ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, АГРЕССИЯВызванные гневом эмоциональные вспышки, насилие, проблемное поведение – одна из основных причин, по которой подростков направляют на стационарную или амбулаторную психотерапию. Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнева, направленного на самого себя. Участникам предстоит: • изучить реакции на собственный гнев и на гнев других; • обсудить свои собственные реакции на гнев; • определить здоровые и нездоровые реакции на гнев; • обменяться идеями по поводу адекватных способов взаимодействия с гневом; • осознать ошибочные представления о гневе. Упражнение 1. «Толкалки» Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую‑нибудь мебель. Когда я крикну „стоп!“, все должны остановиться. Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? Когда вы играли, вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что вы придумали, чтобы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?» Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно. Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда‑либо сердились.
Упражнение позволяет осознать особенностей переживания и проявления чувства злости, гнева, страха. Для его проведения нужны бумага, карандаши, фломастеры и другие изобразительные средства, пластилин или глина и т. п. Участникам предлагается изобразить свою злость в виде живого существа или какого‑либо образа – вылепить ее из пластилина или нарисовать. Можно взять плотную бумагу, типа оберточной, и изобразить свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что участники рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать. Упражнение 3. «Проявления гнева» Участники группы индивидуально заполняют лист анкеты:
* * *
* * *
Раздайте группе бланки для заполнения. Скажите участникам, что им нужно найти себе спокойное место и заполнить свои листы; отведите на это около пятнадцати минут. Когда группа объединяется, спросите участников: «Что вы делаете, когда злитесь?» Все ответы записывайте на доске. Поощряйте участников придумать как можно больше возможных способов проявления гнева. После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?» Каждую реакцию (здоровую и нездоровую) консультант записывает на доске. Наиболее частые ответы: успокаиваюсь; прячусь в туалете; говорю об этом с другом; кричу; игнорирую гнев; иду прогуляться; бью что‑нибудь (обычно стену); ругаюсь; бросаюсь предметами; бегу; ничего не делаю; иду и разбираюсь; визжу; бью кого‑нибудь (дерусь). Обсудите с группой каждый ответ и решите, какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые. Игнорирование, уход или ничегонеделание – не признак здоровья, так же как и реакции, связанные с нанесением вреда себе и другим. Взяв этот обмен идеями за основу, поработайте с заполненными материалами, обсудив каждый вопрос анкеты. После этого раздайте участникам листки со списком ошибочных представлений о гневе.
* * *
Ошибочные представления о гневе: Злиться нехорошо. Гнев – нездоровая эмоция. Гнев – пустая трата времени и энергии. Хорошие, добрые люди никогда не сердятся. Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими. Если мы сердимся на кого‑нибудь, мы теряем этого человека. Другие люди не должны злиться на нас. Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что‑то неправильно. Если другие злятся на нас, это происходит из‑за нас, и мы сами в этом виноваты. Если мы злимся на кого‑то, это происходит из‑за него, и он сам в этом виноват. Если мы злимся на кого‑то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти. Если мы злимся на кого‑то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать. Если мы злимся на кого‑то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться. Если мы в гневе, нам нужно кого‑нибудь ударить или что‑нибудь сломать. Если мы в гневе, нам нужно закричать. Если мы злимся на кого‑то, это значит, что мы его больше не любим. Если кто‑то злится на нас, это значит, что он нас больше не любит. Злиться можно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.
* * *
В ходе управляемой дискуссии обсудите эти представления и корректные способы выражения чувства гнева.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|