ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Цели задания
1. Овладеть методами изучения личности школьника.
2. Научиться анализировать личность школьника в ее психолого-педагогическом аспекте.
3. Научиться составлять письменную психолого-педагогическую характеристику учащегося с указанием рекомендаций по дальнейшей педагогической работе с ним.
Схема психолого-педагогической
характеристики личности учащегося
1. Общие данные об учащемся (фамилия, имя, класс, возраст, национальность, успеваемость, дисциплина, условия семейного воспитания, профессия родителей).
2. Отношение к учебной деятельности:
- отношение к учению как процессу усвоения знаний; ответственность, настойчивость, самостоятельность, внимательность, исполнительность, вдумчивость, аккуратность и другие качества учащегося, проявляемые им в учебной деятельности;
- мотивы учения;
- причины слабой успеваемости;
- воспитательная работа, проведенная практикантом по улучшению учебной деятельности учащегося.
3. Познавательные интересы:
- учебные предметы, которые вызывают у учащегося особый интерес;
- менее интересные и неинтересные для данного учащегося предметы;
- причины положительного или отрицательного отношения учащегося к различным предметам;
- воспитательная работа, проведенная практикантом по развитию у учащегося учебных интересов.
4. Общественная активность:
- участие учащегося в общественной жизни класса, школы (содержание постоянных и отдельных поручений, качество их выполнения);
- причины пассивности;
- воспитательная работа, проведенная практикантом по повышению общественной активности учащегося.
5. Отношение к труду:
- общественно полезный труд;
- отношение к собственности;
- профессиональные интересы и намерения.
6. Нравственные отношения учащегося (отношение к учителям, родителям, товарищам, младшим учащимся).
Искренность, добросовестность, скромность, требовательность, принципиальность, уступчивость, заботливость, непримиримость к недостаткам и другие качества, проявляемые учащимися к людям.
Работа, проведенная практикантом по воспитанию у учащегося ценных нравственных качеств.
7. Общие выводы (краткая обобщенная характеристика развивающейся личности учащегося в ее основных достоинствах и недостатках, рекомендации по улучшению воспитательной работы с учащимися).
Ход выполнения задания
1. Студент-практикант в первые дни знакомства с классным коллективом останавливает свой выбор на каком-либо одном учащемся для специального его изучения и составления на него характеристики, изучение личности школьника осуществляется параллельно с изучением классного коллектива.
2. Студент ведет в процессе изучения учащегося ежедневные записи в едином для педпрактики дневнике.
3. Характеристика составляется по схеме, указанной выше. Она должна отражать основные стороны личности учащегося, выражающиеся в его доминирующих психологических отношениях к наиболее важным сторонам жизни, она должна быть достаточно полной, обоснованной, конкретной, с иллюстрирующими примерами. Студенту необходимо при этом пользоваться принятой в учебной психологической литературе терминологией.
4. Характеристика пишется в ученической тетради (без обложек, где первый и последний листы становятся обложкой). На обложке указывается заголовок, например: "Психолого-педагогическая характеристика учащегося 8-го класса средней школы №24 Николаева Сергея, составленная студентом (Ф.И.О.).
5. Характеристика оформляется за пять дней до окончания педпрактики. С содержанием характеристик студент знакомит классного руководителя и получает от него краткий письменный отзыв на последней странице характеристики, например: «С характеристикой согласна» или «С характеристикой согласна, кроме...».
6. Не позднее, чем за три дня до окончания педпрактики студент сдает методисту по психологии (или по его указанию - на кафедру) составленную им характеристику личности школьника для ее проверки и оценки.
7. Оценка за характеристику входит в общую оценку педпрактики.
Приложение 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|