ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЩЕНИИБывает, что группа выходит на какую‑либо ситуацию из жизни, которая является типичной или трудной для всех ее членов или для какого‑то участника, который не нашел, по его мнению, оптимального решения проблемы – например, отказать другу в помощи, ответить на несправедливое обвинение и т. п. Участник, предложивший ситуацию, подробно рассказывает о ней, уточняет детали. Он становится протагонистом и выбирает вспомогательное лицо. Ситуация проигрывается, возможно, несколько раз; с каждой попыткой меняется подход или способ поведения. Возможно проигрывание роли протагониста другими участниками, обмен ролями, техника зеркала. Таким образом находятся пути возможных решений, альтернативные методы взаимодействия. Как часть процесса завершения возможна заключительная сцена, прививающая новые навыки. В стадии завершения следует провести короткую дискуссию, обеспечить выражение чувств, обмен впечатлениями. Консультант помогает протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными проблемами, подчеркнуть положительные аспекты ситуаций, сильные стороны протагониста. В завершающей части, после проработки трудных и сложных коммуникативных ситуаций, используются специальные упражнения и игры, которые позволяют участникам актуализировать свои сильные стороны, сформировать более цельный, позитивный взгляд на себя и свое поведение. Упражнение 1. «Диалектика» Выбирается какая‑либо социальная роль, например, консультант, подросток и др. Каждый участник по кругу высказывается. Первый начинает со слов: «Консультантом быть хорошо, потому что…», второй – «Консультантом быть плохо, потому что…» и т. д., по кругу чередуя «хорошо» и «плохо». После упражнения группа обменивается впечатлениями: было ли что‑то, что позволило взглянуть на заданную роль по‑другому, было ли что‑то для кого‑то неожиданным, было ли кому‑то трудно найти хорошее и плохое. Обычно найти положительное трудно тем, у кого имеется отрицательный прошлый опыт. Упражнение 2. «Великий мастер» Упражнение помогает участникам актуализировать сильные стороны его личности. У каждого есть что‑то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов: «Я великий мастер…» – например, пеших прогулок, приготовления кофе, заплетания косичек и т. п., причем надо убедить в этом остальных участников. Консультант спрашивает: «А есть ли в группе кто‑нибудь, кто делает это лучше?» Следует дать каждому возможность найти в себе такие умения, чтобы вся группа согласилась, что человек в этом деле действительно великий мастер. Тренинг «Как быть уверенным в себе» Основной задачей данного тренинга является обучение подростков навыкам уверенного поведения. Главная особенность не уверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такие люди стремятся избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма демонстрации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально‑психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т. е. во взаимодействии с социальным окружением. Тренинг состоит из нескольких блоков, каждый из которых можно использовать как самостоятельно, так и в системе единого тренинга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|