ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Интрапсихическая интерпретация Конфликта.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Интрапсихическая интерпретация конфликта. 2. Ситуационные подходы к исследованию конфликта. 3. Конфликт как когнитивный феномен. 4. Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные модели 5. Современные тенденции в подходе к конфликтам. Психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. История развития психологических представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психологии. Ю. Апслунд считал: « Социальная психология не могла возникнуть как наука, пока отношения между индивидом и обществом не стали проблематичными». Интрапсихическая интерпретация Конфликта. Представление о конфликте как интрапсихическом феномене наиболее ярко выражено в психодинамических подходах к пониманию личности и ее развития, основанных на представлении о противоречиях и конфликтах между различными сферами личности. Традиция подобного понимания заложена З. Фрейд ом, который первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающим миром. Конфликт в психоанализе - изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека. Понятно, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который является постоянным элементом душевной жизни человека и его развития. Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения своих желаний, что и приводит к возникновению психического конфликта. К психическим расстройствам ведут так называемые патогенные конфликты между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью. Конфликт, вызываемый неосознаваемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума. На эту имманентно присущую человеку конфликтность накладывается его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамической ориентацией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией. Таково общее отношение к конфликтам в психоанализе. Проблемы внутренних конфликтов особенно интересовали К. Хорни. Она согласна с Фрейдом, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, но не считает это условие достаточным. Указанный конфликт может также вести к простому подавлению или вытеснению желаний, к страданию. Конфликт между различными возможностями, убеждениями, мотивами человек может разрешить, осуществив выбор. Невротический же конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. По Хорни «Человек невротического склада действует сразу в двух направлениях, которые являются несовместимыми: им движет агрессивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», и в то же самое время он испытывает непомерное желание быть всеми любимым. Эта ситуация, когда человек зажат между честолюбием и любовью, является одним из центральных конфликтов при неврозах. Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем». Последователи и критики Фрейда стремились расширить возможности психоанализа, прививая ему более «культурный» и «социальный» взгляд. Адлер рассматривает поведение человека в социальном контексте. «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом Адлер связывает с «невротическим стилем жизни», который — и в этом Адлер солидарен с классическим психоанализом — является следствием «трудного» детства и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность. Этот «невротический», или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими, ведь, по мнению Адлера, «невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане врагов». Доминирование идеи о преобладании личностной обусловленности социального поведения побуждает психологов данного направления к поиску личностных особенностей, ведущих к формированию того или иного жизненного сценария. Хорни полагает, что в ответ на базисное чувство тревожности вырабатываются компенсирующие стратегии, которые становятся частью личности человека и затем определяют его поведение в большей степени, чем интерперсональные ситуации. У любого человека присутствуют три основных типа социальной направленности — «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей». Они проявляются в зависимости от ситуации: мы способны и сотрудничать с людьми, и отдаляться от них, и бороться с ними. У невротика эти типы отношений оказываются несовместимыми, какой-то из типов становится доминирующим, подавляя другие. Таким образом, межличностные конфликты скорее являются проявлением внутриличностной тенденции, которую Хорни называет «движение против людей» и которая фактически превращается в «базисную установку в отношении других и себя и определенную философию жизни». Эта личностная тенденция обнаруживает себя достаточно примитивным образом в самых обыденных ситуациях повседневного общения. Например, люди стараются опередить друг друга при входе в переполненный автобус, опасаясь, что им не достанется места. Однако даже избыток свободных мест не может заставить некоторых людей отказаться от стремления опередить остальных. Точно так же и в очереди найдется человек, который, подойдя одновременно с вами, будет доказывать, что он был первым и вы позади него, а не он за вами. Что движет подобными людьми? Желание побеждать, одерживать верх, чувствовать себя «в порядке». Если он уступает, оказывается вторым, «проигрывает» — он «не в порядке». Эта доминирующая ориентация личности существенно определяет характер ее взаимоотношений с окружающими людьми, порождая стремление к установлению контроля над другими, эксплуатации их в своих целях в соответствии со своей философией homo homini lupus est. Г. Салливен считает, что под влиянием раннего опыта отношений у человека возникают т.н. «динамизмы» и «персонификации», которые начинают играть роль регуляторов межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций. Например, ребенок, боящийся незнакомых людей, имеет динамизм страха, а привычная враждебность по отношению к кому-либо является выражением динамизма недоброжелательности, и т.д. При этом «сформировавшись однажды, они обычно закрепляются и влияют на наши установки в отношении других людей». Так недоброжелательность, возникая в детстве как реакция на частые неблагоприятные интерперсональные ситуации, вызывающие тревожность, ранящие ребенка, ставящие его в положение высмеиваемого, становится важной характеристикой интерперсональных отношений. Постепенно происходит искажение в фундаментальном интерперсональном аттитюде и вырабатывается пессимистическая недоброжелательная философия жизни. Таким образом, в работах самых разных психоаналитиков межличностные трудности и конфликты, переживаемые человеком, интерпретируются как явления, имеющие интрапсихическое происхождение. Наиболее принципиально отличной от позиции Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э. Эриксона. Пессимистическому представлению психоанализа о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий». Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий, каждая из которых сопровождается кризисом, который Эриксон рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий. Конфликты играют важнейшую роль в теории Эриксона, но они означают «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации». Кризис у Эриксона содержит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избегании конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов, что вполне соответствует современному общегуманитарному отношению к конфликтам. Таким образом, тема конфликта приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшими моментами развития. Во всех психоаналитических концепциях конфликт — это важнейший теоретический конструкт, составляющий суть внутренней жизни индивида. Понимание внутренних противоречий и конфликтов личности — это ключ к объяснению происходящего с человеком. Его социальное поведение вообще детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями, а те или иные проблемы интерперсонального существования имеют внутриличностное происхождение.
Ситуационные подходы: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|