Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфические методы психологии труда




 

Сбор различной информации необходим и важен в практической деятельности психолога. Собранная информация классифицируется, критически оценивается, систематизируется. На основе этого составляется в письменном виде обзор, содержащий полную характеристику исследуемого вида труда.

Методику и технику получения и обработки, значимых с точки зрения психологии характеристик труда обозначают понятием психологическая профессиография.

Под понятием психологическая профессиография понимается весь комплекс способов и технических средств, с помощью которых определяются все факторы, которые прямо или опосредованно влияют на трудовую деятельность. В профессиографии работа рассматривается как комплексное понятие, содержание которого включает многие элементы и предпосылки, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Профессиография – это определение задач, составляющих содержание работы и определение способностей, знаний, умений и ответственности, требуемых от работника для выполнения данной работы или выполнения определенной деятельности в рамках данной работы. Профессиография – это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда. Методы профессиографии используются во всех отраслях науки, занимающихся проблематикой труда. Кроме психологии это антропология, физиология, социология, гигиена, безопасность труда и др.

Принципы профессиографии были сформулированы К.К.Платоновым. Это принципы:

- комплексности;

- целенаправленности;

- надежности;

- дифференциации (предусматривает анализ различных специальностей, входящих в данную профессию);

- типизации (объединение профессий в определенные группы);

-перспективности;

- реальности.

 

Профессиография начинается со сбора данных об изучаемой работе и описания ее организующих принципов. Все эти сведения группируются в соответствии с 4-мя группами вопросов.

1. Какая работа (специальность, профессия, должность) анализируется и описывается? Что является предметом, целью данной работы? Какие виды деятельности она включает и как они взаимосвязаны между собой?

2. Какие условия и возможности предоставляет работа для полного использования производительности труда нормального человека? Что сдерживает развитие психических процессов или ограничивает применение способностей? Чем обусловлена эффективность труда? Каковы основные объективные предпосылки хороших результатов работы?

3. Какие внешние факторы (положительные или отрицательные) воздействуют на психику человека на данном рабочем месте? Что может эффективно повлиять на психическую трудоспособность и производительность?

4. Какие особые или исключительные требования к психике человека предъявляются данной работой? Какие способности и особенности являются предпосылкой успешного выполнения работы, и какие качества не находят применения в данном труде?

В целях изучения определенной профессии психолог ставит уже более детальные вопросы, и из ответов на них отбирает информацию, которую использует для составления профессиограммы (описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии).

Комплексный анализ описания профессии включает:

- производственную характеристику профессии и ее специальностей;

- оценку экономического значения профессии;

- социально-психологическую характеристику профессии (престиж профессии в обществе, особенности межличностного взаимодействия);

- определение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения по службе;

- санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с выделением «профвредностей»;

- составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии;

- формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека и выделение профессионально-важных качеств (ПВК).

Кроме описания вышеуказанных характеристик профессии, важное значение имеет составление психограммы – характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психограмма составляется в целях профотбора и включает две группы требований:

1) необходимые требования и профессионально-важные качества, которые должны предъявляться любому среднему работнику;

2) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Желательно также давать в психограмме перечень психологических противопоказаний, т.е. таких характеристик личности, которые определяют ее неспособность к данной профессии.

Наиболее широкой по своему содержанию является профессиогамма (психограмма) в целях психологического просвещения и профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии.

План профессиограммы

 

I. Общие сведения о профессии:

1) история возникновения профессии, произошедшие изменения ее содержания;

2) смежные профессии;

3) перспективность роста квалификации;

4) спрос на профессию в вашем городе (районе).

 

II. Характеристика процесса труда:

1) важнейшие технологические операции;

2) орудия труда;

3) рабочее место;

4) рабочая поза, преобладающие движения в труде;

5) продукция;

6) виды брака и способы их устранения;

7) характер работы (монотонный или разнообразный);

8) в чем и как проявляется утомляемость после работы.

 

III. Санитарно-гигиенические условия труда:

1) режим труда и рабочий ритм;

2) микроклиматические условия (шум, освещенность);

3) основные требования к физическому состоянию организма;

4) медицинские противопоказания;

5) основные меры по охране труда;

6) возможные производственные травмы и профессиональные заболевания.

7) продолжительность отпуска.

 

IV. Психологические требования профессии к человеку:

1) возможные трудности и напряженные ситуации;

2) основные качества, которыми должен обладать работающий:

- эмоционально-волевые;

- деловые;

- моторные (двигательные);

- внимание;

- тип памяти;

- особенности мышления;

- качества характера.

 

V. Сведения о профессиональной подготовке:

1) пути получения профессии и характеристика учебных заведений;

2) продолжительность обучения;

3) основные изучаемые дисциплины;

4) квалификация выпускника учебного заведения;

5) зарплата работающего;

6) перспективы профессионального роста и продвижения.

 

Другими специфическими методами психологии труда являются:

Хронометраж – определение времени, которое затрачивается на ту или иную работу или на определенную операцию.

Трудовой метод – когда исследователь изучает ту или иную деятельность, становясь рабочим. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследователя, описывающего конкретную профессиональную деятельность и работника, ее знающего. Данный метод широко разрабатывался в психологии труда в 20-е годы ХХ века и в дальнейшем использовался психологами-исследователями достаточно активно, что позволило получить ценный материал об особенностях различных профессий.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных