ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Цели задания 1. Научиться применять при изучении класса методы: наблюдение, беседу, изучение продуктов деятельности, анкетирование, естественный эксперимент, психодиагностический метод. 2. Научиться анализировать и оценивать деятельность классного коллектива как объекта воспитательно-образовательной работы учителей. 3. Научиться понимать и формулировать основные направления педагогической работы с классным коллективом. 4. Научиться составлять письменную психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Методы изучения коллектива Среди методов, с помощью которых студенты изучают классный коллектив, на первое место должны быть поставлены следующие; 1. Наблюдение - непосредственное, систематическое, всестороннее изучение учащихся в их деятельности, в их практических отношениях к различным сторонам жизни: к учению, к знаниям, общественной работе, труду, людям. 2. Беседа как педагогическое условие получения дополнительной информации. 3. Изучение результатов деятельности учащихся, выражающееся в анализе и оценке практических результатов их активности: в учеба, в общественной работе, в кружковых занятиях, в художественной самодеятельности. 4. Изучение условий жизни и воспитания учащихся, которое может объяснить возникновение и развитие у учащихся определенных личностных качеств: интересов, склонностей, намерений, убеждений, планов, характерологических качеств. 5. Естественный эксперимент, состоящий в изучении учащихся в специально организованной педагогической обстановке. 6. Анкетирование - метод получения какого-либо предварительного и широкого по количеству познавательного материала. 7. Социометрия - метод, состоящий в выявлении социально-психологической структуры ученического коллектива.
Схема психолого-педагогической характеристики классного (ученического) коллектива
1. Общие сведения о коллективе: количество учащихся, отличников и слабо успевающих, состояние дисциплины в классе, краткая история становления коллектива. 2. Учебная деятельность класса. - Отношение учащихся к учебной работе. Ответственность, исполнительность, настойчивость, самостоятельность, увлеченность, внимательность, аккуратность и другие качества учащихся, их распространенность в классе. - Причины слабой успеваемости отдельных учащихся, контроль за успеваемостью со стороны класса. - Основные мотивы учения. - Воспитательная работа, проведенная практикантом с учащимися по повышению их учебной активности. 3. Учебные интересы учащихся. - Анализ положительного и отрицательного отношения учащихся к различным учебным предметам (русскому языку, литературе, истории и т.д.). - Воспитательная работа, проведенная практикантом по формированию у учащихся учебных интересов. 4. Общественная жизнь класса. - Участив класса в общешкольных мероприятиях. - Отношение учащихся к общественным поручениям. - Воспитательная работа, проведенная практикантом но повышению общественной активности класса. 5. Труд в классе. - Уроки труда; отношение к ним учащихся. - Общественно полезный труд в классе (формы, результаты). - Отношение учащихся к школьной собственности. - Профессиональные интересы учащихся (круг, реалистичность). - Воспитательная работа, проведенная практикантом с учащимися по формированию у них профессиональных интересов и намерений. 6. Межличностные отношения. - Содержание отношений учащихся к учителям: вежливость, исполнительность, искренность, скромность, предупредительность, бескорыстность и т.п. - Групповая дифференциация в классе, ее психологическая основа и оценка. - Отношение учащихся к младшим школьникам. - Работа, проведенная практикантом по улучшению межличностных отношений в классе. 7. Общие выводы (обобщенная характеристика классного коллектива, оценка его деятельности и рекомендации). Ход выполнения задания 1. Изучение классного коллектива начинается с первых дней педпрактики. Результаты изучения студент ежедневно записывает, в общем (для всей практики) дневнике. 2. За пять дней до окончания практики студент составляет письменную характеристику коллектива по схеме, приведенной выше. Он знакомит с характеристикой психолога школы и получает от него краткий отзыв, который записывается в конце характеристики. (Пример отзыва: «С характеристикой согласен» или «С характеристикой согласен, кроме...»). Подпись обязательна. 3. Характеристика пишется в ученической тетради со снятыми обложками, где первый и последний листы используются как обложка. На обложке указывается название задания по следующему образцу: «Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива 8-го класса "А" средней школы №24, составленная студентом (Ф.И.О.). Ниже проставляется дата сдачи характеристики. 4. Студент лично сдает методисту по психологии, или по его указанию на кафедру, составленную им характеристику класса для проверки и оценки не позднее, чем за три дня до окончания практики. 6. Оценка за характеристику классного коллектива входит в общую оценку работы студента в период практики.
Приложение 5 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|