ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Маркетинговая информация1. Свойства и классификация информации 2. Источники маркетинговой информации 3. Маркетинговая информационная система (МИС) 1.Чтобы быть пригодной для использования информация должна обладать сл.основными свойствами: -достоверность – информация должна быть правдиво отражать состояние исследуемого объекта -актуальность – информация должна быть современной по отношению к решаемой проблеме и своевременной -полнота – содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия решения -релевантность – означает, что предполагаемая информация соответствует решаемой проблеме, т.е.сведения относятся именно к исследуемому объекту или процессу и именно в той части, которая составляет предмет исследования -сопоставимость – возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей методологией проведения исследований. -доступность для восприятия – информация должна быть понятна и представлена на удобном носителе -экономичность К основным указанным свойствам маркетинговой информации можно добавить ряд второстепенных: адресность, наглядность представления, возможность быстрой передачи, возможность многократного использования, возможность неограниченного хранения во времени, пригодность для принятия различных решений. 2. Источники маркетинговой инфы подразделяются на 2 основные группы: 1) Источники первичной информации – это непосредственно сам объект или субъект, который создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора. Источники первичной информации на 2 группы: внутренние: внешние: 2) Источники вторичной информации – это носители или субъекты маркетинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей исследования объекта. Источники вторичной информации подразделяются на 2 группы: внешние: А) официальные издания и документы: издания гос.учреждений, стат.справочники, СМИ, годовые отчеты конкурентов, различные спец.издания. Б) неофициальные источники информации: контакты с клиентами, поставщиками, посредниками, торговым персоналом, сотрудниками предприятия. В) специфические источники информации: приобретение товаров конкурентов, посещение собраний акционеров, осуществление экскурсий на производство. Г) синдикативные источники информации – это информация специализированных фирм о товарных рынках, о розничных ценах, динамике продаж, сведения о потребителях, об аудиториях и рейтингах СМИ, базы данных, мониторинг публикаций. внутренние: А) внутренние документы фирмы: бюджет, данные о прибыли и убытках, счета клиентов Б) отчеты предыдущих исследований 3. МИС – это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов для сбора классификации анализа, оценки и распространения актуальной информации с целью ее использования для принятия эффективных маркетинговых решений. Цель функционирования МИС считается достигнутой, если был получен продукт, удовлетворяющий заданным требованиям. Продуктом функционирования МИС является совокупность сведений о состоянии внутренней среды предприятия, о состоянии микро- и макросреды, которые могут быть представлены в виде баз данных или отчетов маркетинговых исследований. Методы исследования объединяются в 3 группы: 1! Эмпирические методы исследования могут быть востребованы для всех видов маркетинговых исследований, т.к. основаны на изучении реальных объектов. В маркетинговой деятельности большинство объектов исследования доступно для изучения в своей естественной сфере. Для сбора информации непосредственно от объекта исследования выделяют группу полевых методов сбора информации, включающих наблюдение, опрос и эксперимент. Если объект исследования по каким-либо причинам не доступен для исследования в режиме реального времени, то можно использовать документное описание объекта исследования, применяя необходимые методы сбора информации. Преимущества эмпирических методов: Недостатки: 2! Экспертные методы исследований – предполагают сбор мнений об объекте, исследования специалистов-экспертов в определенной области. Преимущества: Недостатки: 3! Экономико-математические методы исследования – применяются в исследованиях, в ходе которых изучаются объекты-заменители. Методы исследования с помощью моделей упрощают ситуацию, позволяя сконцентрироваться на наиболее важных аспектах. Основной проблемой использования данной группы методов являются построения адекватной модели. Модель – это образ некоторого объекта, отражающий его существенные свойства и замещающие его в ходе исследования. Экономико-математические методы основываются на математическом моделировании, изучаемых объектов с целью прогнозирования будущего состояния оптимизации решений и установления причинно-следственной связи. Преимущества: Недостатки: Методы сбора информации: подразделяются на 2 групп: - кабинетные исследования – это совокупность методов сбора и оценки существующей маркетинговой информации, сформированной в соответствии с другими целями. Они могут использоваться для изучения материалов газет, журналов, радио и телепередач, кинофильмов, материалов анкет, фокус-групп, свободных интервью, инструкций и др.документов. Планирование программы исследования. 1) Подготовка плана исследования 2) Планирование выборки 3) Определение затрат на проведение исследований 1. План исследования – это основной документ, обобщающий решения по постановке задач и определяющий кто, когда, где будет осуществлять запланированные действия. План фиксирует основные процедурные мероприятия, методику и технику исследования, график выполнения работ и ответственных за их исполнение лиц. Техника исследования – это совокупность специальных приемов, операций, используемых в рамках конкретного метода, сбора, обработки и анализа информации. Методика исследования – это ряд технических приемов, связанных общей задачей. Для более наглядного представления последовательности мероприятий используется сетевой график, т.е. графическое отображение последовательностей действий в рамках маркетингого исследования с целью упорядочивания логики выполнения отдельных процедур контроля сроков их выполнения. Сетевой график включает: -разработка программ исследования -разработка полевых документов -формирование выборки -тиражирование полевых документов -обучение полевого персонала -сбор первичной информации -кодирование и обработка информации -анализ результатов обработки и подготовка отчета -консервация материалов исследования 2.Планирование концепции и разработка рабочих документов 1. Проблемы измерений 2. Шкалы измерений и их использование 3. Надежность и достоверность измерения информации 4. Виды вопросов 5. Композиции анкеты и ее апробация
1. Под рабочим документом понимают анкету, бланк наблюдений и иные формы, предназначенные для фиксирования сведений. Проектирование рабочих документов решает проблему идентификации и измерения состояние изучаемого явления. Проблема измерения начинается уже с выделения характеристик подлежащих измерению. Относительно просто определить величины, связанные с однозначно трактуемыми понятиями (возраст, объем продаж, уровень дохода и тд.). Сложнее измерить характеристики не имеющие непосредственной связи с эмпирически воспринимаемыми вещами и не поддающиеся непосредственному наблюдению (имидж, престиж, воздействие рекламы и тд.). Для измерений характеристик такого рода применяется операцинализация понятий – это совокупность операций, с помощью которых понятия расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание. Операцинализация позволяет найти такие характеристики, которые поддаются измерению от типа индикатора выбираемого для оценки, зависит результат измерения. Для измерений характеристик объекта выделяют сл.подходы: 1) моторный уровень измерения – о внутренних психических процессах можно судить по движениям тела, жестам и мимике. Наблюдая за поведением индивидов, можно определить реакцию потребителей на новый продукт или рекламное обращение. 2) физиологический уровень измерения – в качестве физиологических индикаторов эмоций можно принять электрическое сопротивление поверхностей тела человека, физико-химические процессы нервной системы – эти проявления регистрируются с помощью приборов. 3) словесный (вербальный) уровень измерения – моторный и физиологический уровни могут фиксировать лишь наличие и силу реакции, но не позволяют идентифицировать ее качественные характеристики, поэтому вербальный уровень позволяет получить субъективные характеристики какого-либо объекта, описывающие реакцию индивида на качественном уровне. Процесс сбора первичной информации опирается на коммуникации и порождает 3 типа проблем: - семантические проблемы, связанные с риском искажения смысла сообщения получателем - прагматические проблемы, связанные с невозможностью добиться посредством лишь передачи информации желаемого результата - технические проблемы, связанные со сбоями в работе аппаратуры, ошибками персонала, нарушениями процедуры сбора информации
2. Измерения – это процедура сравнения объектов по определенным показателям или характеристикам. Измерения могут быть объективными или субъективными. Объективные измерения производятся измерительными приборами, а субъективные – человеком. Измерения проводятся с помощью различных шкал. Выделяют 4 характеристики шкал: 1) Описание. Предполагает использование единственного дескриптора или опознавателя для каждой градации шкалы. Все шкалы имеют дескрипторы, которые определяют, что измеряется. 2) Порядок. Характеризует относительный размер дескрипторов (больше, чем; меньше, чем). Не все шкалы обладают характеристиками порядка. 3) Расстояние. Используется тогда, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Если существует расстояние, то существует и порядок. 4) Начальная точка. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало или нулевую точку – возраст. Каждая последующая характеристика шкалы строится на предыдущей характеристике. Описание является наиболее базовой характеристикой, которая присуща любой шкале. Если шкала имеет расстояние, она обладает порядком и описанием. Выделяют 4 уровня измерения, определяющих тип шкалы измерений: наименований, порядка, интервальный и отношений. Во многих случаях при составлении опросника не целесообразно разрабатывать шкалы с нуля, т.к. существуют стандартные типы. К числу таких шкал относят шкалу Лайкерта (интервальная шкала). Она позволяет изучить степень согласия или не согласия респондента с определенными высказываниями. Она носит симметричный характер и измеряет интенсивность чувств респондента. Существуют различные модификации шкалы Лайкерта, используемые различное число градаций. 3. Надежность и достоверность измерения маркетинговой информации. Устойчивость характеризует степень совпадения результатов измерения при повторных применениях процедуры и описывается величиной случайной ошибки, которая определяется постоянством подхода респондента к ответам на одинаковые или подобные вопросы. Существует несколько методов оценки устойчивости измерений: 1) Объект измерения, те человек, который обладает определенной степенью неопределенности в отношении измеряемого свойства. Респондент может быть плохо мотивирован, вследствие чего невнимательно отвечает на вопросы или у него нет четкой иерархии системы ценности. 2) Измеряющие средства 3) Субъект, те интервьюер Достоверность измерений характеризует точность измерений по отношению к тому, что существует в реальности.Причинами низкого уровня достоверности измерения являются ложь, плохая память, плохое знание респондентов в действительности.Главным направлением проверки измерения достоверности является получение информации из различных источников. 4. Виды вопросов. Вопрос в ходе исследования – это некоторое высказывание, рассчитанное на получение информации позволяющее идентифицировать характеристики изучаемого предмета исследования. При классификации вопросов учитывают следующие классификационные признаки: По содержанию: По выполняемой функции: -контактные вопросы помогают установить доверительные отношения с респондентом -буферные вопросы служат для разграничения отдельных тематических блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних ответов на другие -вопросы, поддерживающие респондента, призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании -вопросы для снятия установок позволяют сгладить влиянием предубеждений, которые могут привести к искажению ответов респондента -провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, как правило, ценные для исследователя ответы Б) контрольные вопросы (детектор) – оценивают, как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность интервьюера. К контрольным вопросам относят: дублирующие, с противоречивыми позициями или с заранее известными ответами В) фильтрующие вопросы – призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории Г) уточняющие вопросы – позволяют вернуться к ранее обсуждаемой теме для выяснения каких-либо нюансов наиболее востребованы в свободных формах опроса. По форме предполагаемого ответа: По форме вопроса: По форме представления вопроса: 5. Композиция анкеты и ее апробация. Анкета выступает основным рабочим документом в сфере исследований. Использование анкет позволяет убедиться в том, что изучение идет последовательно, а результаты собираются в формате, который облегчает анализ. 1 преамбула введение С целью апробации анкет проводятся пилотажные исследования, при котором выявляется: реакция респондентов на тему опроса, доступность для понимания формулировок вопросов, затруднение в технике заполнения. Индикатором успешности анкеты служит отсутствие незаполненных или неправильно заполненных форм.
НАБЛЮДЕНИЕ. 1.Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации 1. Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследований определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств, т.е.метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений. Формы наблюдений: *по характеру окружающей обстановки *по месту исследования в изучаемом процессе *по способу восприятия объекта наблюдения *по степени стандартизации наблюдения *по степени открытости процесса наблюдения *по характеру наблюдаемых событий *по регулярности проведения наблюдения
Недостатки: 2. Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает осуществление сл.этапов: 1) подготовительный: 1.1.определение места данного метода, сбора информации в общей программе исследования. Постановка целей и задач наблюдения.
2) полевой: 2.1.сбор информации в полевых условиях, контроль работы наблюдателей 3) аналитический: 3.1.обработка результатов наблюдения
ЭСПЕРИМЕНТ. 1. Эксперимент как метод сбора информации 2. Эксперимент как процесс 1. Эксперимент – это метод сбора первичной информации, путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установления взаимосвязи между событиями. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в процесс появления данных, т.к. манипулирует воздействием отдельного фактора с целью выявления его влияния на состояние исследуемого объекта. На основе изолированных изменений переменных осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями. Т.к. эксперимент является практической деятельностью, его результаты применимы в качестве критерия при обосновании маркетинговых решений по выведению новых или усовершенствованных товаров по ценообразованию рекламным обращениям и другим мероприятиям по формированию спроса на конкретный товар и стимулирование сбыта на конкретном рынке. К условиям проведения эксперимента относят: 1) изменению подвергается только одна независимая переменная, а состояние остальных фиксируется 2) внешние условия проведения эксперимента должны быть стабильными 3) период проведения эксперимента должен быть достаточным для получения достоверных результатов Объектами эксперимента выступают потребители, а предметом изучения – их реакция на инструменты маркетинга. Формы эксперимента: 1.по степени материализации объекта исследования: 2.по характеру окружающей обстановки: 3.по виду используемых каналов распределения:
4. по степени осведомленности участников: 5. по логической структуре доказательства гипотезы 6. по месту проведения эксперимента:
7. по предмету исследования: 8. по масштабу поставленной задачи: Преимущества эксперимента: Недостатки: 2.Этапы проведения эксперимента 1. Подготовительный 2. Полевой 3.Аналитический
ОПРОС. 1. опрос как метод сбора информации 2. качественные методы опроса 3. количественные методы опроса 1.Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. К опросу чаще всего обращаются в случаях, когда респондент является необходимым, а иногда и единственным источником информации об изучаемых явлениях и процессах (необходимо выяснить причины наблюдаемого поведения, получить пояснения о поведении, выявить отношение к кому-либо/чему-либо, изучить интересы и потребности). Информация, полученная методом опроса, отражает реальность через призму сознания людей. Формы проведения опроса: -по виду преследуемой цели -по типу опрашиваемого субъекта -по частоте проведения - по количеству лиц, участвовавших в опросе одновременно - по степени стандартизации - по способу сбора данных - по способу связи с респондентами Преимущества опроса, как метода сбора информации: 2.Качественные методы опроса предполагают сбор информации, проводимый по специальной слабо-структурированной методике. Методы, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта, результаты не имеют числового выражения, а представлены в виде описания мнений, суждений и оценок. Область исследования качественных методов, выявление глубинных мотивов, рациональных и иррациональных причин поведения потребителей и их восприятия отдельных объектов. Качественные методы используются в поисковых исследованиях для предварительного изучения сути проблемы и генерирования рабочей гипотезы. В описательных исследованиях они эффективны для пояснения результатов количественного опроса. Качественные исследования позволяют получить информацию о стилях жизни, оценке рекламных обращений изучении имиджа торговых марок, разработке и тестировании новых модификаций товара. Субъективный характер получаемой информации и субъективность интерпретации порождает вопросы о надежности и обоснованности полученных результатов. К качественным методам опроса относят: К преимуществам фокус-групп относят: Недостатки: 2) глубинные интервью - специфика глубинного интервью состоит во взаимодействии интервьюера и респондента в процессе их общения. Глубинные интервью реализуется в виде тематической беседы при свободной формулировке вопроса. Для проведения интервью используются приемы, способствующие снятию напряженности или снижению защитных реакций. В рамках интервью определяется и учитывается искренность респондента, т.е. соответствие высказываемых мыслей и мнений его истинным взглядом. К преимуществам методам глубинного интервью относят: Недостатки: 3) анализ протокола. Использование метода целесообразно при анализе решений, время принятия которых, либо слишком велико, либо слишком мало. Излишне продолжительное время затрачиваемое потребителем на выбор и принятие решения о покупке товара не позволяет оценить процесс покупки в целом, обособляя его отдельные этапы. Слишком короткое время не позволяет выявить отдельные стадии выбора товара и идентифицировать факторы, влияющие на этот процесс. Анализ протокола основан на применении специфической методики сбора информации,т.е.респондент поставленный в ситуации выбора определенного товара должен принять решении о покупке. В ходе принятия решения он описывает факты, приводит аргументы, повлиявшие на его выбор. Все рассуждения и предполагаемые действия фиксируются в хронологическом порядке в протоколе или с помощью приборов. При длительном процессе принятие решения протокол наглядно демонстрируют отдельные этапы, позволяя охватить их, единым взглядом, и выявить закономерности 4) проекционные методы. В большинстве случаев затруднительно получить информацию о мотивах поведения людей с помощью прямых вопросов, т.к. респондент не хочет раскрывать истинные мотивы своего поведения, либо не в состоянии адекватно их выразить, либо мотив их неосознан. Преодолеть эти проблемы позволяют проекционные методы. Проекционными считаются методы сбора информации, основанные на специальных приемах (скрытых стимулах), которые побуждают респондента при формулировании ответов опираться лишь на собственные установки, ценности и предпочтения, поэтому важно в исследованиях завуалировать назначения некоторых вопросов, чтобы формулировка вопроса не спровоцировала ожидаемый ответ. Применяя проекционные методы, респондента просят описать, объяснить какую-либо ситуацию от лица действующих героев, а также дать пояснения того, что он думает по этому поводу, что сделал бы, или не сделал сам, если бы участвовал в этой ситуации. Во многих случаях люди переносят на персонажи свои собственные установки и легче выдают информацию, которую не решались бы высказать открыто. Метод проецирования позволяют выявить искажающие восприятия предметов в сознании потребителя. К преимуществам относятся: Недостатки: 5) панельные исследования - форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды. Панель – это группа респондентов, которая представляет собой репрезентативную выборку объектов генеральной совокупности и регулярно за вознаграждение заполняет опросные листы о своих покупках. На основе изучения поведения данной группы выясняют: покупательские привычки, правила совершения покупок, основные тенденции в предпочтении потребителей. Панельные исследования классифицируются по нескольким признакам: 2) по характеру предмета исследования 3)по используемым методам коммуникации: В последнее время получили распространение нетрадиционные панели, представляемые респондентами, которые не регулярно опрашиваются с разными исследовательскими целями – омнибус. Данный подход сформировался в результате упрощения процедуры формирования выборки для количественных исследований. Омнибус позволяет при необходимости быстро и на протяжении длительного периода получать срез мнений респондентов по разным вопросам. 3. Количественные методы опроса - это наиболее часто используемые методы сбора первичной информации позволяющие распространять результаты исследования на свою совокупность целевых потребителей, т.к.охватывают большое число респондентов. *телефонный опрос *личное интервью * интернет-опросы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|