Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровень метрических ударений.




Выявляя наличие в стихотворении этого типа ритма, мы должны установить наличие в стихотворении опреде ленного размера (метра). При этом мы не должны исключать и те размеры, которые не входят в пятерку классических двусложных и трехсложных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест), но представляют собой модификации этих размеров, образовавшиеся вследствие стяжения определенных стоп (логаэды). Мы также не должны брать в расчет наличие в стихотворении неправильных стоп (пиррихиев, спондеев и т.п.), т.к. они не «отменяют» размер, но делают стих более ритмически интересным, размер же, выбранный в данном случае поэтом, отчетливо ощущается несмотря на эти нарушения благодаря преобладающему числу правильных стоп и легко выявляется при скандировании.

Чем же создается ритм на этой ступени? Он создается закономерным чередованием ударных и безударных слогов. Таким образом, единицей ритма на этой ступени «лестницы» (закономерно чередующимся соизмеримым элементом) является стопа – устойчивый комплекс слогов, состоящий из одного ударного слога и 1 (ямб, хорей) или 2-х (дактиль, амфибрахий, анапест) безударных слогов.

Есть ли этот уровень в стихотворении А.К. Толстого?

Составим метрическую схему стихотворения, опираяс на реальные ударения которые имеют составляющие его слова (напомним, что служебные части речи- предлоги, союзы, частицы), если они односложны, в русском языке не имеют самостоятельного ударения, а местоимения, особенно личные, легко его теряют, когда попадают в сильную позицию, то есть приходятся на сильный, ударный по размеру слог).

 

Коль лю бить, так без рас суд ку, uu | -u | uu| -u
Коль гро зить, так не на шу тку, uu | -u | uu| -u
Коль руг нуть, так сгоря ча, uu | -u | uu| -
Коль руб нуть, так уж спле ча! uu | -u | uu| -
Ко ли спо рить, так уж сме ло, -u | -u | uu| -u
Коль ка рать, так уж за де ло, uu | -u | uu| -u
Коль прос тить, так всей ду шой, uu | -u | -u| -
Ко ли пир, так пир го рой! -u | -u | -u| -

 

 

Как видно из схемы, в каждой из наших восьми строк содержится по четыре стопы.В больштнстве из них первый слог ударный, а второй безударный, значит, размер стихотворения — четырехстопный хорей, который несколько искажен неправильными стопами – пиррихиями, то есть стопами с опущенным метрическим ударением. Для решения вопроса о наличии метрического ритма в данном стихотворении это не существенно, но на другой ступени «лестницы ритмов», как мы увидим далее, это окажется важным.

Итак, первый уровень ритма – метрический - в стихотворении А.К. Толстого присутствует. Поднимемся на ступень выше.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных