Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения для работы с гиперактивными детьми




 

Упражнение 1. «Черепаха»

Направлено на обучение навыку контролировать свои движения.

Дети располагаются вдоль стены помещения. Взрослый, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2–3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи‑именинницы.

Упражнение можно повторить несколько раз. Затем взрослый обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Упражнение 2. «Ты не одинок»

Направлено на развитие эмпатии, способности получать удовольствие от взаимодействия со взрослым.

Упражнение рассчитано на участие в нем родителей вместе с детьми, особенно при занятиях с малышами (возраст детей может быть от полутора лет).

Занятие проводится в кругу на ковриках, взрослый сидит позади ребенка. Участники упражнения здороваются друг с другом следующим образом. Взрослый берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими любые плавные движения, имитируя жесты приветствия. Затем участники сдвигаются к центру круга.

По кругу передается мяч или любая игрушка. Родитель, сидящий за ребенком, может передавать мяч вместе с ребенком, держа его руки в своих. Поскольку круг совсем небольшой, мяч очень скоро возвращается к малышу, и он учится отдавать его без сожаления, тем более что за спиной он ощущает поддержку взрослого, который может комментировать все, что ребенок делает, при этом поглаживая малыша по спинке, по головке. Затем родители вместе с детьми ложатся на ковер и продолжают под музыку двигаться (перекатываться, ползать, «бороться»). Если дети маленькие, то родители могут положить их себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Как правило, дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются, доверяют себя взрослому.

Упражнение 3. «Что нового»

Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие‑либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

Упражнение 4. «Послушай тишину»

Направлено на развитие внимания, умения владеть собой.

По первому сигналу взрослого дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Упражнение 5. «Сделай так»

Направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать, и т. д.». На счет «10» все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, после чего меняются карточками и повторяют упражнение.

Упражнение 6. «Говори!»

Направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия.

«Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: „Говори!“ Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года?“ (взрослый делает паузу) „Говори!“; „Какого цвета у нас в группе потолок?“… „Говори!“; „Какой сегодня день недели?“… „Говори!“; „Сколько будет два плюс три?“ и т. д.

Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.

Упражнение 7. «Броуновское движение»

Направлено на развитие распределения внимания.

Дети встают в круг. Правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Взрослый один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики, постепенно усложняя задачу. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Упражнение 8. «Колпак мой треугольный»

Направлено на обучение концентрации внимания, управлению движениями, контролю своего поведения, способствует осознанию ребенком своего тела.

Сидя в кругу, все по очереди, начиная со взрослого, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу участники произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу всю фразу изображают только жестами.

Упражнение 9. «Поймай колокольчик»

Направлено на развитие слухового восприятия.

Все садятся в круг, одного из детей выбирают водящим. Если желающих водить нет, эту роль выполняет взрослый. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Упражнение 10. «Морские волны»

Направлено на развитие способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Это упражнение особенно рекомендуется для снятия напряжения в классе.

По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми партами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних парт, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых парт. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Закончить игру надо командой «Штиль».

При занятиях в группе дети сидят на стульях, выстроенных в колонну, один за другим.

Упражнение 11. «Покажи нос»

Направлено на развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

Упражнение предназначено для дошкольников начиная с двух‑трех лет.

Дети стоят в кругу или напротив взрослого, который говорит им:

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

 

Далее взрослый называет вслух и одновременно показывает на себе какую‑либо часть лица, тела, а дети повторяют его слова и движения:

«Ушки‑ушки» – все показывают ушки. «Глазки‑глазки» – все показывают глазки. «Ручки‑ручки» – все показывают ручки и т. д.

Когда дети привыкнут к этой игре, ее можно усложнить: взрослый специально путает детей – называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком‑либо движении.

Упражнение 12. «Лягушки»

Направлено на развитие координации движений, умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

Это упражнение также рассчитано на дошкольников. Дети садятся на корточки. По сигналу взрослого они начинают прыгать, изображая лягушек, и приговаривают все вместе:

 

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

 

Дав детям попрыгать, взрослый останавливает их и говорит:

 

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

 

Дети встают и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

 

Тара‑ра, тара‑ра,

Веселиться всем пора.

 

 

АРТ‑ТЕРАПИЯ

 

Термин «арт‑терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение (Рудестам, 2001). Первоначально так называли различные методы использования с терапевтическими целями всех видов искусства и творческой деятельности. Медицинское или психотерапевтическое применение арт‑терапии предполагает основательные профессиональные знания соответствующих отраслей медицины и психологии. В настоящее время различные ее формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике. Постепенно обособляется педагогическая арт‑терапия. Это направление имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. В педагогической интерпретации арт‑терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

В системе образования проведение арт‑терапевтической работы, причем не только с детьми, но и в педагогическом коллективе, имеет широкий спектр показаний, в том числе:

1. негативная «Я‑концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

2. трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

3. чувства эмоционального отвержения, одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

4. неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Арт‑терапевтические занятия эффективны при нарушенной адаптации, в качестве психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Арт‑терапия позволяет получить доступ к переживаниям ау‑тичных детей и корректно помочь им. Такие дети погружены в себя, и любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.

Доказаны преимущества арт‑терапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или имеющими какой‑либо другой травматический опыт. В частности, глубоко исследована проблема сексуального насилия, определены некоторые универсальные символы в качестве «графических индикаторов» травмирующих ситуаций.

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт‑терапевтической работы – побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее не осознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении (Копытин, 2000).

Среди описанных многочисленными специалистами позитивных эффектов применения арт‑терапии для работы с детьми перечислим научно аргументированные и наиболее значимые.

Арт‑терапия:

1. Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

2. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

3. Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных коллективах.

4. Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким‑либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

5. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

6. Развивает чувство внутреннего контроля, создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации.

7. Содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

8. Облегчает адаптацию к повседневной жизни и занятиям в школе. Снижает связанные с обучением утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

9. Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

10. Позволяет выстраивать отношения, основанные на любви и

взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их

возможное отсутствие в родительском доме.

В арт‑терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Это особенно значимо в работе с детьми. Психика ребенка крайне неустойчива, эмоциональная сфера чрезвычайно лабильна. Младшие школьники часто относятся к традиционным методам анализа как к игре или, напротив, как к чему‑то неприятному и пугающему или интуитивно стараются найти правильный ответ. Их реакции могут носить подражательный или защитный характер. Все это снижает достоверность полученных данных (Собчик, 2003).

В терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна; как правило, она не осознается участниками любого возраста и не провоцирует защитных реакций.

В групповой арт‑терапевтической работе приоритетными задачами являются:

1. создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

2. побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

3. формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие социализации, улучшение межличностных отношений.

Оптимальное число участников группы – от трех до пятнадцати человек. Арт‑терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и содержанием работы. Если основная цель занятия – коррекция каких‑либо нарушений в эмоциональной или волевой сфере личности, предпочтительны однородные по составу группы. Организация гетерогенных групп допустима, когда это не вредит эмоциональному самочувствию и психическому здоровью участников.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях часто используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т. д. Такие формы арт‑терапии, сочетающие различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

Первая – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – рисунок (живопись).

Вторая – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

В арт‑терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. Общепризнана классификация, предложенная Liebmann (1996):

1. темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

2. общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

3. темы, связанные с исследованием системы отношений, образа «Я»;

4. темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

5. темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Так, темы «Добро и зло», «Черное и белое», «День и ночь», «Судьба» позволяют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

Этапы здесь названы условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.

Настройка. Начало занятия – это настройка на творчество. Задача этого этапа – подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы – например, различные варианты техники «каракули», техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Здесь также можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии, что позволяет невербальным языком сообщить о своих проблемах и чувствах, научиться понимать и анализировать свои эмоции. Продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.

Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). На этом этапе индивидуальное творчество используется для исследования собственных чувств, проблем и переживаний. При спонтанном творчестве все подсознательные процессы, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции.

Результаты двух последних из перечисленных этапов можно применить для косвенной диагностики. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

Активизация вербальной и невербальной коммуникации. Главной задачей этого этапа является создание условий для внутри‑групповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к арт‑терапевту, от личных особенностей пациента. Если он по каким‑то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.

Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами: «Жил‑был человек, похожий на меня…» Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации.

По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Коллективная работа в малых группах. Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Рефлексивный анализ. Этот, заключительный, этап предполагает анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я».

В конце занятия необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

Длительность одной встречи с группой составляет 30–120 минут (в зависимости от терапевтической цели, направления работы и возраста участников). Периодичность: 1–2 раза в неделю.

Подробнее ознакомиться с теорией арт‑терапии можно в работе «Групповая психотерапия» (Рудестам, 1998).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных