Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Три пути к освобождению




Учение, которое разъясняет Арджуне его божественный наставник, основывается на том, что мироздание представляет собой строго упорядоченную систему, и каждый человек занимает в ней своё, именно для него предназначенное место. Коль скоро это так, то и обязанности у каждого свои, отличные от обязанностей людей, пребывающих на других ступенях этой огромной лестницы. А следовательно, и к освобождению от кармы можно идти разными путями.

Таких путей в «Бхагават-Гите» указывается три. Первый из них – самый трудный – доступен для немногих. Это джняна-марга, или путь знания. Вступивший на него должен осознать неподлинность, иллюзорность повседневного бытия, т.е. всего того, что мешает человеку достичь освобождения. На это способен лишь мудрец, лишь аскет, предающийся медитации.

Другой путь к освобождению – карма-марга (путь действия). Преодолеть действие закона кармы можно, и не прибегая непременно к медитации. Если аскет идёт к освобождению, отринув суетную действительность, то для воина, каким является, например, Арджуна, подобный метод неприемлем. Он должен, напротив, участвовать в жизненном процессе, и, оказывается, такое участие тоже может принести избавление. Правда, при одном обязательном условии: оно должно быть бескорыстным. Воин, выполняющий свой долг, не думая о награде и сосредоточившись на самом действии, так же достоин мокши, как святой отшельник.

И всё же, при всех различиях между первым и вторым путями, их объединяет одно важное свойство. И тот и другой путь предназначен для немногих. И техникой медитации, и воинским искусством владеют лишь избранные. Таким образом, для большинства людей они непригодны.

Существует, однако, третий путь, доступный каждому человеку, независимо от его происхождения, ума, образованности. Это бхакти-марга, или путь любви. Конечно, такой перевод не исчерпывает всех оттенков слова бхакти. Бхакти- это и любовь, и чувство восхищения, и глубочайшая эмоциональная преданность божеству. Для того, чтобы проникнуться этим чувством, не требуется ни духовного совершенства аскета, ни храбрости воина. Поэтому бхакти стало истинно народной формой индуистской религиозной практики, для которой характерно несколько отстранённое отношение как к «учёной» религиозности, укоренившейся на высших уровнях кастовой иерархии, так и к самому кастовому делению.

Самое примечательное в религиозном учении «Бхагават-Гиты» состоит в том, что, при всех глубоких различиях между тремя путями, они рассматриваются как равноправные. Ни один из них не лучше и не хуже. Просто разные по своей природе люди различными догами движутся к одной и той же цели.

Именно в силу этой особенности в трактовке разных уровней религиозности учение «Бхагават-Гиты» стало основой того грандиозного синтеза культов и традиций, который и получил название индуизма. И именно по этой причине «Гита» сделалась, без преувеличения, самой популярной книгой индуизма, имевшей и имеющей хождение не только в узком кругу высокоучёных носителей традиции, но обращённой ко всем и к каждому[6].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных