Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен




Провозвестником когнитивизма не без оснований считают К. Левина, который ввел принципиально иное, чем у бихевиористов, понимание среды, окружающей ин­дивида. В соответствии с теорией поля «описание ситуации должно быть скорее "субъективным", нежели "объективным", т. е. ситуация должна описываться с по­зиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя». Тем самым Левин преодолел оппозицию «внутреннее -внешнее» в интерпретации источников социального поведения: если психоанализ рассматривал интрапсихические, «внутренние» факторы как главные в регуляции поведения, а бихевиоризм отдавал приоритет ситуативным, «внешним», то Левин фактически объединил их, придав «внешним» (объективным в трактовке бихевио­ ризма) факторам «внутренний», субъективный характер. Именно благодаря работам К. Левина, а также других представителей когнитивного подхода субъективность обретает законный и респектабельный статус в психологии.

Левин был первым психологом, исследовавшим конфликт как таковой. Это отно­сится и к его описаниям конфликта в теории поля, и к его изучению проблем интер­персональных отношений в американский период его деятельности, и к его работам, обобщенным в книге «Разрешение социальных конфликтов» (1948), которую по пра­ву можно считать первым исследованием в психологии конфликтов, да и в конфлик­тологии в целом. В теории поля Левина конфликт «психологически характеризует­ся как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные од­новременно воздействующие силы примерно равной величины» (Lewin, 1935, р. 122).

Случаи, когда индивид находится между двумя позитивными или негативными валентностями или же один и тот же объект одновременно наделен как позитивной, так и негативной валентностью, описывают основные виды внутриличностного кон­фликта. Межличностные конфликты интерпре­тируются как «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т. е. как противоре­чие между собственными потребностями челове­ка и внешней вынуждающей силой. В принципе, по мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако слу­чай конфликта между собственными и внешне вы­нуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти. «Воздействующие силы» или «валентности» в рассуждениях Ле­вина являются не объективными характеристиками внешней ситуации, а представляют собой результат ее субъективного восприятия индивидом.

Теории баланса

Идеи Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником тео­рий когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса Ф. Хайдера, которого многие считают основателем когнитивной психологии в целом. Тео­рия Хайдера посвящена анализу согласованности между системой установок инди­вида и его знаниями об установках и поведении окружающих (1946 «Психология межличност­ных отношений»).

Если некий человек Р (person) испытывает симпатию к другому человеку О (other), который делает нечто X, и если это X позитивно с точки зрения Р, мы имеем случай баланса из трех позитивных отношений. Если человек Р испытывает антипатию к человеку О, который делает нечто X, и если это X негативно оценивается Р, это будет случай баланса из трех негативных отношений. Если же О, к которому Р от­носится хорошо, делает нечто, к чему Р относится негативно, в этой структуре возни­кает небалансное состояние и, соответственно, тенденция стремления к балансу.

Ситуация может быть трансформирована двояко — за счет изменения в отноше­нии Р к О или X или путем изменения целого. Изменения в отношениях Р: а) Р начинает думать, что X не так уж и плох — устанавливается баланс из трех пози­тивных отношений; б) Р начинает думать, что О не так уж и хорош, в соответствии с чем «плохой О» делает «плохое X», и балансное отношение устанавливается сно­ва. Изменения в отношениях целого: а) Р начинает думать, что О в действительнос­ти не в ответе за X, тогда X нельзя приписывать О, и их единство разрушается; б) Р разрешает ситуацию за счет дифференцированного взгляда на О: О имеет и плохие, и хорошие черты. Баланс достигается за счет негативного отношения Р к «плохой» части О, ответственной за «плохое» X, и хорошего отношения Р к «хорошей» части О.

Однако очевидно, что во многих ситуациях реального взаимодействия проблемы так просто не решаются. Например, О владеет X, к которому стремится Р. Казалось бы, по предыдущей схеме, это должно благоприятствовать отношениям Р к О, но Р может завидовать О, желая своего единства с X, будь то материальный объект или человек. Таким образом, если Р и О стремятся к X и единство одного из них исклю­чает единство другого, возникает конфликт.

Аналогично возникает конфликт, если Р и О стремятся избежать X, но это воз­можно лишь для одного из них. Наконец, еще один вариант возникновения конф­ликта связан с необходимостью для Р и О действовать относительно X совместно и единообразно, а их отношение к X различно; тогда или один из них должен отка­заться от позитивного для него X, или другой должен принять негативное для себя X.

Таким образом, в соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что «определенное отноше­ние единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключает­ся вследствие существования отношения единства со стороны другого человека», т. е. сущность социально-психологического конфликта в его трактовке — это определенное рассогласование между системой представлений ин­ дивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей. Дальнейшее развитие идей Хайдера было предпри­нято Т. Ньюкомом, сделавшим акцент на процессе коммуникации между участни­ками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными.

Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были реали­зованы не только в акценте на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании нового их изме­рения — когнитивного пространства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных