ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Те, кто утверждает, что пророки не совершают и малых грехов тоже.
Некоторые исследователи отказываются признавать то, что пророки действительно совершали малые грехи*, о которых упоминается в Коране и Сунне. Им это представляется чем-то слишком серьёзным и ужасным, и они всё преувеличивают.
*[Шииты-имамиты согласны в том, что пророки и имамы не могут совершать малые грехи [Мухаммад Рида. 'Акаид аль-имамиййа, с. 80, 95; Ибрахим аль-Мусави аз-Зинджани. 'Акаид аль-имамиййа аль-иснай 'ашриййа, с. 157].
При этом они доходят до искажения смысла аятов, как говорит Ибн Таймийя [Маджму' аль-фатава]. Вместо того чтобы делать это, им следовало бы понять эти тексты в их прямом и очевидном смысле, с должным уважением и почтением отнестись к текстам Корана и Сунны и черпать убеждения, как в этой, так и во всех остальных областях, из Корана и хадисов Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует). Именно таким способом мы должны анализировать любой вопрос — смотреть на него сквозь призму Корана и Сунны. Именно так нам велено поступать. Что же касается необоснованных толкований и искажений Корана, к которому прибегают эти люди, то это — не что иное, как следование своим страстям и прихотям, и да убережёт нас Аллах от подобного. Среди современных писателей и публицистов подобные толкования весьма популярны, однако на самом деле они — ложные и несостоятельные, из разряда толкований батынитов и джахмитов, как говорит Ибн Таймийя [Маджму' аль-фатава]. 12 Два несостоятельных утверждения*.
*[Шейх Ибн Таймийя дал исчерпывающий ответ на эти два утверждения в Маджму' аль-фатава, т. 10, с. 293-313].
Те, кто отрицает возможность совершения пророком или посланником малых грехов, приводят два следующих довода, или возражения.
1. Аллах велел нам следовать за посланниками и брать с них пример: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». Сура 33 «Союзники», аят 21.
Это же относится и ко всем остальным посланникам: людям было велено следовать за ними и брать с них пример. А это предполагает, что все их убеждения, действия и слова обязательно должны быть проявлением покорности Всевышнему, потому что если бы пророк мог ослушиваться Всевышнего Аллаха, получилось бы противоречие: имеет место это ослушание Аллаха, и тут же — веление следовать за пророком и брать с него пример, предполагающее повторение за пророком этого действия! Но, с другой стороны, повторение этого действия запрещено, поскольку оно представляет собой ослушание Аллаха, а ослушиваться Аллаха запрещено... А это — явное противоречие, ибо Аллах не может приказывать Своему рабу совершать нечто и одновременно запрещать это. Их рассуждения были бы правильными и логичными, если бы ослушание пророка оставалось сокрытым — так, что нам трудно было бы отделить дела пророка, которые являются ослушанием Аллаха, от тех, которые представляют собой проявление покорности Ему. Однако Всевышний обращал внимание Своих пророков и посланников на ошибки и проступки, совершённые ими, и предоставлял им возможность раскаяться после их совершения, что они и делали незамедлительно. Так что доводы тех, кто выдвигает это возражение, несостоятельны. Ведь брать с пророков пример в данном случае означает спешить с покаянием в случае совершения греха и ослушания Аллаха, поскольку именно так поступали пророки и посланники. 2. Грехи не согласуются с совершенством: это недостаток, даже если совершивший грех раскаялся после его совершения. Это утверждение неверно, потому что раскаяние стирает ошибку и не мешает человеку быть совершенным, и его не стоит упрекать за это, потому что после того, как человек раскается в содеянном, он чаще всего становится лучше, чем до совершения греха. Ведь в сердце его появляется сожаление, смирение и страх перед Всевышним Аллахом, и он со всей искренностью просит у Аллаха прощения, обращаясь к Нему с горячей мольбой. Кроме того, потом он старается совершить как можно больше добрых дел, надеясь, что они помогут ему загладить его вину и стереть его ошибку. Один из наших праведных предков сказал: «Давуд (мир ему) после того, как раскаялся, стал лучше, чем был до совершения греха». А другой сказал: «Если бы покаяние не было самой любимой вещью для Него, Он не испытал бы совершением грехов самых почтённых из Своих рабов».
А в достоверном хадисе упоминается о том, что Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем человек, у которого убежала верблюдица, унеся с собой его еду и воду, и он остался один в пустыне, а потом уснул, а проснувшись, увидел, что его верблюдица стоит рядом с ним, и воскликнул: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Господь Твой!» — допустив ошибку из-за того, что он был вне себя от радости. А в Благородном Коране говорится: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура 2 «Корова», аят 222). Всевышний также сказал, разъясняя, какой будет награда кающихся: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их дурные деяния Аллах заменит добрыми» (сура 25 «Различение», аят 70). А в Судный день Аллах набросит на Своего раба завесу и начнёт перечислять ему все его малые грехи, вынуждая его признаться в том, что он их совершил, а когда он решит уже, что погиб, Аллах скажет ему: «Поистине, все эти грехи Я заменил тебе благими делами». А потом Он потребует от Своего раба, чтобы тот посмотрел на тяжкие грехи, относительно которых он так боялся, что они откроются. Вполне очевидно, что это положение выше и величественнее, чем если бы он не совершал грехов и они не были бы заменены для него благими делами. Кроме того, известно, что любой пророк, совершив грех, тут же раскаивался и просил у Всевышнего прощения. На это указывает то, что в Коране грехи пророков упоминаются только в сочетании с упоминанием об их раскаянии и просьбах о прощении. Например, Адам и его жена ослушались Аллаха и тут же раскаялись и сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон». Сура 7 «Ограды», аят 23.
Так же и Муса (мир ему): убив египтянина, он тут же попросил у Аллаха прощения и милости, сказав: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» (сура 28 «Рассказ», аят 16).
А Давуд (мир ему), совершив грех, тут же пал ниц и попросил у Аллаха прощения: «...попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (сура 38 «Сад», аят 24). Всевышний Аллах не оставляет грехи, совершённые пророками, без внимания, и они не откладывают покаяние — Аллах уберёг их от этого. И после раскаяния они становятся ещё совершеннее, чем до него. Итак, мы видим, что эти возражения несостоятельны, не выдерживают критики и легко разбиваются при обсуждении. Достаточно нам приведённых доказательств, указывающих на истину. 13 Совершение грехов — ещё одно доказательство того, что пророки были людьми.
Посланники и пророки — такие же люди, как и мы. Бесспорно то, что Аллах защитил их от ошибок и упущений в том, что касается донесения Послания Всевышнего до людей: они ничего не забывают и ничего не упускают, и поэтому Откровение, ниспослание Всевышним, доходит до людей в неизменном и полном виде, как того и желает Всевышний Аллах. Однако это вовсе не означает, что Аллах уберёг пророков от совершения ошибок в какой-то иной области, кроме донесения Послания. Они тоже ошибаются, ведь они — люди. Однако милость Аллаха неотлучно сопровождает их, и Аллах сразу же обращает их внимание на совершённый ими проступок или порицаемое действие, и даёт им возможность раскаяться и вернуться к правильному. Шейх Мустафа аль-Мараги, преподаватель Университета «Аль-Азхар», говорит: «Поистине, Откровение не является неотъемлемой частью каждого дела или слова пророка, и он может допустить ошибку. Однако они отличаются от остальных людей тем, что Аллах ни в коем случае не оставляет их ошибку без внимания и порой упрекает их».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|