Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятия мировоззрения и его структура.




 

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Сущест­венное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верова­ний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т д Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными обществен­ными регуляторами.

Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворить потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует­ся в определенную иерархию ценностей, на вершине которой распо­лагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре­вращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выра­ботка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Феномен культуры.

В связи с тем, что феномен культуры рассматривался нами уже не один раз, в этой связи мы рассмотрим особенности, связанные с общим подходом к культуре, ее формами и их значением для развития цивилизации.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

1. Природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека).

2. Искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существует так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней).

3. Синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы).

4. Социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги).

5. Социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

Само слово «культура» в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», как бы надстроенная над природой естественной.

Культурой мы называем все то, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличительный от природы – мир явлений, который замечателен, в частности, тем, что не может существовать без ухода, без человеческой заботы. В природе все растет, умирает и возрождается само собой. Но составляющие культуру машины, здания, вещ, идеи не способны жить сами по себе. Они рушатся, разлетаются, гибнут, если их перестает поддерживать рука человека, если человек теряет к ним интерес.

Слово cultura (лат.) происходит от глагола colo, что значит «возделывать почву», «обрабатывать». Отсюда – agricultura, т.е. земледелие. Мы говорим о культуре льна, хлопка, кукурузы, имея в виду весь комплекс знаний, приемов, относящихся к выращиванию и использованию этих растений.

Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей, процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурной традиции, идущей от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека.

Отличительной чертой жизнеспособности культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность. Каждая нация обладает собственной культурой, которая имеет самостоятельный и индивидуальный характер, является в совокупности с другими культурами народов сокровищницей культурных достижений человечества.

Многообразие культур народов, населяющих нашу планету является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа. Потеря культурных завоеваний любого народа является потерей всего человечества, приносит ущерб всем народам. Сотрудничество между народами, процессы культурного синтеза приводят, особенно в новых и элитарных областях культуры (в технике, науке, спорте, кино и телеискусстве), к рождению мировых школ, вбирающих в себя способности и черты разных наций. Вполне «доброкачественными» могут быть как специфические национальные, так и интернациональные, космополитические формы культуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, ученые различают три формы: 1. Элитарную. 2. Народную. 3. Массовую. 4. Две разновидности – субкультуру и контркультуру.

1. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает искусство, так называемую «классическую» музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».

2. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению формы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры.

3. Массовая культура состоит в том, что она создается в целях потребления. Главная ее функция – развлекательно – компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые «мыльные оперы».

Если подлинная и массовая культура различается по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются: 1. Субкультура 2. Контркультура – культуры разных социальных групп, возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.д. Иначе их еще называют частичными культурами.

1. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения.

2. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

На сегодняшний день контркультура это: тип протестующего мироощущений; альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художественного творчества.

Таким образом, современные формы культуры охватывают развитие всего общества, а именно:

1. Создание материальной культуры – второй искусственной природы и наращивание ее потенциальных возможностей.

2.Постановка на поток производства духовной культуры во всем ее многообразии.

3.Степень очеловечивания современного человека – как можно большего его отделения от животного мира.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных