Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровень концевых ударений




 

Для разговора о ритме этого уровня нам понадобится понятие «клаузула»

Клаузула – это ритмическое окончание стихотворной строки

(«стиха») от последнего ударного гласного до конца слова.

 

В русском стихе выделяют 4 вида клаузул в зависимости от места ударения относительно конца слова: мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге, что напоминает стопу дактиля с первым ударным и двумя безударными слогами) и гипердактилические (ударение на 4-м и более от конца слоге).

 

Как же определить, использован ли в анализируемом стихотвлорении ритм концевых ударений? Для этого надо определить, есть ли закономерность в том, как распределяются ударения в конце стихов, на какой слог от конца они падают. Если в стихотворении используется только один из названных выше видов клаузул (например, только мужские, или только женские) или используется сочетание двух разных клаузул (например, нечетные стихи – мужская, четные – дактилическая), то можно утверждать, что рассматриваемый уровень ритма – ритм концевых ударений – в этом стихотворении есть. Если же како-либо закономерности в использовании разных клаузул в стихе не выявляется, значит, этот вид ритма в нем отсутствует.

Как же обстоит дело в стихотворении А.К. Толстого – есть ли в нем ритм концевых созвучий? Для этого определим вид клаузулы в каждом стихе и определим степень закономерности в их чередовании. Выпишем все клаузулы в столбик параллельно с их обозначениями:

 

расс| у дку, ж
ш| у тку, ж
сгоряч| а, м
сплеч| а! м
cм| е ло ж
д| е ло ж
душ| ой ж
гор| ой ж

 

Как видим, в стихотворении чередуются между собой клаузулы женские и мужски, причем чередование это закономерно: две женские клаузулы сменяются двумя мужскими. Значит, и в этом отношении мы видим в данном стихотворении регулярное ритмическое чередование — чередование концевых ударений двух разных типов, и мы можем смело говорить о том, что ритм концевых ударений в стихотворении А.К. толстого присутствует.

Что же можно считать единицей ритма на этой ступени ритмической «лестницы»? Очевидно соизмеримыми элементами, которые здесь регулярно чередуются, являются ритмические окончанения стиха, определенным образом организованные относительно ударного слога – то есть клаузулы. Иначе говоря ритм здесь создается закономерным чередованием определенного типа клаузул (мужских, женских, дактилических) или их сочетаний

Поднимаемся на ступень выше.

 

3.. Ритм концевых созвучий (рифм)

Чтобы выяснить наличие этого ритма в стихотворении, надо установить, есть ли конечная (или концевая) рифма в стихотворении.

Для этого мы должны помнить, что рифма имеет двуединую природу: она и звуковой повтор и ритмическая единица. В данном случае нас интересует рифма как комплекс повторяющихся с большей или меньшей полнотой звуков. Чтобы определить степень точности концевой рифмы, мы должны проанализировать, все ли звуки совпадают в образующей ее клаузуле. Если совпадают все звуки – это рифма считается точной. Точные рифмы могут быть бедными и богатыми. Формальным признаком для определения богатства точной рифмы служит согласный звук, предшествующий ударной гласной в клаузуле. Если эти согласные звуки в рифме совпадают, рифма считается богатой, если не совпадают – бедной. Разновидностями тонной рифмы являются рифмы тавтологические (образуемые повторением одного и того же слова) и омонимические, образуемые омонимами – словами совпадающими по звучанию. но различными по смыслу). Неточные рифмы также имеют свои разновидности. Более всего приближена к точной рифме неточная приблизительная рифма: в образующей ее клаузуле не совпадают только заударные гласные. Они звучат в русском языке нечетко, поэтому их звуковое различие ухом почти не улавливается. Приблизительная рифма – это как бы первая ступень разрушения рифмы точной. Если в клаузуле совпадают только гласные звуки, а согласные различны – это рифма ассонансная, если же наоборот- в клаузуле совпадают только согласные звуки, а гласные различны – это рифма диссонансная, или консонансная. Реже встречаются среди концевых рифм так называемые корневые рифмы: в них созвучия сосредоточены не в клаузуле, а в середине слова, а клаузулы могут различаться по звукам.

Однако, какой бы ни была концевая рифма по звуковому составу, уже само ее наличие в стихотворении свидетельствует о том, что ритм концевых созвучий в нем использован. Поэтому можно сказать, что только белые стихи, не имеющие конечной рифмы вообще, не имеют данного уровня ритмизации.

Вместе с тем анализ типа концевых рифм по звуковому составу и по месту в строфе (смежные, перекрестные, кольцевые, или охватные) может показать степень ритмизации стихотворения с использованием этого типа ритма. Если в стихотворении использованы точные или приблизительные рифмы, строго организованные по одному из указанных выше принципов (смежному, перекрестному, кольцевому), ритм концевых созвучий особенно заметен, имеет предельную выразительность, если рифмы неточные и их чередование не выдерживает четкой схемы, вариативно, ритм концевых созвучий ощущается слабее. Поэтому при анализе данного уровня ритма следует обращать внимание и на указанные факторы – точность рифмы и расположение рифм в стихотворении.

Таким образом, мы выяснили, что ритм данной ступени «лестницы» создается закономерным чередованием концевых созвучий, а его единицей является клаузула, имеющая во всех стихах стихотворения (или в группе стихов) одинаковое или близкое звучание. Первыйслучай – когда на протяжении всего стихотворения в конце стихов повторяется одно и то же созвучие, встречает в поэзии редко, чаще мы встречаемся с целым комплексом созвучий, но их повторение по одной и той же схеме создает легко улавливаемый ритм.

Обратимся к стихотворению А.К. Толстого. Есть ли ритм концевых созвучий в нем? Для выяснения этого составим схему использованной в нем рифмовки, обозначив сходные созвучия заглавными буквами русского алфавита (в стиховедении также принято обозначение рифм буквами латинского алфавита).

 

расс | удку, А
ш | утку, А
сгоряч| а, Б
сплеч | а! Б
cм| е ло В
д| е ло В
душ| ой Г
гор| ой Г
   

 

Как видно из схемы, в стихотворении использованы 4 созвучия, причем они располагаются по смежному принципу и представляют собой точные рифмы. Механизм воздействия ритма концевых созвучий в данном случае таков: после того как мы прочитали первые четыре строки, мы уже ожидаем для следующих четырех точно такого же порядка рифм, и наше ожидание оправдывается: соседние стихи и в самом деле связаны рифмами так же, как это было в первых четырех стихах.

Итак, и этот уровень ритма – ритм концевых созвучий - в данном ститхотворении есть и использован почти с максимальной силой (точные рифмы стихотворения по большей части бедные, богатой по формальному признаку является только «сгоря ч | а / спле ч | а», но поскольку это рифма мужская, то созвучная согласная «ч» перед последним ударным «а» лишь доводит объем созвучия до минимального, улавливаемого ухом как рифма – до двузвучия).

Перейдем на следующую ступень «лестницы ритмов»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных