Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Клянусь смоковницей и




оливой!

Клянусь горой Синаем!

Клянусь этим безопасным городом [Меккой]!

Сура 95 «Смоковница», аяты 1-3

 

А в Ветхом Завете упоминается о месте внушения ему Откровения. В Книге Пророка Исаии (21:13) говорится: «Откровение со стороны земель арабов в горах...»63 А ниспослание Откровения началось в земле арабов в горах в пещере Хира.

В этой же главе рассказывается о переселении Посланника и указывается место, в которое он переселился: «Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих. Ибо они от мечей бегут, от меча обнажённого, и от лука натянутого, и от лютости войны» (Ис. 21:14-15). Земля Фемайская — это Медина, и из текста видно, что речь идёт о переселении Посланника . Эта глава заканчивается такими словами: «Ибо так сказал мне Господь: ещё год, равный году наёмничьему, и вся слава Кида-

 

 
 


63 В Русском синодальном тексте сказано: «Пророчество об Аравии. — В лесу Аравийском...».

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 166

 


рова исчезнет; и луков у храбрых сынов Кидара останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев».

Здесь речь идёт о битве при Бадре — она произошла как раз спустя год, равный наёмничьему году, после переселения, и исчезла слава Кидара. Кидар — потомок Исма'иля, а его потомки — жители Мекки, и после битвы при Бадре луков у сынов Кидара действительно осталось немного...

 

 

Указания на место переселения Посланника в Ветхом Завете

В Ветхом Завете имеются указания на место, в которое переселился Посланник . В Книге Пророка Исаии (42:11-12) сказано: «Да возвысит голос пустыня и города её, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах64, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу...»

Кидар — один из сыновей Исма'иля. Об этом сказано в Книге Бытия (25:13).

Возвышение голоса и возглашение — это азан, который и сегодня раздаётся пять раз ежедневно. Это восхваление и возвеличивание Господа в праздники, а также постоянно, днём и ночью, слетало с чистых уст мусульман благословенной Медины.

 

 

Указание на деяния Мухаммада в Ветхом Завете

В Ветхом Завете упоминается о распространении призыва Посланника и о некоторых событиях, связанных с ним. Например, в Книге Пророка Аввакума сказано: «Бог от Фемана грядёт и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идёт язва, а по стопам Его — жгучий ветер65. Он стал — и поколебал землю; воззрел — ив трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали...» (Авв. 3:3-6).

 

64 Автор книги, приводя данную цитату из Библии, упоминает в этом месте название горы — Саль'. Эта гора находится в Медине. Однако в современном переводе Библии на русский язык этого названия уже нет.

65 Это — цитата из современного перевода Библии на русский язык. А в цитате, приводимой автором и взятой из более ранних изданий Библии, вместо слов «горячий ветер» написано «горячка» или «лихорадка».

Глава 7. Признаки пророчества 167

 


В этих стихах сообщается о великой победе, одержанной Посланником и его сподвижниками, а также о распространении его призыва по всей земле. Вековые горы — это великие государства, которые дрогнули, а первобытные холмы — менее могущественные государства, которые обратились в прах. И это действительно сбылось. Кроме того, в этом предсказании упоминается о блеске, подобном солнечному свету, в его руках, и о язве, которая бежит от лица его, и горячке, которая выходит из-под стоп его. А каждый, кто хорошо знаком с жизнеописанием Пророка , понимает, какие два события подразумеваются здесь.

Блеск и свет, исходящий от его рук. В тексте говорится: «Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» А далее сказано: «Он стал — и поколебал землю; воззрел — и в трепет привёл народы». Мне представляется, что речь идёт о вполне определённом событии. Перед битвой у Рва, когда сподвижники рыли ров, им помешал большой камень, и тогда Посланник подошёл к этому камню и ударил по нему со всей силой. После этого удара треть его отвалилась, и из него вышел свет. Посланник Аллаха воскликнул: «Аллах велик!» — сподвижники повторили за ним. После этого он ударил по камню во второй и в третий раз. Пророк сообщил, что, когда свет вышел первый раз, он увидел дворцы Шама, когда он вышел во второй раз — дворцы Персии, а когда свет вышел в третий раз, он увидел ворота Саны.

Аль-Бара' ибн 'Азиб передаёт: «Когда Посланник Аллаха велел нам рыть ров, мы наткнулись на огромный камень, который не брала мотыга. Мы пожаловались Пророку , и он пришёл, взял мотыгу, сказал: "Бисмиллях" — и ударил по нему. Тогда треть камня раскололась, и Пророк сказал: "Аллах велик! Мне были дарованы ключи Шама. Клянусь Аллахом, я вижу сейчас его красные дворцы". Затем он ударил по камню второй раз — и раскололась вторая его треть, и Пророк сказал: "Аллах Велик! Мне были дарованы ключи Персии. Клянусь Аллахом, я вижу сейчас белый дворец Мадаина 66 ". Затем он ударил по камню в третий раз, сказав: "Бисмиллях" — и расколол оставшуюся часть камня, после чего сказал: "Аллах Велик! Мне были дарованы ключи Йемена. Клянусь Аллахом, я вижу сейчас, вот с этого места, ворота Саны" » [Насаи; Ахмад; Фатх аль-Бари, т. 7, с. 397].


66 Арабское название города Ктесифон.

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 168


А в версии ат-Табарани говорится: «И он ударил по камню, и из него изошло сияние, и он сказал: "Аллах велик!" — и мусульмане сказали: "Аллах велик"». Далее в этой версии говорится: «Первое сияние озарило дворцы Шама, и Джибриль сообщил мне о том, что моей общине будет дарована власть над ними...».

А теперь вновь посмотрите на приведённый нами ранее текст: «Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Он стал — и поколебал землю; воззрел...»

А теперь посмотрите на приведённые нами хадисы. Разве они не являются толкованием этого предсказания?

Уход язвы и выход горячки. В этом предсказании говорится: «Пред лицем Его идёт язва, а по стопам Его — жгучий ветер»67. Вполне понятно, что подразумевается под этими словами, и другое толкование им найти сложно. Медина до переселения в неё Посланника была известна горячкой. В хадисе, передаваемом Ибн 'Аббасом, говорится, что когда Посланник Аллаха и его сподвижники прибыли в Мекку для совершения 'умры (известной как «'умра искупления»), язычники сказали: «Поистине, к вам идут люди, ослабленные лихорадкой Ясриба!» [Фатх аль-Бари, т. 3, с. 469]. Этой лихорадкой заболели и некоторые сподвижники Посланника сразу после своего прибытия в Медину, и тогда Посланник Аллаха обратился к своему Господу с мольбой о том, чтобы эта лихорадка ушла.

'Аиша передаёт: «После приезда Посланника Аллаха в Медину Абу Бакр и Биляль заболели лихорадкой. И я пришла к ним68 и сказала: "О отец! Как ты себя чувствуешь? О Биляль! Как ты себя чувствуешь?"

Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра, он говорил:

 

Каждый человек пробуждается в окруженьи семьи своей,

А смерть ближе к нему, чем ремень его сандалии!

 

Что касается Биляля, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил такие стихи:

 

67 Напоминаем, что в цитате, которую приводит автор, вместо слов «жгучий ветер» употреблено слово «горячка», однако в современном переводе Библии на русский язык этот стих выглядит именно так. Это лишнее подтверждение того, что в текст были внесены изменения.

68 Это было до ниспослания аята о хиджабе.

 

Глава 7. Признаки пророчества 169

 


Знать бы мне, смогу ли провести ночь

В долине среди душистого тростника и джалиля69?

И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Миджанны70

И покажутся ли предо мной Шама и Тафиль71?

 

И я пришла к Посланнику Аллаха и рассказала ему об этом. Тогда Посланник Аллаха сказал: "О Аллах, сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллах, благослови наши са' и наши мудды, и оздорови для нас климат её, и перенеси её лихорадку в Джухфу!"» [Фатх аль-Бари, т. 7, с. 262].

А в конце «Книги хаджа» аль-Бухари добавляет: «А потом Биляль говорил: "О Аллах, прокляни 'Утбу ибн Раби'а и Шейбу ибн Раби'а и Умайю ибн Халяфа, вынудивших нас покинуть нашу землю и уехать туда, где свирепствуют болезни!"» [Фатх аль-Бари].

То есть земля Ясриба была зачумлённой настолько, что почти каждый, кто приезжал туда, заболевал горячкой.

И Всевышний Аллах внял мольбе Своего Пророка , и перенёс из неё лихорадку в другое место, и оздоровил климат Медины, и болезнь ушла из неё. Абу 'Усайб, вольноотпущенник Посланника Аллаха, передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Джибриль пришёл ко мне с лихорадкой и чумой, и я задержал лихорадку в Медине, а чуму отослал в Шам» [Ахмад].

Вероятнее всего, он задержал лихорадку в Медине вначале, а потом велел отослать её в Джухфу. Или же имеется в виду, что он задержал её в том районе, где расположена Медина, поскольку Джухфа находится недалеко от Медины. В любом случае упомянутое в Ветхом Завете предсказание указывает именно на это событие.

 

 

Разнообразные предсказания

А иногда мы находим предсказания, в которых упоминаются признаки Пророка , Откровение, ниспосланное ему Аллахом, а также его община и то, что с ней происходило. Там рассказывается о содействии Всевышнего ему и его общине, о том, как Он посы-

 

 
 


69 Джалиль — название травы с приятным запахом.

70 Миджанна — название места близ Мекки.

71 Шама, Тафиль — названия гор.

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 170


лал им на помощь ангелов, а также о части того, что даровал Аллах Своему Посланнику и посредством чего Он почтил его, — например, о его вознесении на небеса. Такие предсказания есть в Книге пророка Даниила.

Вот Даниил [Аль-Джаваб ас-сахих, т. 3, с. 331] угрожает евреям и описывает общину Мухаммада : «Поистине, Аллах дарует им победу над вами, и пошлёт среди них пророка, ниспошлёт им Писание, и дарует им власть над вами. Они одолеют вас и принизят вас посредством Истины, и выйдут мужи Кидара с народами многими, и будут сопровождать их ангелы на белых конях, и они окружат вас, и станет исходом вашим огонь, и да убережёт нас Господь от огня!»

Кидар — сын Исма'иля. Его потомки распространились по земле и завладели Шамом, Аравийским полуостровом, Египтом и Ираком. Есть сообщения о том, что ангелы во время битвы при Бадре и Битвы у рва спускались на белых лошадях, передаются многими людьми и относятся к категории мутаватир. Кроме того, Даниил говорит, называя имя Мухаммада : «Много стрел будет пущено твоим луком, и стрелы окрасятся кровью по велению твоему, о Мухаммад».

Даниил также говорит: «Я попросил Аллаха, обратившись к Нему с мольбой, чтобы Он поведал мне, что будет с сынами Израилевыми, и простит ли Он их, и вернёт ли им владычество их, и пошлёт ли из их среды пророков, или же дарует всё это другим. И явился ко мне ангел в облике юноши с прекрасным лицом и сказал: "Мир тебе, о Даниил. Поистине, Аллах говорит: поистине, сыны Израилевы разгневали Меня и восстали против Меня, и стали поклоняться другим богам вместо Меня, и стали невежественными после того, как были знающими, и стали лживыми после того, как были правдивыми. И Навуходоносор установил свою власть над ними, убил мужей их, пленил потомство их, разрушил храмы их, сжёг книги их. И то же самое делали с ними те, кто пришёл после него... Я недоволен ими, и не прощу им проступки их. И будут они пребывать под гневом Моим до тех пор, пока не пошлю Я Мессию Моего, сына Девы непорочной, и запечатаю это для них проклятием и гневом, и будут они проклятыми, и будет на них позор и унижение до тех пор, когда пошлю Я пророка сынов Измаила, радостная весть о котором была дана Агари. Я послал к ней ангела Своего, и он сообщил ей радостную весть. Я внушу Откровение этому пророку, и научу его именам, и украшу его богобоязненностью, и сделаю благочестие признаком его, и богобоязненность — сущностью его,

 

Глава 7. Признаки пророчества 171

 


и правдивость — словами его, и верность и надёжность — природой его, и стремление ко Мне — путём его, и благоразумие — обычаем его, и дарую Я ему Писание, подтверждающее то, что было в предыдущих Писаниях, и отменю некоторое из того, что было в них. И Я вознесу его к Себе, и подниму его от неба к небу, пока он не возвысится, и Я приближу его к Себе, и поприветствую его, а потом возвращу его к рабам Моим с радостью. И будет он беречь отданное ему на хранение, и будет он правдивым в том, о чём поведает, и будет он призывать к единобожию словами мягкими и благим увещеванием, и не будет он жестокосердным и грубым, кричащим на рынках. И будет он сострадателен к тем, кто станет поддерживать его, и милосердным к тем, кто отнесётся к нему враждебно. И будет он призывать народ свой к единобожию и поклонению Мне, и рассказывать им о том, что видел он из Моих знамений, а они обвинят его во лжи и будут делать ему зло"».

Ибн Таймийя говорит: «Далее Даниил приводит историю Посланника Аллаха , переданную ему ангелом, вплоть до описания конца этой общины после трубного гласа, а также конец света».

Далее он говорит: «И это предсказание и по сей день есть у иудеев и христиан, и они читают его и говорят: тот, о ком говорится в нём, ещё не появился»72.

 

 

Предсказания Евангелия73

В Евангелии от Матфея (21:42-44) говорится: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит».

 
 


72 Здесь, как и в других подобных случаях, источники цитируются по версиям, современным тем мусульманским авторам, которые их анализируют. Современные тексты Библии выглядят иначе, однако у нас нет оснований не верить мусульманским учёным, утверждающим, что тексты докоранических Священных Писаний искажались и, соответственно, ранее выглядели не так, как сегодня.

73 По: [Нубувват Мухаммад мин аш-шакк иля аль-йакин, с. 297-300].

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 172


Этот камень — наш господин Мухаммад . Абу Хурайра и Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передают, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, для сравнения меня с жившими прежде пророками можно привести притчу о человеке, который построил хороший дом и украсил его, если не считать того, что не хватало последнего кирпича в одном из его углов. И люди стали ходить вокруг этого дома, дивясь его красоте и говоря: "Вот если бы и этот кирпич был на месте!"» Пророк также сказал: «Я и есть этот кирпич, и япоследний из пророков» [Бухари; Муслим].

А Ибн аль-Каййим сказал: «А теперь подумайте над тем, что сказал 'Иса в другом предсказании: "Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" Эти слова имеют тот же смысл, что и слова Пророка : "Поистине, для сравнения меня с жившими прежде пророками можно привести притчу о человеке, который построил хороший дом и украсил его, если не считать того, что не хватало последнего кирпича в одном из его углов. И люди стали ходить вокруг этого дома, дивясь его красоте и говоря: <Вот если бы и этот кирпич был на месте!и я и есть этот кирпич".

И обратите внимание на слова 'Исы в этом предсказании: "...отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу..." Слова эти совпадают по смыслу со словами Всевышнего: "Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании [Хранимой Скрижали], что землю унаследуют Мои праведные рабы" (сура 21 "Пророки" аят 105). А также с Его Словами: "Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле" (сура 24 "Свет" аят 55)» [Хидайат аль-хийара].

Нечто подобное упоминается в Евангелии от Матфея (8:11-12): «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Это предсказание указывает на появление общины ислама, которая придёт с востока и запада, и будет Всевышний доволен ею, и будет она у Него вместе с теми, кому Он оказал Свою милость из числа пророков, правдивых и искренних, а также мучеников и праведников, а они — прекрасные товарищи.

А в книге «Аль-Фарик = Различение» сказано: «О христианин! Если ты будешь беспристрастным, то поймёшь, что те, кто придёт

 

Глава 7. Признаки пророчества 173

 


с востока земли и запада, — это община Мухаммада, потому что вы — присутствующие, то есть те, к кому обращена речь Иисуса , а он говорит о народе, который появится в будущем, а вас он исключил из их числа, сказав: "А сыны царства..."».

Нечто подобное упоминается в Евангелии от Иоанна (4:21): «Иисус говорит ей: поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу».

Этот текст указывает на то, что грядёт появление новой религии и что центром её будет уже не Иерусалим. А это — ясное указание на изменение киблы со стороны Иерусалима к Каабе, которая стала киблой для последователей новой религии. Это подтверждают Слова Всевышнего:

 
 


Мы видели, как ты обращал своё лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же своё лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в её сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова Истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают.

Сура 2 «Корова», аят 144

 

Мусульмане сначала обращались при совершении молитвы в сторону Иерусалима, а потом был ниспослан аят, в котором содержалось веление обращаться в сторону Заповедного Дома Аллаха в Благословенной Мекке.

Автор книги «Аль-Инджиль ва ас-салиб = Евангелие и крест» упоминает о том, что в Евангелии от Луки (2:14) говорится: «Слава в вышних Богу, и на земле ислам, а человекам — Хвалимый».

Однако переводчики написали так: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, а в человеках благоволение». А автор книги считает правильным первый вариант.

Автор утверждает, что было два слова в языке оригинала, точное значение которых не было понято, и они не были переведены

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 174

 


должным образом. Вот эти два слова: эйрене — они перевели его как мир; и эвдокия, которое они перевели как благоволение.

