Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ НОСИТЕЛЕЙ ОТРАЖАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ




Видный отечественный специалист в области кибернетики акаде­мик Виктор Глушков в свое время подчеркивал, что информацию несут в себе не только испещренные буквами страницы и человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада и шелест листьев.

Все сущее, все, что окружает человека, все, с чем он сталкивается в ходе своей познавательной, преобразовательной деятельности, созер­цании мира, и сам человек — все это носители информации как пищи для ума, души, действий.

Криминалистическая трактовка понятия носителя информации («отдав» информацию, носитель становится источником, в то же время оставаясь и носителем информации) является более узкой. Круг носи­телей криминалистически значимой информации ограничен целями, пределами и содержанием объекта познания и особенностями поиско­во-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве. Поэ­тому для субъекта ППД интерес представляют лишь те носители ин­формации (и та информация), которые значимы с точки зрения позна­ния исследуемых событий. В первую очередь, сказанное касается отра­жательной информации, а значит, и носителей такой информации.

Под носителями отражательной информации понимаются объекты, участвовавшие в процессе непосредственного и опосредованного взаи­модействия и отражения преступления и связанных с ним событий, а также результаты подобных взаимодействий и отражения, содержащие сведения, овладение которыми позволяет успешно решать задачи уго­ловного судопроизводства.

Наиболее общая классификация объектов поиска и познания как носителей и потенциальных источников отражательной информации исходит из разделения их на две группы: 1) объекты живой природы;

2) объекты неживой природы.

Объекты первой группы подразделяются на говорящие и негово­рящие.

Дальнейшая конкретизация данных подгрупп позволяет выделить их составляющие. Так, в круг говорящих носителей информации (го­мологические объекты) входят участники познаваемого события, оче­видцы происходившего, иные лица. Неговорящими носителями систе­мы объектов неговорящей природы являются не только представители



флоры и фауны (дикие и домашние животные, водоплавающая птица, лесные угодья и т.д.), но и люди, не говорящие от рождения, а также лица, потерявшие дар речи в результате перенесенных болезней, полу­ченных травм и по другим причинам.

В свою очередь каждый из указанных элементов может быть под­вергнут дальнейшей классификации. Например, по процессуальному положению и характеру события среди участников криминального со­бытия выделяются лица, совершившие преступление (организаторы, пособники и т.д.), жертвы преступления, очевидцы преступления и другие свидетели.

По видам следов, носителями которых они являются, участники криминального события подразделяются на три группы: 1) носители следов памяти (психических отражений, идеальных следов); 2) носите­ли материально фиксированных следов на своем теле, одежде, обуви, других сопутствующих вещах; 3) носители одновременно и следов па­мяти, и материально фиксированных следов.

\ Объекты неживой природы |

Искусственного происхождения

Естественного происхождения (технические устройства, (водные объекты, атмосферный технологические процессы, воздух, минералы и т.д.) вещи и другие продукты человеческой деятельности)


Объекты неживой природы по происхождению могут быть класси­фицированы на объекты естественного (природного) происхождения и объекты искусственного происхождения (продукты человеческой дея-

1Г.11Ы10СТИ.

1 [о признаку криминалистической отраслевой принадлежности вы­деляются трасологические, оружиеведческие, взрывотехнические, фо­нологические, одорологические, документологические и другие груп­пы объектов.

Материально фиксированные носители информации данной кате­гории состоят из вещных объектов (похищенная вещь, орудие преступ­ления и т.д.), функционировавших в ходе подготовки, совершения пре­ступного деяния, противодействия расследованию и правосудию и ма­териально фиксированные следы.

Все вещные носители информации также могут рассматриваться в качестве своеобразных материально фиксированных следов. Поэтому важной в практическом отношении является, например, их деление на

две группы: следы-отпечатки, иные следы. В свою очередь группа иных следов подразделяется на документы, предметы, материалы, вещества (наркотические, радиоактивные и др.), а также следы в виде изменений свойств и отношений объектов.

При дальнейшем делении учитываются различные признаки и от­ношения следов. Так, по агрегатному состоянию следы-вещества под­разделяются на жидкие, газообразные, твердые. Если же взять в качест­ве объекта дальнейшей классификации такую группу следов, как пред­меты, то в этой группе можно выделить следы в виде отдельных целост­ных предметов, элементов предмета (например, осколки разбитой авто-


мобильной фары), комплексов взаимосвязанных предметов (напри­мер, движущихся частей и салона автомобиля), следов как результатов разрушения предмета (остатки, деформированные части взорванной автомашины, останки погибших при авиакатастрофе и т.д.).

Одной из специфических групп следов являются следы в виде изме­нений свойств и отношений объектов. Само название этой группы ука­зывает на то, что в нее включены две разновидности следов: 1) следы в виде изменений свойств объектов; 2) следы в виде изменений отноше­ний объектов.

Под изменением свойств объекта понимается криминалистически значимые метаморфозы, произошедшие с объектом в связи с познавае­мым в уголовном судопроизводстве событием. Имеются в виду измене­ния признаков (характеристик) внешнего порядка (формы, поверхнос­ти, цвета и т.д.), функционального назначения, качества, состояния, структуры, целостности всего объекта либо каких-то его частей, других параметров, возникшие в процессе взаимодействия с другими объекта­ми. Такого рода изменениям подвергаются и гомологические, и вещ­ные, и иные объекты, что и предопределяет одну из классификаций указанной подгруппы следов (по видам объектов, подвергшихся изме­нениям).

Внутривидовые группировки следов изменений могут осущест­вляться по признаку количества изменений (одиночные — множест­венные), по механизму, способу их образования, видам следообразую-щих объектов, давности образования, локализации и другим основа­ниям.

Важное значение для выявления преступника, решения иных поис­ковых, а также познавательных задач имеют следы в виде изменения отношений объектов (следы-отношения). В широком смысле следы отношения — это психические и материально фиксированные отобра-


| гния связей каких-либо величин, людей, предметов, действий, собы-| nil, процессов.

Говорят, например, о связи преступлений с определенной террито-рией, на которой они зафиксированы (региональный аспект преступ-ности, об отношении преступников к фактору судимости в прошлом (ранее судимые — несудимые), к какой-либо местности (местные — приезжие) и т.д. В узком же смысле под следами-отношениями подра­зумеваются материально фиксированные отображения связи, соотно­шения, положения и расположения вещных объектов в пространстве, несущие информацию о познаваемых событиях и их участниках. Следы-отношения — это не изменения на (в) объектах, не собственные либо привнесенные признаки самих объектов, а характеристики изме­нений мест, которые они занимали в системе каких-либо объектов (из­менений их пространственных соотношений с другими элементами системы), а также изменений собственного положения в пространстве и тот или иной временной отрезок.

Со следами-отношениями повсеместно сталкиваются не только участники уголовного судопроизводства, но и все без исключения люди в самых различных ситуациях.

Возвратившись вечером в свою квартиру ее одинокий владелец, едва окинув беглым взглядом обстановку, по неизменному положению, состоянию и расположению вещей безошибочно определяет, что в его отсутствие в жилище ничего не произошло. Однако даже тогда, когда все вроде бы в порядке, но положение либо расположение некоторых предметов претерпело определенное изменение, вещи находятся не там, где они были оставлены утром перед уходом из дома, наблюдатель­ный хозяин приходит к выводу, что в его отсутствие здесь кто-то побы­вал. Более того, анализ характера и особенностей изменений положе­ния и соотношения предметов может дать указание на то, кто именно и в каких целях посетил квартиру.

Однако не все следы-отношения являются объектом исследования в уголовном судопроизводстве. Криминалистически значимы лишь те изменения положения и расположения объекта, которые произошли в связи с познаваемым событием.

С помощью следов-отношений устанавливаются самые различные обстоятельства, начиная с выяснения вопроса о том, что произошло в данном случае и кончая вопросом о том, по чьей вине это произошло.

Так, следы крови под трупом убитого человека и возле него обычно указывают на то, что преступление совершено на том месте, где обнару­жен труп. Однако в том случае, когда кровь под израненным трупом и рядом с ним отсутствует и обнаружена на расстоянии, например не­скольких десятков метров, это может свидетельствовать о том, что смертельные ранения причинены не там, где находится труп, а на месте


обнаружения следов крови. Кроме того, по позе и положению трупа можно судить, был ли он перемещен кем-то после совершения преступ­ления или потерпевший после полученных ранений смог преодолеть указанное расстояние самостоятельно и умер там, где обнаружили его труп. Поза и положение трупа могут также рассказать, причинены ли ранения потерпевшему внезапно, когда он этого не ожидал (например, во время сна) или потерпевший встретил опасность лицом к лицу с преступником, находился ли при этом в положении стоя, сидя или в лежачем положении. По следам-отношениям выясняются не только обстоятельства преступления, но и акций по противодействию рассле­дованию. Так, предположение о факте инсценировки самоубийства может возникнуть при обнаружении оружия смерти не там, где оно должно было бы находиться в случае действительного суицида.

Важное научное и практическое значение имеет классификация следов по видам и признакам следообразующих объектов. Так, выделя­ются:

— следы человека;

— следы предмета;

— следы процесса, отдельного действия, поведенческого акта, опре­деленного вида деятельности;

— следы иного объекта.

В группу следов человека входят следы преступника, следы потер­певшего, следы свидетеля (например, следы очевидца содеянного, ос­тавленные в ходе пресечения преступления, защиты потерпевшего либо имущества). Следы человека могут возникнуть на месте соверше­ния преступления, на месте иного происшествия (например, на месте сокрытия частей расчлененного трупа потерпевшего, на месте укрытия похищенных вещей), в окрестностях места происшествия, в иных мес­тах сфер быта, трудовой деятельности, отдыха людей.

Труп убитого мальчика 10 лет был обнаружен на полу спальни. Преступник удавил его петлей из электрошнура. На петле имелся узел, завязанный специфическим способом.

Как выяснилось, это преступление совершил родственник погибше­го, проживавший в соседнем доме. При обыске жилого помещения, чердака, надворных строений обнаружили и изъяли несколько веревок с имеющимися на них узлами.

По показаниям свидетелей, узлы были завязаны родственником по­гибшего мальчика. Сравнительное экспертное исследование узла с места происшесч-вия и узлов из дома преступника показало, что все они завязаны одним и тем же способом, распространенным среди такелаж­ников, альпинистов, матросов (преступник в прошлом был матросом-речником).


Имеющие значение для выявления и изобличения преступника. 'ir.'ii.i могут быть обнаружены и в иных местах. Так, следы крови пре-. I упипка, поранившего руку на месте происшествия, могут быть обна-i'v/m'iii.i на этом месте, на пути его ухода с места происшествия, а также I' помещении, где ему оказывалась медицинская помощь. Следы чело-ni^.i, похищенного преступниками, нередко обнаруживаются на месте преступного захвата потерпевшего, в перевозившем его транспортном | | "'дстве и на месте удержания в качестве заложника.

К уголовном судопроизводстве используется информация, содер­жащаяся в следах, обнаруживаемых в местах подготовки, совершения преступления, посткриминальной жизнедеятельности потерпевших и преступников, а также там, где готовятся и осуществляются акции по 11 ротиводействию расследованию.

Труп убитой молодой женщины с обезображенным лицом извлекли и:! одного из подмосковных прудов. В целях идентификации личности погибшей проверялись все без вести пропавшие местные жители. ('рсди них оказалась девушка, похожая по внешним признакам на ту, труп которой обнаружили. Следователь произвел осмотр квартиры пропавшей. Там он обнаружил и изъял несколько отпечатков пальцев ])ук. Дактилокарту убитой и эти отпечатки направили на экспертизу. 11о заключению специалиста три следа, изъятые в квартире пропавшей, были идентичны отпечаткам пальцев убитой. Так были установлены ее личность, а затем и те, кто совершил преступление.

Информативными с точки зрения раскрытия преступлений могут быть не только следы нахождения преступника, потерпевшего, очевид­ца содеянного на том или ином месте (следы рук, ног, зубов и т.д.), следы их отдельных самостоятельных действий, но и следы совместных действий лиц, вовлеченных в орбиту преступления и других значимых событий, их взаимодействия и противодействия (например, следы борьбы преступника и жертвы, следы выполняемых сообща трудовых операций, переросших в преступное деяние).

В ряде ситуаций возникает необходимость поиска и исследования следов, не имеющих с точки зрения их природы, источника и механиз­ма происхождения, никакого отношения к активности лиц, вовлечен­ных в орбиту преступления (например, следы людей, которые не имели никаких отношений ни с преступником, ни с предметом посягательства и не располагающих какими-либо сведениями о преступлении, но су­щественные для выявления и изобличения преступника).

При осмотре части расчлененного трупа, обнаруженного в одном из районов Москвы, и материала, в который она была упакована, среди других предметов обнаружили газету с обозначенными на ней каранда­шом номеров дома и квартиры.


Как следовало из анализа надписи на газете, она могла быть испол­нена почтальоном, разносившим корреспонденцию по адресам получа­телей. По образцам почерка всех местных почтальонов удалось вы­явить работницу одного из почтовых отделений, почерк которой был похож на почерк исполнителя надписи на газете. После этого на обслу­живаемой почтальоном территории установили и проверили всех под­писчиков газеты с аналогичными номерами домов и квартир. Все они оказались непричастными к преступлению. Однако преступника все-таки удалось выявить. Им оказался сосед одного из подписчиков газе­ты, выкравший ее из почтового ящика, а затем совершивший убийство (для упаковки частей трупа он использовал целлофан, простыни и га­зеты, включая ту, что украл у соседа).

Материально фиксированные следы выступают в качестве своеоб­разных хранилищ самой разнообразной информации. Каждый след в первую очередь содержит сведения о себе самом (своей природе, видо­вой принадлежности, размере, цвете, конфигурации и т.д.). Наряду с этим он содержит информацию о следообразующем объекте (человеке, предмете и т.д.), механизме и условиях следообразования, обстоятель­ствах произошедшего события. Все эти сведения так или иначе исполь­зуются при построении и реализации мысленных моделей преступле­ния, иного события, устанавливаемого преступника, решения иных задач. Причем на этапе выявления преступника каждый след (как и любой другой носитель информации) должен рассматриваться в нача­ле с точки зрения того, какую информацию об этом лице и обстоятель­ствах случившегося он несет сам по себе. Затем он исследуется в связке с другими следами, обстоятельствами, объектами в целях более глубо­кого раскрытия его собственного информационного содержания и вы­хода на новый, более высокий уровень знаний о признаках события и его участниках.

Вещные носители отражательной информации изучаются, во-пер­вых, как относительно самостоятельные системы — объекты реальной действительности; во-вторых, как элементы процесса взаимодействий и отражения в структуре исследуемого события; в-третьих, как носите­ли юридически и криминалистически значимой информации.

В ходе анализа учитывается, что поисковое и познавательное значе­ние имеют результаты всестороннего исследования различных сторон, аспектов данных объектов в рамках предметного, исторического, при­чинно-следственного, функционального, структурного, отражательно­го и иных подходов. При этом внимание концентрируется на таких сторонах объектов изучения:

— общем виде, природе, форме, размере, строении, содержании;

— элементно-компонентном составе;

— собственных и привнесенных признаках;


— исходном назначении и функциях, выполняемых в рамках ис­следуемого события;

— криминальных и некриминальных изменениях свойств, качеств, признаков;

— месте и времени обнаружения и исследования;

— результатах исследования, степени их полноты, достоверности, правильности достижения и значимости для дела.

Так, при изучении вещных объектов (предмета, материала, вещест-iia) анализируются: место и время обнаружения, общий вид, размер, цвет, вес, состав, состояние, качество, источник происхождения, факту­ра, стоимость, предкриминальные, криминальные и посткриминаль-пые изменения и ряд других параметров.

Анализируя информационное содержание объекта, необходимо ис­ходить из того, что он может быть носителем одновременно самых различных видов информации, запечатлевшейся на нем (в нем). Так, обнаруженное на месте происшествия примененное в преступных целях огнестрельное оружие содержит не только информацию баллис­тической природы, но и может быть носителем информации трасологи-ческого характера, содержащейся, в частности, в следах пальцев рук стрелявшего на какой-либо части поверхности оружия.

Гл ава 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных