Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 2. ПАНТЕОН ИНДУИСТСКИХ БОГОВ




 

Другую группу религиозных произведений, отразивших мир индуистских верований, составили Пураны (буквально – древние).

2.1. Индуистская «троица»

 

Пураны демонстрируют нам тех, кого надлежало любить и почитать, к кому обращать мольбы, с кем связывать надежды. И здесь нам открывается один секрет индуизма – способ сведения бесчисленных божеств самого различного происхождения к нескольким основным персонажам.

В центре безбрежного индуистского пантеона находятся три фигуры. В центре безбрежного индуистского пантеона находятся три фигуры. В состав этой «троицы» (тримурти) входят, по представлениям учёных пандитов, Брахма, Вишну и Шива. Формально главная роль среди них отведена Брахме, которого принято считать богом – создателем Вселенной.

Не следует относиться к такому определению слишком серьёзно. Творение мира, с индийской точки зрения, не является таким значимым, каким оно представляется христианам, иудеям и мусульманам. Если библейский Бог создал мир однажды, то Брахма делает это всякий раз заново в начале каждого нового мирового цикла (калльпа), открывающегося творением (сришти) и завершающегося разрушением Вселенной (пралайя). Кроме того, создание мира означает – и для индийской мысли это имеет первостепенное значение – возникновение зла, страданий и кармы, а следовательно, не является положительным деянием.

По всем этим причинам Брахма, занимающий, казалось бы, высшую ступень в иерархии богов, в действительности не обладает большой популярностью. Его культ, по-настоящему массовый, по-настоящему народный, так и не сложился. Огромное большинство индусов поделены, за малым исключением, между двумя великими религиозными традициями – культом Вишну (вишнуиты) и культом Шивы (шиваиты). И если Брахме приписывается роль создателя мира, то Вишну рассматривается как его хранитель, надзирающий за исполнением дхармы, а Шива – как бог-разрушитель.

Следует иметь в виду, что тримурти представляет собой теоретическую конструкцию, созданную брахманистской мыслью, и что такое объединение трёх божеств существует лишь на элитарном уровне индуизма. В действительности эти три образа имеют совершенно различное происхождение. Если Брахма ещё присутствует в Ведах, а Шива целиком и полностью является порождением культуры неарийских народов, аборигенов Индостана, то Вишну причудливым образом соединил в себе и арийское, и варварское начала. При этом заслуживает внимания не только то, какие персонажи вошли в мир вишнуизма, но и сама форма этого синтеза[7].

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных