Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция №2. Направленность спортивной тренировки.




Физическая подготовка пловца в процессе спортивной тренировки направлена на развитие и воспитание физических качеств и является ключевой в подготовке к соревнованиям. Тем не менее, помимо непосредственно физической подготовки в процессе тренировки решаются задачи технического и тактического мастерства, психологической подготовки, которые в подавляющем количестве литературных источников выделены в отдельные разделы подготовки, такие, как техническая, тактическая, психологическая и отдельно физическая.

Все это создает некоторые сложности в понимании и методическом обеспечении. Если какие-то разделы можно рассматривать теоретически (ту же технику или тактику) и в данном случае их выделение не противоречит теории спорта, то на практике это просто невозможно. Так, тренировка «на технику» при любой интенсивности не может быть сама по себе без физических действий, то же касается и выполнения тактических установок на тренировке или воспитания морально-волевых качеств путем различных приемов (неожиданное увеличение или усложнение задания, условий тренировки и др.). Таким образом, физическая подготовка на практике присутствует постоянно. Другое дело, что основное внимание в каждой тренировке, ее направленность будут существенно различаться.

В данном случае более грамотно было бы называть тренировку или физическую подготовку с технической направленностью, тактической направленностью, психологической направленностью. Все они в свою очередь взаимосвязаны между собой.

Следует отметить, что сами понятия «техническая подготовка», «тактическая подготовка», «психологическая подготовка» вполне уместны и характеризуют ту или иную сторону подготовки спортсмена, которая включает как теоретическую, так и практическую часть. Однако, когда речь идет непосредственно о тренировке, ее планировании – данные понятия неразделимы с физической подготовкой. Попытка выделить одну из сторон физической подготовки имеет смысл только при теоретическом обучении и совершенствовании, где широко используются различные словесные и наглядные методы. Любая же тренировка пловца в воде с технической, тактической или психологической направленностью означает одновременно и его физическую подготовку.

Тренировка с технической направленностью. Сама по себе техническая подготовленность пловца характеризуется совокупностью его двигательных умений, навыков и степенью их совершенства. В тренировке практическое обучение технике какого-либо способа в плавании происходит путем выполнения различных подготовительных и специальных упражнений. Несмотря на малую интенсивность физических упражнений на начальном этапе, спортсмен при разучивании того или иного действия выполняет физическую работу. Тем самым можно утверждать, что на ранних этапах спортивной подготовки тренировка пловцов имеет преимущественно техническую направленность, т. е. овладение широким спектром разнообразных двигательных действий.

В дальнейшем закрепление и совершенствование техники избранного способа или способов плавания идет в более усложненных условиях, а именно: на скоростях, близких к соревновательным. Происходит закрепление плавательного навыка путем образования динамического стереотипа. В дальнейшем при планомерном и последовательном совершенствовании технического навыка целесообразно использовать различные усложненные условия тренировки и сбивающие работу факторы.

Следует учесть, что при утомлении в плохо освоенном движении могут появляться ошибки, которые при стойко сформированном навыке будет очень трудно или даже невозможно исправить. Поэтому при освоении и совершенствовании техники необходимо руководствоваться общепедагогическими принципами (последовательности, систематичности и др.) и своевременно реагировать на появившиеся ошибки путем использования в тренировке комплекса специальных упражнений по элементам и временного прекращения плавания отрезков на высокой скорости в полной координации.

При более позднем выявлении и реагировании на ошибки на тренировке может наблюдаться следующая картина: на относительно низких и средних скоростях у пловцов не наблюдаются какие-либо искажения в технике, при плавании же на скоростях, близких к соревновательным ошибки появляются, причем даже после длительного исправления этих самых ошибок.

Поэтому техника исполнения в соревновательных условиях и близким к ним имеют более информативные показатели, нежели относительно «спокойное» плавание. Это обстоятельство подтверждает также единство физической и технической подготовки в процессе тренировки пловцов.

Сама тренировка пловца в воде по совершенствованию техники и исправлению ошибок идет при непосредственном использовании методов внешнего теоретического воздействия (словесного и наглядного), а также идеомоторная тренировка (мысленное воспроизведение движений с использованием внутренней речи и собственных чувственных представлений).

Тренировка с тактической направленностьюрешает задачу освоения спортсменом основ тактического мастерства и дальнейшего совершенствования.

Тактика совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели или, по-другому, искусство ведения спортивной борьбы.

Тренировка с тактической направленностью строится с учетом поставленных задач и соответствующей подготовленности пловцов и содержит разнообразные задания, как правило, плавания со сменой интенсивности по ходу дистанции или ориентировке на соперников. Например, задание на выигрыш того или иного отрезка, или «не уступить лидерство» на отрезке, или попеременное лидирование, особенно на длинных и сверхдлинных дистанциях.

Существуют следующие основные тактические варианты проплывания дистанции:

относительно равномерное проплывание дистанции (наиболее энергетически экономный вариант);

относительно быстрое начало дистанции с продолжительным стартовым ускорением и дальнейшее лидирование;

относительно медленное начало дистанции с финишным ускорением;

с ускорениями по ходу дистанции, включая стартовое, финишное, или без них (наиболее сложный и энергетически неэкономный вариант).

Тренировка с тактической направленностью предъявляет особые требования к специальной физической подготовке пловца, которая является совокупностью физической, технической и психологической сторон подготовки.

В тактике необходима тщательная теоретическая подготовка, основанная как на изучении опыта ведущих пловцов, так и на тесном взаимодействии тренера и спортсменов в процессе постановки задания и анализе проделанной работы.

Тренировка психологической направленности. Следует отметить, что любая тренировка в какой-то мере имеет психологическую направленность и психологическое воздействие, несмотря на то что многие черты личности являются врожденными.

Психический потенциал спортсменов формируется в процессе регулярных тренировок и соревнований. При выполнении любых тренировочных заданий необходимо обращать внимание на сознательное отношение пловцов к выполнению упражнений, требовать устойчивости волевого усилия на длинных дистанциях и максимальной мобилизации при проплывании коротких отрезков. Наиболее мощным средством повышения психической работоспособности являются соревновательные старты в условиях жесткой конкуренции. Целенаправленная организация и искусственно созданная и управляемая тренером ситуация в процессе спортивной тренировки оказывают действенное психологическое воздействие на спортсмена. Как правило, это в первую очередь касается волевых качеств. К волевым качествам относятся: выдержка в конфликтных ситуациях, находчивость в неожиданных и сложных ситуациях, требовательность к себе и другим, целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, терпеливость и стойкость к физическим и эмоциональным нагрузкам.

Все указанные качества воспитываются в процессе спортивной тренировки и неразрывно связаны со всеми ее направлениями.

Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода.

Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях.

Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений — выполнение упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается).

Для повышения надежности навыков, воспитания уверенности — тренировка в среднегорье, плавание с тормозными устройствами, гипоксическая тренировка.

Для воспитания стойкости и самообладания — например, тренировка при большом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости или темпа при сбивающих факторах.

Для воспитания так называемых бойцовскиx качеств, воли к победе — обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях, соревнование пловца с группой спортсменов, стартующих по эстафетному принципу.

Роль психического фактора особенно велика при работе, связанной с максимальной мобилизацией анаэробных возможностей, когда необходимо поддерживать высокую интенсивность и эффективность движений в условиях нарастающего кислородного долга.

Высокие величины кислородного долга, накопление лактата и других недоокисленных продуктов в мышцах и крови сопровождаются ощущениями удушья и болевыми ощущениями, на преодоление которых необходимо затратить значительные волевые усилия. Кроме того, пловец должен сознательно контролировать качество гребковых движений, поддерживая оптимальное соотношение между темпом и шагом.

При плавании с соревновательной скоростью на средние и длинные дистанции работа выполняется на фоне средних величин концентрации лактата. При этом пловец должен относительно долго удерживать максимальный уровень волевого усилия, контролировать действия соперников и качество техники и быть способным к мобилизации усилий для финишного ускорения. Таким образом, устойчивость психических процессов в условиях воздействия высоких психических и физических нагрузок является важным компонентом специальной работоспособности при плавании. Кроме того, она может оказаться одним из факторов, обусловливающих естественный отсев юных спортсменов в процессе многолетней тренировки.

Значительная роль в мобилизации воли спортсмена на выполнение тренировочных планов принадлежит тренеру. Он должен ознакомить спортсменов с замыслом тренировочного занятия или серии занятий, обеспечить высокий эмоциональный уровень при выполнении заданий, «разрядку» во время пауз отдыха между "острыми" тренировочными нагрузками. Тренер может оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние спортсменов, на их мотивацию к выполнению упражнений и желание тренироваться через методику тренировки. Для решения одной и той же задачи подготовки имеется огромный и разнообразный арсенал тренировочных средств и упражнений.

Помимо волевых качеств в тренировке затрагиваются и относящиеся к интеллектуальным способностям спортсмена мышление, восприятие, внимание и др. Средством развития внимания пловца является деятельность, требующая волевых проявлений. В процессе работы над вниманием пловца формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности при занятиях плаванием. Восприятия и ощущения являются основным источником информации пловца как о самом себе, так и об окружающей действительности. Данная информация используется пловцом для управления своим поведением, двигательными действиями. Упражнения для совершенствования специализированных восприятий «чувства воды», «чувства времени», «чувства темпа», «чувства развиваемых усилий» применяются в технической и тактической сторонах подготовки пловца. Данные упражнения способствуют появлению у пловца более точных и ясных представлений.

В целом психологическая подготовка — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена семьи, школы, спортивного коллектива, организаций, осуществляющих воспитательные функции, тренера и других лиц, а также путем самовоспитания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных