Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возможный состав регулярных вооруженных сил в операциях, не достигающих масштабов большой войны 5 страница




Вместе с тем проведенный в начале 80-х годов министром обороны США анализ опыта боевого использования сил специальных операций привел к существенным структурным изменениям этого особого компонента воору­женных сил.

По оценке американского командования, главным недостатком ССО была их разрозненность, подчиненность в зависимости от целевого пред­назначения штабам видов вооруженных сил, отсутствие органов, которые на постоянной основе могли бы планировать и управлять их комплексным оперативным использованием, организовывать боевую подготовку, осна­щение необходимым вооружением и имуществом. В этой связи основные реорганизационные мероприятия, проведенные в течение 80-х годов вклю­чали:

1982 г. — сведение всех сил специальных операций регулярных сухопут­ных войск в первое командование специальных операций, подчиненное ко­мандованию сухопутных войск на континентальной части США;


1983 г. - создание командования совместных специальных операций, фактически - штаба оперативного соединения сил специальных операций ВС США, подчиненного КНШ.

1987 г. - создание объединенного командования специальных операций с оперативным подчинением ему всех формирований специальных опера­ций, дислоцирующихся на территории США, а также командования со­вместных специальных операций, учреждение должности помощника ми­нистра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интен­сивности;

1988 г. - создание на правах основного (подчиненного непосредственно штабу вида вооруженных сил) командования специальных ВМС с включе­нием в его состав всех соответствующих формирований регулярных сил и резерва и передачей в его ведение вопросов строительства, боевой подго­товки и материально-технического обеспечения этого рода сил;

1989 и 1990 гг. - создание аналогичных командований в сухопутных вой­сках и ВВС.

Основу ССО вооруженных сил США составляет объединенное командо­вание специальных операций. Численность личного состава его штаба бо­лее 500 человек. В командование входят все соответствующие части и под­разделения регулярных войск (сил) и резервов видов вооруженных сил, по­стоянно дислоцирующиеся на территории США. Организационно оно включает командование специальных операций сухопутных войск, ВВС и ВМС. Штабу объединенного командования также подчинено командова­ние совместных специальных операций служба разведывательного обеспе­чения.

Американское командование считает, что для успешного выполнения стоящих перед силами специальных операций задач, помимо особой орга­низационной структуры, специальной подготовки и обучения личного со­става, они должны быть соответствующим образом вооружены. Основное штатное вооружение и имущество формирований специального назначе­ния в сухопутных войсках - это стрелковое оружие, комплекты взрывных устройств, оптико-электронные приборы и фотоаппаратура, средства ра­дио- и спутниковой связи, легкие автомобили и парашютно-десантное сна­ряжение. В каждой группе сил специального назначения есть два легких многоцелевых самолета, а в полку "рейнджеров" - противотанковые сред­ства и минометы. Имеются также вертолеты различных типов - огневой поддержки АН-6, разведывательные МН-6 и МН-60, транспортные СН-47, многоцелевые U-60 и UH-1.

Вооружение и оснащение частей и подразделений сил специальных опе­раций ВВС определяются стоящими перед ними задачами и включают штурмовики специального назначения АС-130Н "Спектр", диверсионно-транспортные самолеты МС-130Е "Комбат Талон", самолеты HC-130N и Р "Комбат Шэдоу", используемые для проведения поисково-спасательных


операций и дозаправки топливом в воздухе, а также диверсионно-транс-портные вертолеты МН-53 "Пейв Лоу" и MH-60G "Пейв Хок".

ССО ВМС, состоящее из разведывательно-диверсионных отрядов, отря­дов специальных транспортировочных средств, эскадры катеров специаль­ного назначения, эскадрильи легких вертолетов и оперативных групп шта­бов отрядов специального назначения, также имеют соответствующее воо­ружение и оборудование. Так, отряды специальных транспортировочных средств и эскадры катеров специального назначения оснащены катерами специального назначения, десантными кораблями или специально обору­дованными атомными подводными лодками типа "Стерджен" и "Этен Ал-лен", а также малогабаритными негерметизированными двух- и шестиме­стными подводными аппаратами, снабженными бортовой системой жиз­необеспечения, навигационным оборудованием и различными индивиду­альными буксировочными средствами150.

По мнению США и других западноевропейских стран, где также имеют­ся соответствующие части и подразделения специального назначения, од­нако не такого уровня развития, роль и значение сил специальных опера­ций в структуре вооруженных сил, призванных обеспечивать националь­ную безопасность не только не уменьшится, но и значительно возрастет. Это связано прежде всего с изменением расстановки противоборствующих сил в мире. Военно-политическая конфронтация "Запад-Восток" смени­лась в настоящее время на "Север-Юг". Как уже неоднократно подчерки­валось, командование НАТО считает, что крупномасштабный военный конфликт в Европе с классическим боевым использованием крупных груп­пировок вооруженных сил маловероятен, в то время как резко повышает­ся возможность возникновения малых войн в странах "третьего мира". Для ликвидации этой угрозы как нельзя лучше подходят силы быстрого развертывания и, в частности, один из их главных компонентов - силы спе­циальных операций (назначения), которые "обеспечивают западным стра­нам гибкость осуществления военной политики в условиях как мирного, так и военного времени. ССО - относительно небольшой инструмент, од­нако их польза неуклонно возрастает в предвидении осложнения обстанов­ки151.

По мнению командования США и других западноевропейских стран, части и подразделения, занятые в операциях против иррегулярных форми­рований, должны быть надлежащим образом подготовлены с тем, чтобы они могли правильно применять меры активной и пассивной борьбы с повстанцами. Войска необходимо учить, никогда не приуменьшать воз­можностей повстанцев. Мнение о них, как о слабом, плохо вооруженном противнике способствует потере бдительности, что, как правило, приво­дит к тяжелым последствиям.

150 Зарубежное военное обозрение. 1992. № 1. С. 14-15.

151 Там же. С. 16.


В настоящее время подготовка войск для действий против иррегулярных сил ведется в основном на учениях и маневрах, а также обеспечивается программами индивидуальной подготовки военнослужащих и в составе подразделений, что способствует, как свидетельствует накопленный опыт, развитию в каждом из них агрессивного и наступательного духа, посколь­ку только наступательные действия могут обеспечить уничтожение пов­станцев (партизан).

Тактика войск атакующей стороны на учениях предусматривает как от­крытые, так и скрытные действия, к которым по большей мере прибегают иррегулярные силы. Поскольку в противоповстанческих операциях нет ли­нии фронта и тыловых районов в строгом понимании этих терминов, под­разделения боевой поддержки и обеспечения также готовятся к отражению возможного нападения повстанцев на их объекты и коммуникации. В ходе индивидуальной подготовки и подготовки в составе подразделений особое внимание обращается на следующие вопросы:

боевые действия в городских районах, горах, пустынях, болотах, джунг­лях;

отработка мгновенного реагирования на внезапно появившегося про­тивника;

использование армейской авиации, в том числе и для, решения таких за­дач, как парашютное и посадочное десантирование и эвакуация больных и раненых;

снабжение по воздуху армейской авиацией и авиацией ВВС, техника мас­кировки зон выброски грузов и площадок приземления и способы сбрасы­ваемой с воздуха техники;

техника проведения рейдов, засад, способы обмана противника и введе­ния его в заблуждение, защита от аналогичных видов боевых действий, ночные операции;

патрулирование полицейского типа, организация контрольно-пропуск­ных пунктов;

обучение личного состава обращению с оружием (стрелковая подготов­ка) и средствами связи;

обучение методам опознавания целей.

Если известен предстоящий район операции и особенности действующих в этом районе иррегулярных сил, проводится более специализированная подготовка. Она организуется по таким специальным вопросам, как:

способы передислокации на местности с использованием имеющихся средств передвижения;

способы выживания;

организация облав полицейского типа, действия контрразведки, методи­ка ведения допроса;

сопровождение и охрана конвоев;

применение и обнаружение мин, фугасов и мин-ловушек.


До прибытия в район боевых действий войска получают подробный ин­структаж относительно характера местности и климата, особенностей и обычаев местного населения.

Подготовка к запланированным операциям нередко требует предвари­тельной отработки решаемых задач в условиях, максимально приближен­ных к боевым на определенной местности и в определенное время дня и но­чи.

Командование США и других западноевропейских стран считает, что личный состав войск, используемых для борьбы против иррегулярных формирований, испытывает моральное и психологическое напряжение, от­личающееся от обычных условий ведения боевых действий. Это в значи­тельной степени является результатом следующих факторов:

естественное для военнослужащих нежелание применять насилие против

женщин, стариков и детей, которые обычно участвуют как в открытых, так

и в тайных действиях повстанческих сил и которые должны быть переселе-

ны или сконцентрированы в одном месте по соображениям безопасности;

страх перед повстанцами, о жестокости которых военнослужащие регу­лярных подразделений слышали или в которой убедились сами;

особенности боевых действий против партизан - частое отсутствие оче­видных результатов в тяжелых и малоэффективных операциях против пов­станцев; суровые условия, в которых приходится жить и воевать; незнание тактики ведения противоповстанческой войны и организации диверсий и шпионажа; военнослужащие не прошедшие специальную подготовку к действиям против повстанцев, могут прийти в замешательство, столкнув­шись с тактикой иррегулярных формирований и проявлениями фанатизма участников повстанческого движения, их самоотверженностью и предан­ностью своему делу.

Исходя из этого, в соответствии с уставами и наставлениями командиры всех степеней должны постоянно заниматься идеологической подготовкой своих подчиненных с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них выше­указанных моральных и психологических факторов. Кроме того, такая подготовка преследует еще одну цель: войска должны производить благо­приятное впечатление на местных жителей своей дисциплинированностью и умением обеспечить безопасность лично себе, местным гарнизонам и объектам.

Происходящие изменения в военно-политической и стратегической об­становке в различных регионах мира вынуждают большинство государств
(или их коалиций) уточнять взгляды на пути и способы решения проблемы
обеспечения своей военной безопасности. При этом трансформации в пер­вую очередь подвергаются военно-стратегические установки на характер
возможных военных конфликтов и порядок применения в них вооружен­ных сил.


 

Вместе с тем по складывающимся сейчас в западных кругах взглядам, вооруженные силы должны применяться только в том случае, если на кар­гу поставлены интересы страны. Причем они должны пользоваться реши-тельной поддержкой общественности и быть предельно ясны. Это - первое условие использования вооруженных сил.

Второе заключается в том, что применяться должна только достаточная сила, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с мини­мальными потерями.

В докладе министра обороны США "Всеобъемлющий анализ: вооружен­ные силы для новой эпохи" (сентябрь 1993 г.) для кардинального пересмот­ра направлений развития вооруженных сил были выбраны реальные и по­тенциальные угрозы интересам национальной безопасности США. К ним отнесены:

угрозы, создаваемые ядерными и другими видами оружия массового по­ражения (включая его распространение);

региональные, вызванные в основном опасностью крупномасштабных агрессий региональных держав;

угрозы малых (часто внутренних) вооруженных конфликтов, а также терроризма, поддерживаемого и контролируемого государством...

В соответствии с этими угрозами строительство вооруженных сил США определяется потребностями ведения и достижения победы в двух крупных региональных конфликтах.

Военно-доктринальные установки Франции определяются стратегией 'Направленной обороны" (1969 г.). Ее основу составила концепция "рас­ширенной зоны безопасности", в соответствии с которой районы "жизнен­ных интересов" Франции стали включать наряду с национальной террито­рией всю Западную Европу и подступы к ней, а также некоторые районы мира. Строительство и боевая подготовка вооруженных сил Франции ста­ли учитывать требования НАТО.

Развитие вооруженных сил Великобритании во многом ориентируется на Соединенные Штаты, хотя в основном это проявляется в вопросах ос­нащения британской армии ядерным оружием. С роспуском Варшавского Договора возможности Великобритании по действиям вне Европейского театра значительно возросли. По свидетельству английского министра обороны, интересы Великобритании требуют обеспечения стабильности и безопасности в важных для нее районах мира.

Вооруженные силы должны быть готовы к ведению любых войн. Однакo в последние десятилетия британские вооруженные силы вели самостоятельно боевые действия только в Северной Ирландии и на Фолклендских островах. В войне в зоне Персидского залива английские войска участвовали в составе коалиции, с самого начала находясь под американским командованием. Отказ Великобритании от самостоятельного решения воен-


него вопроса предопределяет строительство ее вооруженных сил в 90-е го­ды.

Большое значение обновленная стратегия уделяет резервным формиро­ваниям и их способности быстро дополнять войска передового присутст­вия. Страны - участницы НАТО в ближайшее время будут пересматривать политику в области резервов. В США эти процессы уже начались. В соот­ветствии с новыми правилами резерв армии США и национальная гвардия будет обязан ежегодно представлять министру обороны доклады о физи­ческой готовности своих военнослужащих, которые теперь будут прове­ряться более тщательно. Происходит это потому, что резервисты армии и национальной гвардии США физически не готовы к участию в боевых дей­ствиях. Такая неподготовленность была выявлена в ходе ведения боевых действий в зоне Персидского залива.

Поскольку обновленная стратегия предусматривает возможность приме­нения войск за пределами зоны ответственности НАТО, то в этом случае их невозможно обеспечить в материальном отношении на национальном уровне. Материально-техническое обеспечение постепенно переходит в ве­дение объединенных органов, при унификации системы обеспечения и оборудования.

Принципиально новым во взглядах военно-политического руководства НАТО и США является применение войск в отсутствие состояния войны (военного конфликта), но при наличии фактических предпосылок ее воз­никновения.

Такие действия могут включать: оказание содействия дружественным правительствам; борьбу с международным терроризмом и операции в чрезвычайной обстановке "по поддержанию мира"; освобождение залож­ников; эвакуацию своих граждан из опасных районов (зон конфликтов); гуманитарную помощь. Кроме того, не исключается применение силы под эгидой ООН для подавления серьезных очагов конфликта, угрожающего международному миру и безопасности в форме операции "по установле­нию мира".

Решение задач в операциях "по установлению мира" применением воен­ной силы под эгидой ООН - новая функция ОВС НАТО. Теория таких опе­раций - приоритетное направление в разработках военных исследователей Запада.

Цель таких операций - принудить противоборствующие стороны к пре­кращению вооруженной борьбы и заключению мира на условиях, опреде­ленных мировым сообществом. Вооруженные силы используются с согла­сия одной или нескольких конфликтующих сторон или против их воли в случае принятия соответствующего решения Советом Безопасности ООН. Как правило, проведение операций "по установлению мира" возлагается на многонациональные контингенты вооруженных сил.


В ходе них могут решаться следующие задачи: блокада районов воору­женных конфликтов; разъединение противоборствующих сторон; разгром "бандформирований" и отдельных узлов сопротивления.

Свои задачи при проведении такой операции войска могут решать как мирным способом: "превентивное развертывание" группировок войск в непосредственной близости от района конфликта с целью оказания давле­ния на противоборствующие стороны и демонстрации решимости коали­ции применить военную силу для урегулирования конфликта, так и путем ведения боевых действий.

Во втором случае предполагается нанесение огневых ударов по наиболее важным объектам и конфликтующим группировкам силами и средствами авиации и ВМС. Для захвата коммуникаций, узлов дорог, мостов и других объектов высаживаются воздушные десанты и активно используются ди­версионные группы.

В ходе операции "по установлению мира" боевые действия привлекае­мых войск будут носить, как правило, очаговый характер. В связи с этим части и подразделения сухопутных войск требуется готовить к автоном­ным действиям и организации тесного взаимодействия с авиацией и сила­ми флота.

После подавления активного сопротивления и разгрома основных воо­руженных формирований контингенты войск коалиции могут использо­ваться для разъединения враждующих сторон, их разоружения, уничтоже­ния отдельных узлов сопротивления, охраны важных объектов, коммуни­каций и решения других задач.

Учитывая изменения военно-политической и стратегической обстановки на театрах военных действий, изложенные выше взгляды на характер дей­ствий вооруженных сил в возможных военных конфликтах, избираются пути совершенствования объединенных и национальных вооруженных сил НАТО. Главной тенденцией их развития становится умеренное планомер­ное сокращение численности и боевого состава при модернизации органи­зационно-штатной структуры и техническом переоснащении войск на но­вейшие образцы современного оружия и военной техники, в первую оче­редь высокоточного оружия дальнего действия.

В целом, развитие взглядов на применение вооруженных сил и совершен­ствование вооружений - процесс взаимообусловленный. Создание новых образцов оружия, массовое поступление их в войска (силы) закономерно приводят к возникновению новых, более эффективных форм и способов применения объединений и видов вооруженных сил. В свою очередь, раз­витие теории военного искусства, разработка новых форм и способов ве­дения боевых действий и обоснование оперативно-стратегических требо­ваний к средствам вооруженной борьбы дают новый импульс для их совер­шенствования.


Использование обычных вооруженных сил (сил общего назначения, сил специального назначения (операций) и сил поддержки) осуществлялось в послевоенный период по четырем уровням, отличающимся друг от друга по масштабам привлечения войск и по степени их участия в боевых дейст­виях.

Первый уровень характеризует минимальный масштаб задействования вооруженных сил для достижения тех или иных военно-политических це­лей. Как правило, на таком уровне масштаб привлечения военной силы не выходил за рамки подтверждения верности союзническим обязательствам, демонстрации силы, переброски сравнительно небольших контингентов войск в кризисные районы, оказания военно-технической помощи, органи­зации "воздушных мостов", направления групп советников и инструкто­ров.

В качестве примера подобного использования вооруженных сил можно привести действия, предпринимавшиеся во время событий в Лаосе (1955-1965 гг.), событий в Конго (1964 г.), Таиланде (1965-1985 гг.) и Сальвадоре после 1979 г.

Второй уровень использования вооруженных сил может быть охаракте­ризован как более масштабное, по сравнению с первым уровнем, задейст­вование войск в качестве одного из важнейших инструментов реагирова­ния на кризисы. В качестве форм применения военной силы использова­лись демонстрации силы и угрозы ее применения, переброска крупных контингентов войск, создание и развертывание группировок войск, прове­дение совместных учений, психологических операций, активизация разве­дывательной деятельности. При этом уже имели место боевые действия.

К примерам, в которых проявились именно эти формы и способы исполь­зования вооруженных сил, можно отнести развитие военно-политической обстановки на Корейском полуострове после 1953 г.; события в Ливане (1958 г.) и Доминиканской Республике (1960-1962 гг.); кризис, связанный с захватом американских заложников в посольстве США в Иране (1980 г.); гражданская война в Никарагуа и события вокруг нее; борьба с наркобиз­несом в Латинской Америке (с 1986 г.); ухудшение американо-панамских отношений (1987-1989 гг.); межгосударственные, этноконфессиональные вооруженные столкновения на территории бывшей Югославии, а также ряд других региональных конфликтов.

Третий уровень использования вооруженных сил предполагает их непо­средственное участие в боевых действиях против конкретного противника. В ходе этих конфликтов военная мощь применялась для достижения по­ставленных целей в чрезвычайно широком диапазоне форм и методов, та­ких как: противоповстанческие (противопартизанские) действия; кара­тельные экспедиции; поддержка повстанческих движений; операции по ус­тановлению мира; операции по борьбе с наркобизнесом и терроризмом; операции по освобождению заложников; бомбардировки и обстрелы тер-

 


ритории; операции по защите международного судоходства; осуществле­ние морской и воздушной блокады; операции по поддержке дружествен­ных режимов; осуществление региональных интервенций.

Перечень вооруженных столкновений и кризисных ситуаций в спектре малых войн, в ходе которых реально использовались вооруженные силы в

наступательных и оборонительных боевых действиях, достаточно обширен. В качестве наиболее известных примеров можно упомянуть события и факты, имевших место в период 1946-1993 гг.:

защита территориальной целостности Тайваня от притязаний Китая (1953-1959 гг.);

ведение боевых действий на территории Вьетнама (1955-1965 гг.), а так­же в других странах Индокитая в период 1955-1972 гг.;

неудачная высадка морского десанта на побережье Кубы (1961 г.);

региональная интервенция в Доминиканскую Республику (1965 г.) и опе­рации по нормализации обстановки на ее территории (1965-1966 гг.);

региональная интервенция против Гренады (1983 г.);

защита международного судоходства в Персидском заливе (1987-1988 гг.);

региональная интервенция против Панамы (1989 г.);

действия в Сомали: оказание гуманитарной помощи, операции по уста­новлению мира, карательные экспедиции (1992-1993 гг.).

Четвертый уровень использования вооруженных сил отличается от пре­дыдущего лишь масштабами, размахом, продолжительностью боевых действий, а также составом привлеченных сил и средств, уровнем понесенных потерь.

Участие вооруженных сил развитых государств мира в боевых действиях ограниченного масштаба имеет ряд существенных особенностей.

Во-первых, эти страны обладали полным военно-стратегическим и воен­но-техническим превосходством над своими противниками, что явилось основной предпосылкой достижения ими успеха с чисто военной точки зрения.

Во-вторых, даже в самых незначительных по масштабам конфликтах яв­но прослеживалось стремление обеспечить в глазах мировой общественно­сти законный характер применения военной силы.

В-третьих, в ряде случаев странам НАТО удавалось придавать предпри­нимавшимся акциям коллективный характер, привлекая к участию в них основных союзников по блокам.

В-четвертых, военно-политическое руководство стран НАТО старалось обеспечить минимизацию своих людских потерь и достижение целей воо­руженного вмешательства в кратчайшие сроки.

В-пятых, выбор средств нанесения вооруженного поражения противнику в боевых действиях ограниченного масштаба, особенно в 80-е годы и в настоящее время, определялся не только необходимостью добиться реализа-


ции поставленных задач, но и желанием придать действиям вооруженных сил формально ограниченный характер. Это предопределяло приоритет­ное применение высокотехнологичных видов оружия и военной техники и нанесение выборочных ("хирургических") ударов по объектам, выведение из строя которых дезорганизовывало сопротивление противника. Класси­ческим примером такого использования вооруженных сил являются регио­нальные интервенции против Гренады и Панамы.

Одной из достаточно распространенных форм использования вооружен­ных сил явились противопартизанские (противоповстанческие) действия. Историческая практика применения вооруженных сил стран НАТО и, в ча­стности, специально подготовленных подразделений из состава сил специ­ального назначения (операций), свидетельствует о том, что прямое исполь­зование военной силы в противоповстанческих операциях было не всегда удачным для этих стран. После войны в Индокитае, в течение которой воо­руженные силы активно использовались для ведения лротивопартизан-ской войны, западные страны старались, как правило, избегать открытого применения военной силы для борьбы с повстанческими движениями.

В послевоенный период для предотвращения развязывания большой войны мировые державы в течение десятилетий проводили политику "уст­рашения", основу которой составляли ядерные и многочисленные обыч­ные силы. Тем не менее средства, казалось бы, гарантирующие достижение успеха на высшем уровне вооруженного конфликта, совсем необязательно оказывались эффективными применительно к другим уровням военного противоборства.

При анализе стратегических и тактических концепций использования вооруженных сил основных мировых держав, их оргштатной структуры и технической оснащенности становится ясно, что виды вооруженных сил, рода войск и службы, как правило, ориентированы для ведения большой войны: всеобщей ядерной или обычной. Вместе с тем принципы использо­вания вооруженных сил в малых войнах сильно отличаются от принципов ведения большой войны. Вследствие этого доктринадьные взгляды по ис­пользованию вооруженных сил, их оснащение и боевая подготовка по большей части не соответствуют практике ведения малых войн, особенно в случаях противоборства регулярных сил с иррегулярными.

Как свидетельствует мировая практика, в настоящее время ни политиче­ский, ни военный истеблишмент не реагирует еще в полной мере на возни­кающие реалии современности. Не происходит быстрой и главное адекват­ной реакции на меняющийся спектр конфликтов, как этого требуют суще­ствующие и потенциальные конфликтные ситуации. В этой связи способ­ность вооруженных сил вести малые войны продолжает рассматриваться в качестве второстепенной. В подобных ситуациях все еще принято больше полагаться на импровизацию, чем на точный и обоснованный расчет.


Следствием слишком большой приверженности принципам "правильного" ведения войны стало то, что основные державы мира (США, Франция, Великобритания) достигли незначительных военных успехов в послевоенный период в области ведения малых войн. Это отнюдь не означает, что военные ведомства этих стран целиком и полностью виноваты в случившихся неудачах, а также в отсутствии успеха в действияx подобного рода. Проблема в первую очередь заключалась в ментали­тете военно-политического истеблишмента, определявшего задачи по строительству и использованию вооруженных сил. В развитых странах еще не созрело понимание того, что "полицейские" операции, операции по поддержанию мира, противоповстанческие и антитеррористические операции являются частью одной, очень длительной войны, состоящей из множества небольших, часто трудно поддающихся определению кратковременных боев и сражений, происходящих в различ­иях местах против "одного и того же противника". Малые войны имеют критическое значение для безопасности государства. Если оно не может успешно вести малую войну, то не обладает и способностью остановить проникновение насилия в любой форме на свою территорию и поддерживать внутренний порядок, совместимый с национальными интересами и безопасностью.

Как отмечают некоторые зарубежные военные теоретики, такие войны как индо-пакистанская, ирано-иракская и ближневосточная все еще могут иметь место, но не так часто как это было раньше. Неоднократные вторжения Израиля в Ливан стали своего рода предвестником будущих военных столкновений. В Ливане израильтянам пришлось вести борьбу с двумя противниками - ООП и сирийскими войсками - к каждому из которых применялась своя тактика и различные способы вооруженной борьбы. В результате получилась война с постоянно меняющейся тактикой действий линией соприкосновения с противником; импровизированная война - наполовину противоповстанческая, наполовину обычная. Спектр конфликтов постоянно расширяется, и тот, кто не понимает это­го - отстает от своего времени. Справедливо и то, что передовая техноло­гия создает новые источники потенциального конфликта, что в свою очередь делает взаимозависимые индустриальные государства Запада более язвимыми от возникающих новых кризисных ситуаций. Однако большая часть их бюджетных ассигнований, выделяемых на оборону, расходуется на поддержание и совершенствование ядерных и обычных сил, несмотря на тот очевидный факт, что доминантной в спектре конфликтов будущего будут малые войны. Тем не менее в ряде стран в военных ведомствах и в структурах ВПК существует сильное предубеждение против кардинальных изменений в выделении средств на другие статьи ''сходов, т.к. это влечет за собой серьезные служебные изменения и пересмотр заказов тех заинтересованных кругов и организаций, которые






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных