Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: История развития коррекционной педагогики и специальной психологии как науки. (4 часа).




Семинарское занятие № 3.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему I этап развития отношения к лицам с отклонениями в развитии называется этапом агрессии и нетерпимости. Приведите примеры отношения к аномальным людям в Древней Спарте, Эпоху Средневековья. Охарактеризуйте отношение к аномальным в Древней Руси.

2. В чем суть кардинальных изменений в системе отношений к людям с какими-либо отклонениями, возникших после Великой Французской Буржуазной революции. Ведущие деятели науки этого периода.

3.Основные аспекты и тенденции развития коррекционной педагогики с середины ХIХ века:

4.Первые практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей в России.

5. Активизация помощи аномальным детям в России начала ХХ века.

6. Каким образом изменилось отношение к лицам с отклонениями в развитии в России после 1917 года.

Литература:

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.14-25. – ISBN 5-7695-0487-0.

2. ЗабрамнаяС.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – С.21-44.

3. ЗамскийХ.С. Умственно отсталые дети: история развития с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995. – 400с.

4. Дефектология – вчера, сегодня, завтра. // Дефектология. – 1993. - №6. – С.5-12.

5. КапустинА.И., КовтонюкП.Е. Новая концепция построения учебной программы по истории олигофренопедагогики для дефектологических факультетов. // Дефектология. – 1996. - №1. – С.74-77.

6. Коррекционная педагогика.//Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999. – С.5-12, 105-138.

7. МалофеевН.Н. Современное состояние коррекционной педагогики.//Дефектология. - 1996. - №1. - С.3.

8. МалофеевН.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследований как основа для построения программы развития.//Дефектология. - 1997. - №4. - С. 3-15.

9. МалофеевН.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256с.

10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2000. – С. 3-28.

11. Специальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. – С. 87-121. - (Высшее проф. образование). - ISBN 5-7695-3519-9.

12. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-метод. Пособ. / В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 122с. – ISBN 5-9268-0213-Х.

13. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин; Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003. – С. 65-84. – ISBN 5-9268-0214-8.

14. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство/ Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. – С. 15-26. - ISBN 5-9268-0212-1.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

 

Не приходится сомневаться в том, что с явлениями «ненормальности», или «дефективности» (как говорилось в прошлом), человечество сталкивалось с первых же шагов своего существования. Однако фактов, отражающих характер и особенности отношения общества к таким лицам, зафиксированных историей, крайне мало и явно недостаточно для целостного изучения данной проблемы. Тем не менее, как отмечает Ф. М. Новик, «и те скудные и случайные сведения по интересующему нас вопросу, которые приводятся в указанных источниках, в разделах, посвященных античному миру, уже позволяют нам составить представление, каким было отношение к дефективным у древних народов» [69, с. 7].

Проблема взаимоотношений общества и лиц, имеющих физические, психические, сенсорные недостатки, как показал проведенный нами теоретический обзор, чрезвычайно актуальна и по сей день. Отдельными зарубежными и отечественными учеными сделаны попытки изучить динамику отношения общества к таким людям. Исследовав факты, иллюстрирующие то или иное отношение к лицам с недостатками в развитии со стороны людей, общества в целом, определив их характер, попытаемся дать краткий обзор отношения общества к «неполноценным» и «необучаемым» в прошлом.

Обращаясь к истории данного вопроса, уверенно можно говорить о том, что история не баловала людей, имеющих психический либо физический недостаток. Наши предки их не любили. В Галлии их приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими. Например, из-за глухоты, даже приобретенной, человек лишался права завещать и наследовать. В целом положение аномальных в обществе выглядело следующим образом — они были абсолютно бесправны [45, с. 131].

Даже в литературных и драматургических произведениях разных времен иногда объектами смеха являются такие физические недостатки, как глухота, косноязычие, заикание, а также психические недостатки — «тупоумие», слабоумие, или умственная отсталость. Нет нужды объяснять, насколько далек подобный подход от человеческого сострадания. Приведем некоторые факты из истории человеческого общества, взятые из различных литературных источников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных