ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возможный состав регулярных вооруженных сил в операциях, не достигающих масштабов большой войны 7 страницаПодобная линия поведения в отношении проблемы освещения североирландского кризиса в английских СМИ являлась неотъемлемой частью общей тактики его разрешения, все мероприятия в рамках которой, начиная с визуального наблюдения за обстановкой в Ольстере и кончая контактами официальных властей с представителями ИРА, проводились в обстановке секретности, исключающей любые поводы для взбудораживания населения и объективно неизбежную в противном случае политическую рекламу деятельности экстремистов. Из латиноамериканского опыта организации информирования общественности в периоды как внутриполитических, так и межгосударственных конфликтов следует, что чем больше правительственные структуры сотрудничали с отечественными и зарубежными СМИ, тем больше они получали возможностей для отражения в СМИ собственной точки зрения на происходящие события. Как отмечают зарубежные исследователи, залог успеха в благоприятном для правительства освещении событий в периоды кризисов заключается в инициативном предложении достоверной информации о развитии ситуации СМИ, политическим организациям, партиям и представителям "народной дипломатии". В дополнение к этому стратегическая цель мероприятий в области общественной информации - обеспечить поддержку действий правительства в международном сообществе и исключить ее оказание повстанцам. Одной из наиболее сложных проблем является упорядочение присутствия представителей средств массовой информации в районах осуществления крупномасштабных военных акций. Министерство обороны США имеет, например, заведомо определенный круг журналистов с предсказуемой политической позицией, из числа которых в зависимости от ситуации составляются списки допущенных в зоны операций, осуществляемых американскими войсками. Этот путь, однако, чреват возникновением недовольства и нарушением конструктивного взаимодействия сторон. Предпочтительным в этом отношении представляется порядок взаимодействия военных и сотрудников средств массовой информации, принятый во Франции. Для своевременного информирования общественности и налаживания сотрудничества со СМИ при проведении французскими войсками операций в Ливане и Чаде при командующих французскими силами на театре военных действий были созданы пресс-бюро, в которые вошли служащие управления по связям с общественностью и оборонной информации министерства обороны Франции. С точки зрения этих задач весьма полезным оказалось прикомандирование военных специалистов пресс-службы к отдельным подразделениям. Их функция заключалась в предоставлении информации по запросам общественности и брифинги журналистов с соблюдением при этом конфиденциальности тех сведений, неразглашение которых командование считало важным для успешного проведения операций. Контакты других военнослужащих с представителями СМИ не допускались. Сопоставляя подходы различных стран к проблеме регулирования взаимоотношений официальных властей, военных и СМИ в кризисной обстановке, целесообразно воспользоваться их опытом, взяв на вооружение принятые в них нормы и правила работы средств массовой информации в чрезвычайных обстоятельствах, затрагивающих национальные интересы страны. В качестве иллюстрации всему вышесказанному целесообразно рассмотреть особенности развития и разрешения североирландского кризиса, ко- торый в течение многих лет оказывал серьезное влияние на внутриполитическую обстановку в Великобритании160. Как известно, комплекс предпосылок, приведших к конфликтному состоянию отношений между Великобританией и входящий в ее состав Северной Ирландией, включает традиционные противоречия между метрополией и бывшей колонией, национально-религиозную рознь между протестантским большинством и католическим меньшинством провинции, а также имеющую исторические корни межобщинную вражду. Однако первопричиной возникновения кризиса являются сепаратистские устремления воинствующих католиков Ольстера, реализуемые с использованием насильственных средств. В связи с обострением обстановки в провинции правительство Великобритании вынуждено было в 1969 г. ввести в Северную Ирландию регулярные войска для восстановления порядка (в 1973 г. их численность превысила 20 тыс. чел.). По данным английских источников, в 1969-1989 гг. в североирландском кризисе погибло 2771 чел. и свыше 30 тыс. получили ранения, боевиками было осуществлено 8200 взрывов, 8300 поджогов и около 14 тыс. вооруженных ограблений. В этот период в результате межобщинных столкновений и активизации деятельности Ирландской республиканской армии, - экстремистской группировки, борющейся насильственными методами за выход Ольстера из Соединенного Королевства и воссоединение с Ирландией, - политическая и экономическая жизнь провинции оказалась практически парализованной. Несмотря на активные меры противодействия властей Ольстера и Ирландии, боевики ИРА в течение длительного времени безнаказанно действовали с территории Ирландии, а контрабанда на границе между двумя странами превратилась в "индустрию", наносящую серьезный экономический ущерб. Разрешение кризиса в этих условиях представляло по своей сути тупиковую военно-политическую задачу. Придя к выводу о том, что всеобъемлющее и окончательное решение проблем Северной Ирландии, прежде всего нейтрализация политического терроризма, а также других факторов дестабилизации обстановки - социально-экономических, национально-религиозных, правовых и исторических невозможно и недостижимо военным путем, правительство Великобритании разработало курс на умиротворение, основными компонентами которого стали следующие меры: 1) роспуск парламента и правительства формально автономной Северной Ирландии и введение прямого управления из Лондона; 2) создание правительством Великобритании видимости своей готовности к политическому компромиссу. В 1985 г. между Соединенным Королевством и Ирландией было подписано Хиллсборское соглашение, значительно способствовавшее нормализации ситуации, в котором стороны зафиксировали свое согласие с тем, что возвращение Ольстера в состав Ир- 160 Haffm John. War Annual 1. P. 119-197. ландии "в принципе возможно", оставив за скобками сроки реализации договоренности; 3) секретные переговоры официальных властей Великобритании с представителями экстремистских организаций. Существенную позитивную роль в вопросе разрешения североирландского кризиса политическими средствами сыграла переговорная тактика. В отличие от основной, государственной (контакты между лидерами экстремистов и правительством), вспомогательная дипломатия представляет собой неофициальное взаимодействие представителей соперничающих сил или государств, имеющее своей целью неформальный поиск стратегии, ведущей к разрешению конфликта. Подобный подход особенно эффективен в ситуациях, когда свобода маневра официального лидера крайне ограничена ввиду необходимости демонстрации своей твердости перед лицом противника, открытые переговоры с которым неизбежно легитимизируют его статус161. Английские и американские политологи отмечают, что эта тактика дает большие возможности официальным лидерам решать текущие задачи кризисного управления, а затем и урегулирования конфликта в первую очередь за счет того, что этот подход не предусматривает афиширование контактов. Результаты переговоров, целью которых скорее является не достижение какой-либо договоренности, а совместный анализ противостоящими сторонами складывающейся ситуации, не фиксируются официально и поэтому не могут интерпретироваться как победа или поражение ни самими участниками, ни, - важность чего особо подчеркивается, - средствами массовой информации. Подобные переговоры, как признают западные аналитики, способствовали разрешению североирландской проблемы путем создания такой среды в политическом сообществе Великобритании, в которой английские лидеры, вступившие в последнее время в официальные переговоры, почувствовали себя в большей безопасности, идя на риск, связанный с достижением урегулирования ситуации в Северной Ирландии; 4) установление особого правового режима в Северной Ирландии. Одной из наиболее кардинальных мер разрешения североирландского кризиса было принятие английским парламентом двух специальных законов, устанавливающих беспрецедентно жесткий правовой режим, предопределивший в конечном счете угасание террористической деятельности ИPA и других экстремистских организаций Северной Ирландии. В соответствии с новыми нормами судопроизводства была существенно упрощена процедура рассмотрения дел, связанных с террористической деятельностью. В частности, было отменено право на рассмотрение подобных дел судом присяжных, в течение установленного срока задержанные не могли консультироваться с адвокатами, было ограничено право на ос- 161 Arthur P. Negotiating the Northen Ireland Problem: Track One or Track Two diplomacy? "Government and Opposition". Vol. 25, № 4, Autumn 1990. вобождение под залог. В целях пресечения вооруженных вылазок был предусмотрен отказ от презумпции невиновности - кардинального принципа юриспруденции в демократической стране, - любое лицо, которому предъявлялось обвинение в незаконном хранении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, самостоятельно должно было доказывать свою невиновность. В новом законодательстве была предусмотрена возможность привлечения на основании доноса к ответственности лиц, подозреваемых в связи с террористами. Королевская полиция Ольстера получила право на обыск и арест без предъявления ордера с последующим содержанием лица, подозреваемого в участии либо способствующего террористической деятельности, в заключении до 3 дней, которое с санкции государственного секретаря могло быть продлено до 7 дней. Подозреваемые в террористической деятельности могли быть высланы за пределы страны, при этом они могли содержаться под стражей без ордера на арест до 7 дней. Если же подозреваемое лицо задерживалось в Северной Ирландии с предъявлением ордера, то в период следствия его можно было содержать под стражей практически неограниченное время, в течение которого оно не могло обратиться с аппеляцией к властям. В уголовный кодекс были внесены статьи, предусматривающие наказания за совершение гражданами действий, затрудняющих идентификацию их личности, например, появление в общественном месте в маске. Под страхом уголовного преследования гражданам запрещалось ношение какого-либо знака или формы одежды, связанных с принадлежностью к террористической организации. Лицу, связанному каким-либо образом с экстремистами, запрещались организация и проведение публичного выступления с участием более трех человек. В 1988 г. в Великобритании была предусмотрена обширная система мер ужесточения режима предотвращения финансовой поддержки террористической деятельности, в частности: владение финансовыми средствами и имуществом, используемыми в целях террористической деятельности, объявлялось незаконным; аннулировались контрактные обязательства банков и иных финансовых учреждений о неразглашении сведений о клиентах. Эти учреждения были обязаны уведомлять власти о всех подозрительных сделках с имуществом и финансами, могущими иметь отношение к террористической деятельности; судам было предоставлено право конфисковывать имущество и финансовые средства, принадлежащие осужденным в связи с вышеупомянутыми нарушениями закона; решением суда замораживалось заключение финансовых или имущественных сделок лицом, которому предъявлено обвинение в связи с террористической деятельностью; правоохранительным органам было предоставлено право проверки любых банковских операций, в том числе и тех, в отношении которых ранее они законодательством не предусматривались. С точки зрения изучения английского опыта обеспечения эффективности работы механизма принуждения в стране особо следует упомянуть законодательный запрет на сбор, хранение, публикацию и передачу информации, касающейся полиции, сил безопасности, должностных лиц суда и прокуратуры, служащих системы содержания осужденных, которая может оказаться ценной для боевиков. Уголовным преступлением является также сокрытие информации, которая наверняка или предположительно могла бы быть полезной для предотвращения или нейтрализации террористических актов. Принятие в Великобритании упомянутых выше чрезвычайных законов по борьбе с терроризмом прямо влекло за собой нарушение признанных в любом демократическом государстве основных прав человека - свободу слова, собраний, религий, политических взглядов, право на суд присяжных, свободное перемещение и предусматривало целый ряд других ограничений. Таким образом, парламент Великобритании - страны, являющейся классическим образцом западной демократии, сознательно принес в жертву фундаментальные права человека для пресечения террористической деятельности североирландских сепаратистов. Целесообразно также упомянуть, что в воспитанном на демократических традициях английском обществе эти изначально непопулярные меры вызвали лишь полемику. Что же касается негативной реакции демократического международного сообщества, то она последовала только через 14 лет после принятия парламентом Великобритании Закона о предотвращении терроризма, когда Европейский суд по правам человека определил, 'то содержание подозреваемых под арестом без предъявления обвинения нарушает Европейскую конвенцию о правах человека. Отсюда следует гажный вывод: если для защиты своих национальных интересов государство временно прибегает к осуществлению экстраординарных мер, то законопослушные граждане такого государства, а также мировое сообщество, при условии, что эти меры приняты в соответствии с демократической процедурой и соответствующим образом законодательно оформлены, воспринимают их без излишнего драматизма; 5) совместное осуществление военно-полицейскими формированиями тактики "глубинной обороны", предназначенной для борьбы с глубоко законспирированными малочисленными группами противника методами сдерживания, изнурения и изоляции. Особая ставка делается на оперативную работу и сбор информации. Успех "глубинной обороны" был достигнут путем внедрения агентов правоохранительных органов в ИРА, ведения на контролируемых территориях постоянного визуального наблюдения, здания на границе Ирландии и Северной Ирландии контрольно-пропу- скных постов, пересечение которых людьми и транспортными средствами фиксировалось на центральном компьютере в режиме реального времени, что впоследствии позволило выявить подозрительных лиц и наиболее типичные методы инфильтрации. В дополнение к специально подготовленным полицейским формированиям по борьбе с терроризмом в британской армии было создано элитное подразделение, получившее наименование SAS. Операции, проводимые SAS, засекречены и методы работы этой группы в открытых источниках не освещаются. По отзывам зарубежных специалистов, SAS является наиболее эффективно действующей антитеррористической группой вооруженных сил Запада. Известно, что аналогичные подразделения в США ("Дельта"), Германии (GSG-9) и Испании были созданы при прямом участии военнослужащих SAS. Английские специалисты отмечают, что британской армии и Королевской Ольстерской полиции удалось предотвратить скоординированные вылазки ИРА в сельской местности и городах. По мере накопления информации о боевиках ИРА и методах их деятельности была решена задача предотвращения крупномасштабного терроризма в политических целях. Единичные акты насилия совершаются и до настоящего времени, однако активность экстремистов вынуждена была переместиться в область политической борьбы и попыток использования в своих целях партии Шинн фейн. В целом тактика "глубинной обороны" в сравнении с другими возможными путями разрешения кризиса оказалась наименее дорогостоящей и вполне приемлемой для основных субъектов политического процесса Великобритании; 6) экономическое поощрение антисепаратистских настроений путем финансовой поддержки развития Северной Ирландии в объемах, значительно превышающих помощь другим регионам Великобритании. В результате этого общий уровень жизни в Северной Ирландии, особенно в области социального обеспечения, превосходит существующий в Ирландии и, таким образом, население Ольстера, зная, что отделение провинции от Великобритании будет означать для него экономическую катастрофу, политически отвергает сепаратистские устремления; 7) дозированное освещение активности боевиков ИРА и других экстремистских организаций средствами массовой информации Великобритании. После вынужденного согласия ИРА (сентябрь 1994 г.) на прекращение насильственных действий, обусловленного последовательной реализацией тактики "глубинной обороны" и комплекса иных мер нормализации ситуации, в феврале 1995 г. было подготовлено англо-ирландское рамочное соглашение об урегулировании североирландского кризиса. Острая борьба с применением обеими сторонами силы была переведена в русло сознательно растянутого во времени политического урегулирования. Таким образом, зарубежный опыт борьбы с повстанческими формированиями и осуществления комплекса мер по нормализации политической обстановки на территориях проведения военных операций различного масштаба имеет универсальную самостоятельную ценность и должен приниматься в расчет при возникновении кризисных ситуаций в различных регионах России. Особое внимание следует уделять вопросам "кризисного управления", выхода из вооруженных конфликтов и методологии стабилизации внутриполитической обстановки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сфера государственной деятельности по подготовке и ведению войны я современных условиях настолько расширилась и усложнилась, что во все большей мере подтверждает сделанный уже в прошлом столетии многими военными мыслителями вывод о невозможности разработки положительной теории войны в качестве опоры этой деятельности. По их мнению, настоящей опорой может служить только творческая личность, вооруженная разнообразными знаниями, навыками, опытом, талантом, природными и развитыми духовными качествами. Такой точки зрения придерживался и Клаузевиц, который, к тому же, утверждал, что теория не есть учение, а только рассмотрение162. Косвенным доказательством этого тезиса может считаться аксиоматичное утверждение о том, что все боевые уставы и наставления пишутся кровью, так как каждая новая война начинается с багажом идей и опыта, порожденных последней. Действительно, ни одной теории вообще, ни одной инструкции не удалось в полной мере предвидеть реальный ход событий в конкретной войне. В то же время такая логика не может служить основанием для отказа от новых попыток научного осмысления происходящего и проектирования будущего - хотя бы потому, что та же военная практика в первую очередь сурово наказывает за пренебрежение теорией. Как было показано, дефицит теории, или хотя бы общих представлений, особенно остро проявился в столкновениях постоянной армии с иррегулярным противником, в борьбе с вооруженным освободительным движением, с повстанцами и партизанами. И если противоборство однотипных регулярных противников, постепенно и одновременно в ходе разгорающегося конфликта познающих его природу, выводило участников на сопоставимый уровень теоретического знания и практического опыта, то область освоенного нового в противопартизанской борьбе расширяется крайне медленно и так и остается повторяемым парадоксом. В силу этого данная область не может ни отвергнуть принципиальных черт предшествующей войны, ни убедить -в невозможности их повторения в следующей. Отрицание и смена канонов в военном деле всегда шли замедленными темпами, и можно сказать, что устройство армий и правила их функциони-
162 Клаузевиц. О войне. М., 1936. Т. 1.С.131.
рования за последние двести лет по существу не изменились. Тот, кто не согласится с этим утверждением, в поисках опровержения наверняка предложит обратить внимание на появление новых средств борьбы, на их неизмеримо возросшие поражающие свойства. В своем доказательстве он подойдет к нашим дням и к неизбежному выводу о том, что "война с широким применением обеими сторонами ядерного оружия... становится самоубийственной нелепостью..." 163. Очевидно, что такие рассуждения антиисторичны, потому что, во-первых, в прошлом однажды созданные орудия уничтожения непременно находили свое боевое применение, и, во-вторых, "ядерный тормоз" эффективно действует главным образом потому, что еще не создана адекватная новому оружию теория его применения. Именно поэтому владеющие им государства, участвуя прямо и косвенно в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах и, следовательно, находясь в остром противостоянии друг с другом, старались не перешагнуть незримый, но угадываемый порог, за которым предчувствовалось соскальзывание в область пугающего неведомого. В критические моменты воля соперников оказывалась блокированной пониманием бесполезности даже многократного собственного превосходства над потенциальным противником, которое не снимало реальной угрозы быть уничтоженным им - известные законы войны решительно не позволяют рассчитывать на успех без благоприятного соотношения сил и средств. В этом плане следовало бы считать "самоубийственной нелепостью" и бесконечный ряд вооруженных восстаний и партизанских войн, в которых соперники были также разновелики, как Давид и Голиаф, если бы не множественные примеры их успешного завершения. Примечательно, что на всех этапах такого рода конфликтов материально-техническое превосходство всегда оставалось на стороне регулярных войск. Выдвинутый выше тезис о стагнации в развитии военного дела на фоне бурного совершенствования средств ведения вооруженной борьбы необходимо дополнить выводом о том, что и малая (иррегулярная) война, как военный метод, который Клаузевиц призывал цивилизованную Европу рассматривать в качестве прорыва, произведенного стихией войны в ограждавших ее искусственных дамбах, тоже весьма консервативна и даже архаична. Это проявляется в том, что принципы ее ведения неизменны на протяжении веков и подразумевают не борьбу машин и технологий, а живых людей. Она архаична уже в том, что за все это время прошла удивительно короткий путь эволюции средств борьбы: это путь от пращи до автомата, от лука до РПГ, от "волчьей ямы" до саперной мины. Природа такой войны заставляет и современного повстанца отказываться от соблазна иметь тяжелое современное вооружение, если оно переводит человека в подчиненное положение. 163 Броди Б. Стратегия в век ядерного оружия. М., 1961. С. 234. Действуя партизанскими методами, повстанцы формируют свою армию постепенно и рационально, не создают ничего лишнего и на данный момент бесполезного, но все имеющиеся скромные ресурсы в конечном счете обращают себе на пользу, в том числе и путем изъятия их у противника Важнейший принцип партизанской войны - рассчетливость и осторожность, но он не имеет ничего общего с пассивностью и капитулянтством. Игнорирование этого принципа влечет за собой поражение партизанского движения тяжелым недугом - партизанщиной. Как было показано на ряде примеров, до сего дня технологии партизанской войны трудно противопоставить стандартную контртехнологию, кроме применения геноцидной стратегии и тактики, что в современных условиях чревато столь значительными материальными и моральными издержками, что в сумме они перевешивают допустимую цену победы. Именно поэтому в большинстве случаев добиваться умиротворения в конечном счете удавалось не военными, а политическими средствами, или разумным сочетанием тех и других. Не случайно генерал М. Драгомиров утверждал: "Успех войны и боя зависит не от количества материальных потерь, которые мы нанесли противнику, а от того, в какой степени мы поселим в нем веру в невозможность нам сопротивляться" 164. и если сегодня, как и столетия назад, партизаны смело бросают вызов регулярным армиям, то, видимо, потому, что не считают материально-техническое превосходство, организованность и дисциплинированность военных профессионалов достаточным аргументом для отказа от борьбы. В борьбе с повстанцами и партизанами регулярные силы государства в еще большей степени, чем в войне с однотипной армией другой страны, не столько воевали, сколько учились воевать, эмпирически подбирая ключи к секрету победы над диковинным, непредсказуемым противником. Эта непредсказуемость и свобода выбора форм и методов сопротивления делают из партизана подлинного "иезуита войны", что в свою очередь предельно ограничивает возможность выработки универсальной системы контрпартизанских действий. Создание такой системы методом обобщения оправдавших себя в определенных условиях приемов едва ли приведет к полезным для войск результатам, так как таких приемов великое множество, а эффективность их зависит от динамично меняющихся обстоятельств конкретной обстановки. Скорее всего, войска и впредь обречены проходить школу войны в ходе самой войны и своей кровью писать нужные боевые уставы. Однако процесс самообучения будет не таким затяжным и жертвенным, если начнется с солидного основания - с восприятия обманчиво бессистемных и спорадических проявлений характера иррегулярного противника как самостоятельного военного метода со своими законами, ритмом развития и условиями применения. Не ослепленный высокомерием, обязанностью механи-
164 Цит. по: Российский военный сборник. Выпуск 9. М., 1995. С.159. чески следовать догматам правильной войны и, что еще лучше, побуждаемый к творческому поиску и свободе действий военный профессионал имеет больше шансов проникнуть в логику своего противника. Например, зная об "ассиметричном", "паразитарном" характере партизанской войны, он уже не будет во всех случаях наступать напролом сосредоточенными группировками, проваливаться при этом в пустоту и подставлять свои фланги и тыл. Он не будет отряжать массы войск на поиск противника и его бесполезное кольцеобразное окружение. Скорее, он создаст надежную систему охраны и обороны важнейших объектов и тем самым вынудит партизан войти в заранее подготовленные зоны поражения, или свернуть боевую деятельность, что чревато перерождением повстанчества в бандитизм. Зная об абсолютной зависимости повстанцев и партизан от населения, основные усилия он направит не на их поспешную ликвидацию, а на устранение породивших конфликт причин и на проведение военно-гражданских акций. Осведомленный о том, что традиционно организованные и подготовленные регулярные войска не приспособлены к эффективному решению боевых задач в условиях малой войны, военный профессионал не допустит реформаторских импровизаций в ходе конфликта, а проведет необходимые мероприятия заблаговременно. Характер такого трансформирования противоречит устоявшимся представлениям о признаках боеспособности регулярных войск: из боевого состава выводятся тяжелое вооружение и техника, подвергается децентрализации система управления, видоизменяются боевые порядки, в целом отвергается идея о постоянстве и унификации организационно-штатного устройства, а также приемов и способов борьбы. Известно, что ведущие зарубежные государства органично интегрировали известные принципы и опыт малой войны в национальные военные доктрины, используют их при строительстве и применении вооруженных сил, придавая им тем самым гибкую упругость и большее соответствие всей гамме ныне существующих угроз. При этом особо учитываются такие свойства малой войны, как экономичность военных действий при почти неограниченных возможностях варьирования их интенсивности и форм - действия одиночек и мелких групп, самодеятельные военизированные отряды и организованное масштабное сопротивление массы гражданского населения, частные акции подразделений регулярной армии и крупные специальные войсковые операции, ограниченные диверсионно-террористические мероприятия и масштабное взаимодействие специализированных структур с силами армии и внутренней безопасности. И все это может действовать как разрозненно, так и одновременно но единому плану и способно предопределить исход кампаний и войны в целом без вовлечения всех вооруженных сил. В итоге понимание этого увеличивает возможность не только предотвращать такого рода конфликты и добиваться в них успеха, но и применять технологии управления ими в геополитическом измерении. Очевидно, что владеющий такими технологиями располагает неизмеримо большими воз^ можностями влияния на международную и внутриполитическую стабиль-• ность, чем склонный рассматривать череду событий такого рода как цепь неблагоприятных случайностей. Об этом, в частности, говорил министр внутренних дел генерал армии А.Куликов на всеармейской встрече участников боевых действий в Чечне и в других "горячих точках". "Что такое малые войны, какова роль этих самых "горячих точек"? - призывал он задуматься над новым для страны фактором военно-политической действительности. - Враги России превратили возникновение "горячих точек" в инструмент развала России, они научились строить из этих точек дуги нестабильности, соединять их в зоны напряженности, и все это с одной целью: распада России, чтобы взорвать ее и расколоть" 165. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|