Что касается первого слова, то оно переводилось как мир. Автор же считает, что правильный перевод этого слова — ислам. Он говорит (с. 40): «Известно, что слово "ислам" заключает в себе множество разных значений, в том числе и те значения, которые несут в себе слова "мир", "примирение" и "благополучие, безопасность, умиротворение" и так далее. Кроме того, оно несёт в себе ещё и дополнительные значения, поэтому оно — наиболее подходящее, поскольку значений у него больше, чем у остальных слов, которые можно было бы поставить на его место. Однако слова ангелов: "...и на земле мир" невозможно перевести как "...и на земле примирение (или перемирие)" Ведь все мы (особенно живые существа и, конечно же, человек) в этом маленьком мире живём по естественным законам, не отрываясь от реальности, и разного рода неприятные события, в том числе разногласия, противостояния, конфликты, практически неизбежны... И это невозможно, чтобы люди жили на земле так, чтобы между ними всегда был мир и согласие».

Далее он приводит в качестве доказательства слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч» (Матф. 10:34).

Ещё он приводит сказанное Иисусом: «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!.. Думаете ли вы, что я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк. 12:49-51).

А из этих высказываний следует, что переводить данное слово как «мир» или «примирение» неправильно, и именно слово «ислам» больше всего подходит сюда по значению.

Автор названной книги также считает, что правильный перевод второго слова — эвдокия — «Ахмад», или «хвалимый», а вовсе не «благоволение». Он доказывает, что правильный перевод упомянутого слова — «Ахмад» или «Мухаммад», и вся фраза в переводе должна звучать так: «Слава в вышних Богу, и на земле ислам, а человекам — Хвалимый» [Абд-аль-Ахад Давуд. Аль-Инджиль ва ас-салиб, с. 34-53].

 

 

Предсказания из Евангелия от Варнавы

Это Евангелие наполнено предсказаниями, ясно указывающими на избранного Посланника . Например, на странице 161 сказано: «Бог

 

Глава 7. Признаки пророчества 175


сказал: терпи, о Мухаммад». А на странице 162 говорится: «О Господь, пошли к нам Своего посланника, о Мухаммад, приходи скорее для того, чтобы спасти мир». Несомненно, это Евангелие принадлежит к числу тех, которые были известны в древности. О нём упоминается в книгах, написанных во втором и третьем веках нашей эры. После этого нигде не встречается никаких упоминаний о нём — до тех пор, пока не был обнаружен список с него. Это событие произошло в начале восемнадцатого века. Найденный список до сих пор хранится в одной из библиотек в Вене.

Когда это Евангелие было опубликовано, оно наделало много шума в религиозных и научных ассоциациях Европы. В переводе на арабский язык это Евангелие было издано дважды. Второй раз — издательством «Дар аль-калям» в Кувейте.

Я внимательно изучил эту книгу, и у меня сложилось мнение, которого, насколько мне известно, никто не высказывал. Я обнаружил, что в книгу эту — даже если когда-то она существовала в подлиннике — были внесены изменения рукой мусульманина. И меня заставили прийти к такому выводу вовсе не арабские комментарии на полях оригинала, хранящегося в Вене, а явные преувеличения в описаниях Посланника , имеющихся в этом Евангелии. Конечно, мы верим в то, что в Евангелиях есть предсказания, связанные с Посланником , однако мы не можем допустить, что среди людей Писания распространились те же преувеличения и выдумки, которые распространились среди мусульман после пришествия Посланника и которые они ему приписали. Читая это Евангелие, мы узнаём, что Всевышний даровал Своему Посланнику Мухаммаду буквально всё и сотворил всё существующее ради него, и он для Него — самое важное из всего существующего... Это подтверждает написанное на страницах 91, 93 и 110. А на странице 111 Посланник Аллаха говорит: «О Господь, я помню, как Ты, сотворив меня, сказал мне, что Ты пожелал сотворить мир, Рай, ангелов и людей из любви ко мне, чтобы они прославляли Тебя посредством меня, Твоего раба».

А на странице 161 читаем следующее: «Терпи, о Мухаммад. Ради тебя желаю Я сотворить Рай и мир и великое множество созданий, которых Я дарую тебе».

А на странице 266 читаем: «Он — тот, ради кого сотворил Бог всякую вещь».

А на странице 152 — такие слова: «Поэтому, когда Бог прежде всякой вещи сотворил Посланника Своего».

 

ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 176


Все эти утверждения, конечно же, ложны, и они противоречат Истине, которая есть у нас: все мы знаем, что Аллах сотворил людей, ангелов и джиннов для поклонения Ему:

 
 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных