ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация буддийских практикСадхана сопровождается множеством практик для достижения самадхи. Полный список практик представляет собой сосредоточенное изучение и разотождествление с 40 объектами, которые создают карму человека (карматтхана). Первую группу составляют 10 концептуальных объектов (касина-мандала): земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство; Вторая группа связана с тленностью и смертью живого - 10 нечистот (асубха). В качестве объекта медитации выбираются составные части и состояния трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеченный труп (вичиддака), обглоданные куски (виккхаитака), разбросанные части трупа (виккхиттака), изуродованные части трупа (хата-виккхиттака), окровавленный труп (лохитака), изъеденные червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика). Третья группа. Следующие 10 объектов являются предметами размышления и сосредоточения (аннусати): Будда (буддханус-сати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати). Четвертая группа. Последние 10 высших объектов размышления предполагают достижение архатства и пробуждения. Это 4 возвышенных объекта (брахмавихара): доброжелательная любовь (любящая доброта - метта), сострадание (каруна), симпатия ко всем существам (радостность - мудита), невозмутимость (равностность-упекха). Пятый объект - воздержание от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); Шестой - размышления о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); Следующие 4 - созерцание каждого из четырех уровней арупалоки, наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой. Все эти практики сосредоточения в совокупности с соблюдением норм буддийской морали позволяют раскрыть сущность бытия. Идущий по «срединному пути», достигая глубин сосредоточения, может постигнуть изначальную мудрость за пределами страдания. В силу непривычности многих практик буддизма для человека с европейским мышлением, я буду излагать их в «рабочей» версии, то есть те практики, которые апробированы на ритритах в разных странах мира с русскоязычными участниками и показали свою понятность и выполнимость. В наставлении «Об основах внимательности» Будда свел всю медитативную практику всего лишь к четырем основам. Эти основы – тело, чувства, состояния ума и психические события. Мы будем придерживаться в основном этой модели, иногда обращаясь к более широкому реестру буддийских практик. Тело представляет собой наиболее плотный и материальный предмет, считающийся «моим» и «мною». Это отношение, имеющее прочные корни в неведении (авидья), создает многочисленные печали и несчастья (дукха), когда тело совершенно ясно показывает, что не является «моим», как это бывает во времена болезней, разрушения и смерти. Познание истины отсутствия «я» должно начинаться с самых грубых привязанностей и затем переходить к более тонким, поэтому Будда начинает с созерцания тела. Однако даже одно из созерцаний этого цикла, одно из основных упражнений, оказывается достаточным для достижения просветления; и нет необходимости в том, чтобы бхигшу практиковал все четыре аспекта. Первая основа внимательности – тело, а дыхание, как один из аспектов тела, принимается за объект медитации. Дыхание – телесный процесс, который продолжается день и ночь, начинаясь с рождения, и кончается лишь со смертью. Это идеальный процесс для созерцания, так как его никогда нельзя отбросить. Он может стать – и действительно становится – с нарастанием сосредоточенности – более тонким и поверхностным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|