Уровень метрических ударений.
Выявляя наличие в стихотворении этого типа ритма, мы должны установить наличие в стихотворении опреде ленного размера (метра). При этом мы не должны исключать и те размеры, которые не входят в пятерку классических двусложных и трехсложных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест), но представляют собой модификации этих размеров, образовавшиеся вследствие стяжения определенных стоп (логаэды). Мы также не должны брать в расчет наличие в стихотворении неправильных стоп (пиррихиев, спондеев и т.п.), т.к. они не «отменяют» размер, но делают стих более ритмически интересным, размер же, выбранный в данном случае поэтом, отчетливо ощущается несмотря на эти нарушения благодаря преобладающему числу правильных стоп и легко выявляется при скандировании.
Чем же создается ритм на этой ступени? Он создается закономерным чередованием ударных и безударных слогов. Таким образом, единицей ритма на этой ступени «лестницы» (закономерно чередующимся соизмеримым элементом) является стопа – устойчивый комплекс слогов, состоящий из одного ударного слога и 1 (ямб, хорей) или 2-х (дактиль, амфибрахий, анапест) безударных слогов.
Есть ли этот уровень в стихотворении А.К. Толстого?
Составим метрическую схему стихотворения, опираяс на реальные ударения которые имеют составляющие его слова (напомним, что служебные части речи- предлоги, союзы, частицы), если они односложны, в русском языке не имеют самостоятельного ударения, а местоимения, особенно личные, легко его теряют, когда попадают в сильную позицию, то есть приходятся на сильный, ударный по размеру слог).
Коль лю бить, так без рас суд ку,
| uu | -u | uu| -u
| Коль гро зить, так не на шу тку,
| uu | -u | uu| -u
| Коль руг нуть, так сгоря ча,
| uu | -u | uu| -
| Коль руб нуть, так уж спле ча!
| uu | -u | uu| -
| Ко ли спо рить, так уж сме ло,
| -u | -u | uu| -u
| Коль ка рать, так уж за де ло,
| uu | -u | uu| -u
| Коль прос тить, так всей ду шой,
| uu | -u | -u| -
| Ко ли пир, так пир го рой!
| -u | -u | -u| -
|
Как видно из схемы, в каждой из наших восьми строк содержится по четыре стопы.В больштнстве из них первый слог ударный, а второй безударный, значит, размер стихотворения — четырехстопный хорей, который несколько искажен неправильными стопами – пиррихиями, то есть стопами с опущенным метрическим ударением. Для решения вопроса о наличии метрического ритма в данном стихотворении это не существенно, но на другой ступени «лестницы ритмов», как мы увидим далее, это окажется важным.
Итак, первый уровень ритма – метрический - в стихотворении А.К. Толстого присутствует. Поднимемся на ступень выше.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|