что это шайтан подталкивает его к этому, и не пожелал подчиняться ему. И Аллах почтил его за это. Судно и лев. Однажды судно с вольноотпущенником Посланника Аллаха заблудилось во владениях византийцев в поисках войск мусульман или попало в плен. Освободившись, этот вольноотпущенник отправился на поиски мусульман и увидел льва. Он сказал ему: «О Абу аль-Харис54! Я — вольноотпущенник Посланника Аллаха , и со мной случилось то-то и то-то». Тогда лев подошёл к нему, махая хвостом, и встал рядом с ним. Каждый раз, услышав какой-нибудь звук, он бросался в ту сторону. А потом он пошёл рядом с ним, а когда они добрались до войска, лев вернулся назад [Мишкат аль-масабих]55. Крик, изданный в Медине и услышанный в Шаме. Однажды 'Умар ибн аль-Хаттаб послал войско, назначив командующим человека по имени Сария. А во время своей хутбы 'Умар вдруг закричал: «О Сария! Гора!» А потом прибыл гонец от войска, который рассказал: «О повелитель верующих, мы встретились с врагом, и он нанёс нам поражение, и вдруг мы услышали крик: "О Сария! Гора!" Тогда мы приблизились к горе, встав спиной к ней, и Всевышний Аллах послал им поражение» [Байхаки. Даляиль ан-нубувва; Ибн 'Асакир: хадис с хорошим иснадом]. 54 Прозвище льва. 55 Аль-Хаким: достоверный хадис, отвечающий условиям Муслима. Аз-Захаби согласился с ним. Глава 7. Признаки пророчества 155 Некоторые чудеса праведных людей Ибн Таймийя упоминает и о других чудесах праведников. Некоторые из них мы приведём здесь [Маджму' аль-фатава]. Например, когда Хубайб ибн 'Ади был пленником у язычников в досточтимой Мекке, у него появлялся виноград и он ел его, а в то время во всей Мекке не было ни одной виноградины. А когда Умм Айман переселялась, у неё не было ни еды, ни воды, и она готова была умереть от жажды. И вот, когда настало время разговения — а она в это время соблюдала пост, — она услышала какой-то звук над своей головой. Она подняла голову и увидела висящее над ней ведро. Она напилась из него, и не испытывала жажды до конца своей жизни. А когда аль-Бара' ибн Малик заклинал Всевышнего Аллаха, Тот непременно исполнял то, чего он желал. И в разгар сражения мусульмане просили: «О Бара'! Закляни своего Господа!» Тогда он говорил: «Господи! Заклинаю тебя, позволь нам одержать верх над ними!» — и враг терпел поражение. А в день битвы при Кадисийи он сказал: «Господи, заклинаю тебя, помоги нам одержать верх над ними и сделай меня первым мучеником!» — и враг был разгромлен, а аль-Бара' стал мучеником. А Халид ибн аль-Валид однажды осадил неприступную крепость, и находившиеся там люди сказали: «Мы не сдадимся, пока ты не выпьешь яд!» Тогда он выпил яд, однако он не повредил ему. А когда аз-Зубайру стали пытать из-за её ислама, она не захотела отрекаться от своей религии, и в конце концов она лишилась зрения. Увидев это, язычники сказали: «Её лишили зрения Аль-Лят и Аль-'Узза». Тогда она воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом!» — и Аллах вернул ей зрение. Однажды аль-Хасан аль-Басри укрылся от аль-Хаджжаджа, и за ним приходили шесть раз, однако он обращался к Всевышнему Аллаху с мольбой, и приходившие не видели его. А в другой раз он обратился к Аллаху с мольбой против одного хариджита, который делал ему зло и наносил ему обиды, и тот упал замертво. А когда скончался Увайс аль-Карни, среди его одежды нашли саваны, которых там раньше не было. Кроме того, нашли вырытую для него могилу с нишей в скале. Его завернули в эти саваны и положили в эту могилу.
Следование путём истины — самый ценный дар Чудесные способности, которые Всевышний дарует некоторым праведным людям, вовсе не указывают на то, что эти люди лучше и выше
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 156 по своему положению, чем те, кому Он таких способностей не даровал. Как раз наоборот — иногда Всевышний Аллах наделяет человека чудесными способностями как раз для того, чтобы укрепить его слабую веру. А иногда цель состоит в удовлетворении одной из потребностей человека. И. вполне может статься, что человек, никогда не являвший никаких чудес, лучше тех, кто совершал чудеса, а вера его совершеннее, и он не нуждается в том, что даруется им. Именно поэтому в поколении, заставшем сподвижников, было намного больше людей, творивших чудеса, чем в поколении самих сподвижников. Поэтому человек не должен уделять этим чудесам слишком много внимания и жаждать, чтобы однажды подобные сверхъестественные способности были дарованы и ему, и он не должен огорчаться и печалиться, если Всевышний не дарует ему ничего такого. Истину сказал Абу 'Али аль-Джузджани: «Стремись к тому, чтобы следовать прямым путём, а не к сверхъестественным способностям, ибо, поистине, душа твоя по природе своей всегда тянется к чуду и стремится к нему, а Твой Господь требует от тебя следования прямым путём». И один из тех, кто понял его слова, сказал: «Это великая основа в данной области и секрет беспечности и легкомыслия многих идущих и стремящихся» [Маджму' аль-фатава].
Сверхъестественные явления и проделки шайтана Многие люди заблуждаются, считая каждого, кто делает нечто сверхъестественное, благочестивым праведником и приближённым Всевышнего (вали). Некоторые люди парят в воздухе, ходят по воде или делают нечто подобное, притом что они — самые нечестивые, порочные и грешные из всех творений Аллаха. Более того, некоторые из таких людей даже утверждают, что они являются пророками! Например, аль-Харис ад-Димашки, который появился в Шаме во времена 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и заявил, что он — пророк. При этом он творил чудеса, на его ноги надевали оковы, а он чудесным образом освобождался от них, или ему наносили удары каким-нибудь оружием, а оно не причиняло ему вреда и не оставляло на его теле никаких следов. И люди слышали восхваления и прославления мрамора, когда он проводил по нему рукой, и он показывал им людей и всадников, парящих в воздухе, и говорил, что это — ангелы. Все эти и им подобные «чудеса» — проделки шайтана. Поэтому, когда некоторые праведники видели подобные деяния шайтана, они упоминали Имя Аллаха, читали аят «Аль-Курси» или другой отрывок из Корана,
Глава 7. Признаки пророчества 157 и всё это мигом исчезало и рассеивалось. То же самое имело место и в случае с аль-Харисом ад-Димашки: когда мусульмане схватили его, чтобы убить, один из них попытался пронзить его своим копьём, но оно не вошло в его тело, и 'Абд-аль-Малик сказал ему: «Ты не помянул Имя Аллаха» — тогда он произнёс имя Аллаха, затем пронзил его копьём и убил [Маджму' аль-фатава]. И Масих Даджжаль будет творить чудеса, которые будут изумлять и ошеломлять всякого, кто увидит их, однако при этом он будет утверждать, что он — Бог. Творимые чудеса и сверхъестественные способности не указывают на то, что данный человек — праведник и приближённый Всевышнего Аллаха (вали). Причины чуда праведников — вера, богобоязненность, следование прямому пути и покорность Всевышнему. Если же в основе чуда лежат неверие, придавание Аллаху сотоварищей, несправедливость, нечестие и порок, то это — деяния шайтана, а не чудеса, даруемые праведным людям Милостивым.
Упоминания о Пророке в Писаниях общин, живших до нас
Всевышний Аллах сказал: Разве для них не является знамением то, что учёные сынов Исраиля знают его? Сура 26 «Поэты», аят 197
В этом аяте разъясняется, что к ясным знамениям, указывающим на правдивость Посланника относится и то, что сыны Израилевы знали о его грядущем пришествии, и знание это сохранено и зафиксировано в их книгах. Всевышний Аллах сказал: «...и упоминается он в Писаниях древних народов» (сура 26 «Поэты», аят 196).
Упомянутые в Коране предсказания предыдущих пророков относительно пришествия нашего Пророка Мухаммада Коран, ниспосланный нам от нашего Господа, Знающего и Ведающего, сообщает нам о том, что упоминания о Мухаммеде и его общине содержатся в Писаниях, ниспосланных ранее, а также о том, что предыдущие пророки предсказывали его пришествие.
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 158 Всевышний сказал: Вот Аллах взял завет с пророков: «Я одарю вас из Писания и мудрости. Если же после этого к вам придёт Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет?» Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 81
Из этого аята большинство толкователей Корана поняли, что Аллах взял с каждого пророка завет о том, что если Мухаммад будет послан при его жизни, он обязательно уверует в него и оставит свой шариат ради его Шариата. А это в свою очередь, указывает на то, что упоминание о нём имеется у каждого из предыдущих пророков. Мольба Ибрахима. Аль-'Ирбад ибн Сария передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «У Аллаха было записано, что я — печать пророков, ещё тогда, когда Адам был глиной, и я расскажу вам о том, с чего началось моё дело. Это мольба Ибрахима, предсказание 'Исы и сон, который видела моя мать после того, как родила меня: свет, осветивший даже дворцы Шама» [Мишкат аль-масабих]56. Всевышний Аллах сообщил нам о том, что халиль Милостивого Ибрахим и его сын Исма'иль строили Каабу и взывали к Аллаху, и одно из их обращений к Всевышнему с мольбой зафиксировано в Коране в суре «Аль-Бакара = Корова»:
Вот Ибрахим и Исма'иль подняли основание Дома [Каабы]: «Господь наш! Прими от нас!
56 Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным. Глава 7. Признаки пророчества 159 Воистину, Ты — Слышащий, Знающий.
Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный. Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтёт им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый». Сура 2 «Корова», аяты 127-129
И Всевышний Аллах ответил на мольбу Ибрахима и его сына, пророка Аллаха Исма'иля, и пришествие Мухаммада стало этим ответом. И даже в существующей сегодня искажённой Торе всё ещё присутствует часть этой истории. Там сказано, что Аллах внял мольбе Ибрахима (Авраама) относительно Исма'иля (Измаила). Вот что сказано в Книге Бытия (17:20): «И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|