ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕОПЫТА ПРОТИВОПОВСТАНЧЕСКОЙ И ПРОТИВОПАРТИЗАНСКОЙ БОРЬБЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРИМЕНЕНИИ РЕГУЛЯРНЫХ ВОЙСК 1. Эволюция взглядов на противоповстанческую и противопар-тизанскую борьбу, формы и способы ее ведения. О противоповстанческой и противопартизанской борьбе писали еще в предыдущих столетиях, поэтому считать ее абсолютно новым явлением военного искусства XX в. нельзя. В разное время взгляды на формы и способы ее ведения освещались в рамках теорий "малых войн", "локальных войн", "конфликтов третьего мира", "конфликтов низкой интенсивности" и так далее. На протяжении длительного времени противоповстанческая борьба рассматривается в качестве одной из форм воздействия на процессы регионального и даже мирового развития в целом. И если сам этот взгляд остается довольно устойчивым, то воззрения на роль и место вооруженных сил (внутренних войск) в подобного рода конфликтах, а также на характер военного насилия с течением времени менялись. Современные положения по формам и способам ведения противоповстанческой борьбы впервые нашли практическое отражение в 1911 г. в наставлении сухопутных войск США, в котором регламентировалось ведение "боевых действий против иррегулярных сил" в ходе "второстепенных боевых действий" 123. 123 U.S. Low-intensity conflict doctrine. Parameters Journal of the U S Army Wai College. Vol. XV. Autumn 1985. № 3. P. 41. (Далее - U.S. Low-intensity conflict). Под иррегулярными силами подразумевались повстанческие (партизанские) движения, которые могли вести так называемые "беспокоящие действия". Против них считалось необходимым проводить силами несколь-]сих подразделений "энергичные мероприятия наступательного характера, аналогичные кавалерийским рейдам"124. В период с 1898 г. по 1928 г. США провели около 30 интервенций в страны карибского бассейна, в том числе под предлогом положить конец "беспорядкам и восстаниям", где они часто действовали подобным образом125. Практически до начала второй половины текущего столетия военное командование основных западных стран уделяло мало внимания теоретическим исследованиям вопросов ведения противоповстанческой борьбы. Лишь в 1940 г. для морской пехоты США был разработан устав под названием "Малые войны", в котором достаточно подробно анализировались способы ее ведения. В уставе, в частности, подчеркивалось, что не всегда "главная цель должна заключаться в разгроме повстанческих движений; надо создавать выгодные условия для ведения переговоров с позиции силы или же приводить к власти в стране угодное Соединенным Штатам правительство" 126. После окончания второй мировой войны Соединенные Штаты еще не располагали детально разработанной стратегией, предусматривающей использование вооруженных сил на разных уровнях и в различных кризисных ситуациях. Только в 1950 г. специально подготовленный доклад "СНБ-68", утвержденный советом национальной безопасности, предлагал развернуть широкую программу военных приготовлений, рассчитанных как на ведение войн различных типов, так и на использование силы для давления на своих противников. Авторами доклада была предпринята попытка сформулировать концепцию противоповстанческой борьбы в рамках теории "малых войн" при активном участии видного американского деятеля Дж. Кеннана, который призывал немедленно начать широкую подготовку к "ограниченным войнам с использованием неядерных сил"127. Доклад "СНБ-68" послужил концептуальной основой для развертывания вооруженных сил США и существенного расширения противоповстанческой борьбы во время войны в Корее 1950-1953 гг. Первые фундаментальные исследования вопросов ведения противопов-станческих действий в послевоенный период были проведены в Центре обучения пехоты сухопутных войск США и опубликованы в виде проекта устава за месяц до начала войны в Корее. В этом проекте были сформулированы три главные задачи, решение которых позволило бы, по мнению американского командования, нанести поражение любому противнику. Они заключались: в изоляции повстанцев от гражданского населения, в воспре-нятствовании их поддержке извне и, наконец, в непосредственном уничто- 124 Ibidem. P. 42. 125 Короткое Г.И.Американский милитаризм в войнах. М., 1973. С. 88: 126 U.S. Low-intensity conflict. P. 43. 127 Air University Review. March-April 1986. P. 13. жении повстанческого движения. Проект устава предполагал наличие || В 50-х годах США, Франция и Великобритания все активнее вмешиваются в дела развивающихся стран. Это вмешательство представляло собой набор разноплановых акций - от свержения национальных правительств (Иран, Гватемала, Пакистан, Таиланд) до создания системы военных блоков и проведения вооруженных интервенций. Здесь необходимо учитывать то, что взгляды ведущих западных стран на войны и противоповстанческую борьбу в результате доминирующего положения США в послевоенном западном мире формулировались под сильным американским влиянием и в ряде случаев до сих пор несут на себе отпечаток американизма. Подобная практика способствовала появлению резолюции Организации американских государств о "коммунистической агрессии в Америке" (1954 г.), "доктрины Эйзенхауэра" (1957 г.) и "доктрины Даллеса" (1958 г.). Соединенные Штаты объявили целые районы развивающегося мира - Латинскую Америку, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточную Азию и Дальний Восток - зоной "жизненно важных" интересов США, а выступление освободительных (повстанческих) сил - типичной "агрессией". Эта политика породила такие взрывоопасные ситуации, как индокитайский и тайваньский кризисы 1954 г., вторжение США в Ливан в 1958 г., конголезский кризис 1960-1961 гг., крупнейший кубинский кризис 1962 г. и многие другие. С 1961 г. начался период, связанный с формированием и утверждением стратегии "гибкого реагирования", в которой была признана возможность ведения ограниченных (малых) войн на периферии. Президент США с Кеннеди заявил в своей речи в сенате 14 июня 1960 г.: "Мы должны восстановить способность эффективно и быстро вмешиваться в любую ограниченную войну в любом районе мира, увеличивая, модернизируя обычные вооруженные силы и вооружение сухопутных войск и морской пехоты, обеспечивая им повышенную подвижность и гибкость"129. В 1962 г. в американских военных изданиях впервые появилось такое понятие как "спектр конфликта", под которым понималось ведение холод Данные термины не претерпели серьезных смысловых изменений и в последующих официальных изданиях министерства обороны США131. 128 U.S. Low-intensity conflict. P. 43. 129 Kennedy J. The Strategy of Peace. N.Y., 1960. P. V. 130 JCS Pub 1. Dictionary of United States Military Terms for Joint Usage. Februal 131 Joint Pub 1-02. Department of Defense Dictionary of Military and Associate! Малые войны и военные конфликты отныне интерпретировались как альтернатива и в известной мере дополнение к такой форме вооруженного усилия, как всеобщая ядерная война. Под противоповстанческими дейст-виями, наиболее характерными для малых войн, теперь понимались "военные, полувоенные, политические, экономические, психологические и гражданские мероприятия, осуществляемые правительством, чтобы нанести поражение повстанческим силам"132. Части и подразделения в противоповстанческих действиях предполагаюсь использовать либо для ведения боевых или полицейских операций, либо для боевого и тылового обеспечения боевых действий сил местных режимов. Одновременно Соединенные Штаты активизировали свою дея-тельность в освобождающихся и развивающихся странах по превращению национальных вооруженных сил в соответствии с концепцией "внутренней обороны" в инструмент силовой политики западных государств. При этом военно-политические руководство США понимало, что в освободившихся государствах, обостренно воспринимающих любое иностранное присутствие, прямое военное вмешательство США, особенно в крупных масштабах, вызовет негативные последствия. Предпочтение было отдано гибкому и малозаметному военному вмешательству в рамках концепции "противоповстанческих действий", в соответствии с которой специальные контингенты американских вооруженных сил предполагалось использовать в Азии, Африке и Латинской Америке в кризисных ситуациях в ограниченных масштабах и на ограниченный срок. В полевом уставе сухопутных войск США FM 100-5 1963 г. по-прежнему утверждалось, что американские войска являются главной противостоящей повстанцам силой. Вместе с тем все большее значение стало придаваться вооруженным силам страны пребывания. К ранее установленным задачам противоповстанческой борьбы добавились ведение непрерывной разведки к предоставление экономической помощи. В целом же, по оценке американских военных специалистов, "эра противоповстанческой войны" Кеннеди не внесла революционных изменений в американскую военную теорию. В 1967 г., в середине вьетнамской войны, взгляды американского командования на ведение противоповстанческой войны стали коренным образом меняться. Еще в 1964 г. сухопутные войска США были призваны играть в ней «главную военную роль»133. Однако три года спустя с учетом полученного боевого опыта в Юго-Восточной Азии им стала отводиться только "главная роль" в противоповстанческих операциях134. Теперь основная тяжесть ведения боевых действий падала на вооруженные силы местных режимов. Сухопутным войскам США вменялись вспомогательные Функции, а их отдельным представителям - обязанности советников и инструкторов. 132Military Review. August 1986. P.89. 133 U.S. Low-intensity conflict. P. 44. 134 Ibidem. P. 44. В 1969 г. была провозглашена "гуамская доктрина" или "доктрина Ник. сона", в которой говорилось, что местные правительства (режимы) несут главную ответственность за обеспеченность своих вооруженных сил личным составом для борьбы с повстанческими движениями. Это положение было отражено в уставе сухопутных войск США 1972 г. Участие американских вооруженных сил в подобного рода конфликтах должно было находиться на минимально допустимом уровне, т.е., образно говоря, они должны были "держаться в тени" 135. Если ранее изданные полевые уставы четко определяли роль и задачи сухопутных войск в противоповстанческих операциях, то уставы 1972 и 1974 гг. больше освещали задачи и функции других американских правительственных органов. Опыт войны во Вьетнаме показал, что американская концепция противоповстанческих действий не оправдала возлагавшихся на нее правящими С выдвижением на рубеже 80-х годов правящими кругами США стратегии "прямого противоборства", получила дальнейшее развитие теория обычных войн. Были выделены три вида обычных войн: всеобщая обычная, обычная на театре войны и обычная на театре военных действий (ТВД) или в ограниченном районе ТВД. Кроме того, предусматривалось участие вооруженных сил США в гражданских войнах (по американской терминологии - во внутренних конфликтах) в различных странах мира Внутренние конфликты согласно новой классификации предполагал) "противоповстанческие действия", "борьбу с терроризмом" и "организацию вооруженной борьбы против стран, проводящих антиамериканский курс". Одновременно в США стала использоваться классификация войн по степени интенсивности военных действий. Критерий интенсивности рассматривался как комплексная характеристика военных действий, включая и пространственный размах и временные рамки, численность группировок и качественные характеристики применяемого оружия, уровень предполагаемых потерь и темпы решения поставленных задач. Военные действия с применением обычных средств поражения были отнесены к конфликтам средней и низкой интенсивности. Конфликты низкой интенсивности (КНИ), согласно американским взглядам, представляют собой особую форму военно-политической борьбы в каком-либо одном (и нескольких) географическом районе с ограниченным применением военной силы или посредством оказания различных видов помощи без использования 135 Ibidem зования вооруженных сил136. в соответствии с вновь разработанной классификацией к конфликтам низкой интенсивности стали относить обычную войну на ТВД или в ограниченном районе ТВД и участие во внутреннем конфликте. Военная сторона концепции "конфликтов низкой интенсивности" прояв-лялась в ходе вооруженных интервенций США против Панамы, Гренады, Ливии, тайных операций Соединенных Штатов против Афганистана, Никарагуа, Анголы, Кампучии. В 80-е годы американская военная теория расширила спектр вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств. В связи с этим была разработана концепция терроризма, которая впоследствии была дополнена характеристикой его связей с государственной властью в своей или другой стране. Были введены понятия терроризма, контролируемого государством, поддерживаемого государством, и независимого, негосударственного. В середине 80-х годов к конфликтам низкой интенсивности в американских военных кругах стали относить: войны на ТВД или в ограниченных районах ТВД, а также так называемые "неконвенциональные" военные действия, в которые были включены гражданские войны в различных странах мира, противоповстанческие и противопартизанские действия, борьба с. терроризмом. В рамках концепции "конфликтов низкой интенсивности" была продолжена разработка американскими военными теоретиками вопросов возможных ступеней эскалации этих конфликтов и участия в них вооруженных сил США. Согласно уставу FM 100-20 1981 г. все конфликты низкой интенсивности подразделялись на два типа, различаемые по степени непосредственного участия вооруженных сил США. В конфликтах типа "А" предусматриваюсь использование американских войск для ведения боевых операций против повстанческих сил, в конфликтах типа "В" участие вооруженных сил США ограничивалось боевым и тыловым обеспечением операций войск местных союзников, обучением личного состава и другими видами военной помощи. К середине 80-х годов в американской военной теории была признана необходимость определения конфликтов низкой интенсивности на основе более широкого набора критериев, включая пространственный размах, число участвующих сторон, степень использования регулярных вооруженных сил, применяемые формы и способы боевых действий и др. Анализ официальных документов, изданных министерством обороны США в 1986-1987 гг. позволяет установить, что весь спектр конфликтов низкой интенсивности подразделяется на три уровня. Низший уровень КНИ представляет собой внутриполитический конфликт в одной из развивающихся стран, включающий элементы вооружен- 136 FM 100-20. Low-intensity conflict. 1981. P. 14.
него противоборства и затрагивающий безопасность существующего режима. Для его сохранения военным ведомством США совместно с разведкой и внешнеполитическими ведомствами реализуются программы военной помощи, включающие поставку оружия и военной техники, подготовку обучение местного личного состава, а в тех случаях, когда конфликт затрагивает страну антиамериканской ориентации - финансируется и организуется деятельность антиправительственных формирований. Иностранные военные советники и инструкторы принимают непосредственное участие в планировании и проведении боевых операций, отдельные подразделения части вооруженных сил США привлекаются для осуществления тылового а в ряде случаев - боевого обеспечения операций. Подразделения сил специальных операций ведут разведывательную деятельность, организуют террористические акции, проводят психологически операции. Средний уровень КНИ представляет собой внутренний вооруженный конфликт в одной из развивающихся стран, непосредственно затрагивающий соседние государства и оказывающий серьезное воздействие на военно-политическую обстановку в регионе. В таких конфликтах вооруженные силы западных государств осуществляют всестороннее боевое и тыловое - обеспечение операций войск прозападных режимов и/или антиправительственных формирований. Соединения и части ВВС и ВМС США привлекаются для поддержки проводимых операций с воздуха, изоляции районов боевых действий, установления блокады и решения других задач. Могут задействоваться также подразделения и части сухопутных войск и морской пехоты для обеспечения безопасности военных баз, установления контроля над ключевыми районами, проведения отдельных карательных операций. Высший уровень КНИ включает межгосударственные вооруженные конфликты и локальные войны, которые могут существенно влиять на расстановку и соотношение военно-политических сил в отдельных регионах. В связи с этим американское военное командование предполагает использовать в конфликтах высшего уровня "легкие" соединения сухопутных войск, а также части тактической авиации и морской пехоты, дислоцирующиеся в основном на континентальной части США и имеющие в настоящее время "двойное" предназначение, без мобилизационного развертывания вооруженных сил и отвлечения стратегических резервов, предназначенных в первую очередь для усиления группировки вооруженных сил на основных театрах войны. Характер и виды конфликтов низкой интенсивности определяют принципы их ведения: для достижения поставленных целей в любом конфликте низкой интенсивности должны комплексно использоваться экономические, политические ские, идеологические и военные средства. Неотъемлемым элементом явля-ются психологические операции, проводимые с целью создания благоприятного для Запада общественного мнения, обработки населения в затронутой конфликтом стране, дискредитации повстанческого движения, дезинформации противника; основную роль в боевых действиях в ходе конфликтов низкой интенсивности, в особенности низшего и среднего уровня, должны играть войска местных союзников, а также антиправительственные группировки и формирования, финансируемые и организуемые Западом; вооруженные силы США должны обладать способностью к развертыванию в сжатые сроки ударных группировок на отдаленных и слабо оборудованных ТВД и успешному проведению операций в конфликтах низкой интенсивности любого уровня; стратегическая мобильность вооруженных сил США должна обеспечивать возможность ведения нескольких конфликтов низкой интенсивности любого уровня и различных районах одновременно. В связи с этим предусматривалось не только наращивание сил и средств стратегических перебросок, но также модернизация ряда элементов глобальной системы управления, связи и разведки, совершенствование базовой инфраструктуры на заморских ТВД, развитие системы заблаговременного складирования. Таким образом, концепция "конфликтов низкой интенсивности" в 80-х годах стала важным самостоятельным направлением в военной стратегии США. Эта концепция носила ярко выраженный наступательный характер и обеспечивала реализацию целевых установок "доктрины неоглобализма" в теории и практике строительства и использования американских вооруженных сил. Последнее имело решающее значение в определении места и роли конфликтов низкой интенсивности в общей системе взглядов военно-политического руководства США на войны и военные конфликты. Конфликты низкой интенсивности рассматривались не как второстепенный или обособленный вид боевых действий, а как важная составная часть официальной военной стратегии, как наиболее целесообразная для США в то время форма вмешательства во внутренние дела развивающихся стран. Важно отметить еще один существенный момент. Американская стратегия выдвинула концепцию "конфликтов низкой интенсивности" лишь тогда, когда использование ядерного оружия стало бессмысленным, а обеспечение равновесия обычных сил превращается в дорогостоящее противостояние. Поэтому был сделан вывод о безопасности любого краткосрочного силового воздействия. Несмотря на стремление к разнообразию применяемых сил и средств, сердцевина всех действий оставалась неизменной - прямое или косвенное вооруженное насилие. С подведением такого теоретического обоснования концепция КНИ была возведена в ранг одного из основных положений западной военной стратегии в 80-е годы, определявшей состав, оргштатную структуру, вооружение и подготовку соединений и частей вооруженных сил для действий в странах третьего мира. В начале 90-х годов произошло дальнейшее развитие зарубежной военно-теоретической мысли в области войн и противоповстанческих операций. В сентябре 1993 г. был опубликован доклад министра обороны США Необходимость пересмотра многих концептуальных установок, на которые опирались в своей деятельности американские вооруженные силы объяснялась военно-политическим руководством США тем, что "эпохальные события последнего времени фактически сделали действующую до последнего времени и разработанную еще в период "холодной войны" политику Соединенных Штатов в сфере безопасности не соответствующей потребностям будущего". В этой связи исходными моментами для кардинального пересмотра направлений планирования деятельности американских ВС были выбраны реальные и потенциальные угрозы интересам национальной безопасности США. В упомянутом докладе американского министра обороны к ним, в частности, относятся: угрозы более мели (часто внутри страны) конфликтов, а также обусловленные поощряемым некоторыми государствами терроризмом... Основным инструментом противодействия этим угрозам считаются вооруженные силы (в ряде стран структуры, аналогичные внутренним войскам). Разработчики новой редакции полевого устава FM 100-5 руководствовались фактором приемственности, развития всего того ценного, что было наработано в предыдущей редакции документа 1986 г. В период после "холодной войны", отличающийся повышенным уровнем нестабильности, возросшей вероятности возникновения кризисных ситуаций, чреватых перерастанием в военные конфликты, устав преднамеренно ориентирует американскую армию на подготовку и ведение военных действий не в условиях ядерного противоборства, а во всем диапазоне ситуаций - от крупных региональных конфликтов до конфликтов низкой интенсивности, которые включают в себя практически любое задействование войск (от участия в ликвидации последствий стихийных бедствий и миротворческих миссий до операций типа оккупации Панамы или Гренады При этом в аналитических документах ВС США подчеркивается, что Соединенные Штаты должны развернуть силы, достаточные для сражения победы в двух почти одновременно начавшихся крупных региональных конфликтах с применением обычного оружия. Следует отметить, что под предлогом нечеткости границ между конфликтами высокой и средней интенсивности, малой вероятности их возникновения (по сравнению с конфликтами низкой интенсивности) в руководящих документах американских сухопутных войск начала 90-х годов таким конфликтам почти не удаляется внимания. Более того, в американской военно-теоретической мысли появилась тенденция к отказу от имевшейся классификации войн и военных действий. Прежнюю доктрину сухопутных войск сменила новая, получившая наименование "всеобъемлющие операции" или "действия во всех сферах". Это означает задействование всех сил и средств, приемлемых для выполнения определенной задачи (решительно и любой ценой), как в полномасштабных (стандартных) операциях в войне, так и операциях, не достигающих масштабов большой войны. В появившихся уставах и наставлениях 'нестандартные действия" получили название "действий, не достигающих масштабов войны". Исходя из возможного характера наиболее вероятных военных конфликтов, американское командование детально разработало положения об участии вооруженных сил в следующих операциях: "Действия по поддержанию мира" - определяются как операции военного характера, проводимые в целях обеспечения и поддержки дипломатических усилий по "достижению, восстановлению и поддержанию мира в каком-либо районе конфликта". Контингент войск в этом случае может включать подразделения из состава "легких" дивизий, подразделения морской пехоты и военной полиции. Примером подобных действий являлось участие Соединенных Штатов в составе "многонациональных сил" в операциях на территории Египта и Сомали. "Действия в чрезвычайных условиях мирного времени" - по мнению американских специалистов, представляют собой "военные операции, вызывающие острую политическую реакцию в мире, которые характеризуются быстрым и гибким применением ВС в условиях, отличных от ведения обычной войны". Эти действия включают ведение разведки, нанесение различного рода ударов, проведение операций по спасению заложников и вывозу (эвакуации) техники, демонстрацию силы. Вследствие большого. числа разнообразных задач считается, что для их решения наиболее эффективным будет применение частей и подразделений от всех видов вооруженных сил. "Операции по ведению разведки" ведутся всеми ее органами. В ряде случаев для сбора разведывательных данных предусматривается использование сил специальных операций. Кроме того, большое внимание уделяется совершенствованию методов сбора и обработки информации, активизации разведывательных мероприятий, расширение масштабов и количества скрытых подрывных операций с целью оказания влияния на развитие политических событий за рубежом, в том числе в развивающихся странах. "Нанесение различного рода ударов" представляет собой непродолжительное по времени использование вооруженных сил против какой-либо страны для решения задач, не связанных с овладением ее территорией. После выполнения поставленной задачи задействованные силы и средства быстро возвращаются в места дислокации и базирования. Удары наносятся с целью ослабления военного потенциала вероятного противника, ликвидации политического руководства или в качестве меры "возмездия". Примерами подобных действий ограниченного масштаба могут служить бомбардировка израильскими самолетами штаб-квартиры ООП в Тунисе и нападение США на Ливию в 1986 г. Эти операции обычно проводятся силами и средствами ВВС и ВМС. В случае необходимости использования наземных сил задействуются подразделения "рейнджерс", группы специального назначения сухопутных войск и ВМС, так как именно они в наилучшей степени подготовлены для проведения специальных операций на территориях иностранных государств. Операция "Внезапная ярость" по захвату Гренады явилась примером широкомасштабных действий подобного рода. Такие операции требуют привлечения частей и подразделений от всех видов вооруженных сил. В ходе подготовки операции к берегам Гренады были подтянуты авианосная многоцелевая группа, включавшая многоцелевой авианосец "Индепен-дес", и амфибийная группа с вертолетоносителем "Гуам". Подразделения сил специальных операций обеспечили захват аэродромов и других важных политических и военных объектов. Следующим шагом явилась быстрая переброска по воздуху наземных сил из состава "легких" дивизий и проведение морской десантной операции силами экспедиционной бригады морской пехоты для установления контроля над всей территорией острова. В операциях подобного типа на начальном этапе предусматривается использование сил специальных операций и легких пехотных частей. В зависимости от развития обстановки могут быть привлечены моторизованные и аэромобильные силы, а также морская пехота с подразделениями боевого и тылового обеспечения. В последующем найдут широкое применение подразделения гражданской администрации и психологической войны. "Операции по спасению (захвату) заложников и вывозу (эвакуации) техники" могут быть явными или тайными и проводиться в условиях противодействия со стороны вооруженных сил противника. Особую роль здесь Другой разновидностью "действий в чрезвычайных условиях мирного времени" являются демонстрации силы, направленные в ряде случаев для оказания давления как на потенциальных противников, так и на дружественные страны. Как правило, для этих целей привлекаются силы флота и морской пехоты. Однако для быстрого реагирования на различные ситуации считается целесообразным наряду с военно-морскими силами использовать воздушно-десантные и "легкие" пехотные части и подразделения. "Действия против терроризма" включают антитеррористические и противотеррористические операции. Несмотря на схожесть этих терминов, в них вкладывается различное содержание. Американское командование под антитерроризмом понимает проведение операций оборонительного характера, направленных на уменьшение уязвимости своих вооруженных сил от нападений террористов. В них участвуют все части и подразделения вооруженных сил США, которые, по оценкам американского командования, могут стать объектами террористических акций. Противотеррористические действия представляют собой мероприятия активного, наступательного характера, против организаций, движений и отдельных государств, относимых Соединенными Штатами к категориям террористических. В качестве "ответных" или "превентивных" мер предлагается использовать подразделения ВВС, ВМС, силы быстрого развертывания и специальных операций. "Помощь иностранным государствам в интересах их внутренней безопасности и развития (противоповстанческие акции)" рассматривается как "действия, предпринимаемые гражданскими и военными органами правительства одной страны, в соответствии с программой, одобренной правительством другой страны, в целях предотвращения появления или уничтожения повстанческого движения". Это положение является дальнейшим развитием концепции "противоповстанческих операций". Оно подразумевает, что для борьбы с повстанческим движением наряду с чисто военными действиями проводятся мероприятия политического и экономического характера. Западные специалисты считают, что повстанческая деятельность по интенсивности действий подразделяется на три этапа, между которыми нет четко различимых границ. На первом этапе "скрытой и зарождающейся повстанческой борьбы" боевые части западных стран не рассматриваются в качестве эффективного средства ее подавления. Вместо них широко используются различного рода специалисты, советники, подразделения обеспечения для оказания содействия в "стабилизации внутриполитического положения". Эта деятельность попадает под категорию "помощь в обеспечении безопасности", включающую также более активную политическую и военную поддержку Местного режима. Второй этап повстанческой борьбы - "партизанская война" - начинается После создания повстанцами сильной организации и консолидации своего положения в стране. На этом этапе западные страны начинают более целенаправленно использовать инструкторов и советников из состава сил специальных операций. Если войска прозападного режима не в состоянии собственными силами справиться с партизанским движением, то в этом случае предусматривается переход к применению "легких" пехотных частей и подразделений. Задача этих сил будет заключаться в изоляции партизанских отрядов от их баз снабжения, уничтожения этих баз и в конечном итоге в рассеивании повстанцев. При окружении партизанских формирований для их уничтожения будут использоваться тактическая и армейская авиация. Используемый контингент войск не должен будет допустить "вмешательства извне"; он будет способствовать разрешению кризисной ситуации на выгодных для западных стран условиях. Если повстанческая борьба приобретает большой размах, она переходит в третий этап - "маневренную войну". На этом этапе повстанцы ведут бои с регулярными правительственными войсками с целью овладения важными географическими, политическими и военными объектами и свержения правительства. Участие западных стран может заключаться в использовании значительного контингента войск, состоящего из "легких" пехотных, воздушно-десантных, аэромобильных, моторизованных или танковых частей и подразделений. В ходе эскалации конфликта возможен перенос военных действий на территорию соседних стран и расширения состава противоборствующих сторон. Проведенный анализ показывает, что для каждого вида операций планируется выделение соответствующего контингента войск (Табл. 1). Таким образом, из приведенных примеров видно, что вооруженные силы решают в них самые разнообразные по характеру задачи. Масштабы проводимых операций зависят, в первую очередь, от уровня конфликта. В соответствии с решаемыми задачами планируется использование сил и средств от всех видов вооруженных сил, однако наиболее широкое применение находят силы специальных операций, а также части и подразделения, обладающие способностью к быстрому развертыванию и внезапным действиям. В последнее время, как правило, проводятся многосторонние военные акции с целью создания благоприятного мирового общественного мнения. В начале 90-х годов в США впервые был разработан специальный полевой устав FM 100-23, посвященный "миротворческим операциям", в котором содержится всеобъемлющий анализ практически всех аспектов, связанных с подобного рода акциями. Военно-политическое руководство США считает, что в условиях усилившейся нестабильности в различных регионах мира вероятность военного вмешательства их страны в события, не достигающих масштабов войны, будет возрастать. Новым является то, что США намерены увязывать его с военными операциями ООН, других Таблица 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|