ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История организации ухода за больнымиУ народов Древнего мира уход за больными осуществляли родственники больного. Специальных людей, посвятивших себя уходу за больными, не было, за исключением тех женщин, которые занимались оказанием помощи роженицам и новорожденным. В древней Греции они назывались акушерками, которыми, по словам Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Однако в полном объеме развитие учения ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа - апостолы не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Уход за больными и неимущими брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными. При церквях и монастырях стали возникать богадельни, которые вначале были предназначены для лечения больных монахов и монахинь, а позже и всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался богоугодным делом и этим занимались все члены общины, но уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и тяготы ухода за больными. Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали своей основной целью уход за больными. В 1617 году во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и составил ее устав. “Милосердие к ближнему есть вернейший признак христианина и одним из главных дел милосердия является посещение больных, бедных и всякого рода помощь им”, говорится в уставе. Организация ухода за больными в России тесно связана с деятельностью общин сестер милосердия. Впервые такая община была организована в 1844 в Санкт-Петербурге. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Особенно заметна была роль сестринского ухода во время Крымской войны (1853-1856 гг.). По словам Н.И. Пирогова (рис. 1) “Поведение сестер милосердия на театре войны было примерным и достойным уважения; их обращение с ранеными и больными было самое задушевное. Сестры милосердия доказали, что женщины более одарены способностями по уходу, чем мужчины”.
Рис. 1. Н.И. Пирогов (середина 50-х годов Х1Х века)
В Крымской войне посильную помощь оказывали и жительницы Севастополя. Среди них было много жен солдат, матросов. Осуществляя уход они проявляли самоотверженную заботу о пострадавших, особенно отличилась дочь черноморского матроса Дарья Алексеевна Александрова (Даша Севастопольская). В народе ее чтили как героиню, как первую сестру милосердия. В 1854 г. Н.И. Пирогов писал из Севастополя “При перевязке можно видеть ежедневно трех или четырех женщин; одна из них знаменитая Дарья. Теперь она является с медалью на груди, полученной от государя, который велел ее поцеловать великим князьям, подарил ей 500 рублей и еще 1000, когда выйдет замуж. Под Альмой она приносила белье, отданное для стирки, и здесь обнаружилось ее благородная склонность помогать раненым. Кроме того она ассистирует и при операциях”. Екатерина Михайловна Бакунина (рис. 2) - сестра Крестовоздвиженской общины милосердия, затем ее настоятельница. Эта община была первым союзом русских женщин, объединившихся для ухода за ранеными на полях сражения.
Рис. 2. Бакунина Екатерина Михайловна (1812 —1894) (из В.П. Роман.юк с соавт., 1998)
Е.М.Бакунина родилась в семье губернатора Петербурга. Начиная с 1854 г. посвятила свою жизнь делу ухода за больными. В период Крымской войны и до 1860 г. - сестра милосердия Крестовоздвиженской общины, одна из самых ближайших помощниц Н.И. Пирогова. В 1860 г. поселилась в селе Козицине Новоторжковского уезда Тверской губернии, где на собственные средства построила больницу для крестьян. В 1877-1878 г во время русско-турецкой войны, в возрасте 65 лет возглавила отряд сестер милосердия Общества Красного Креста. «Имя Ваше так же останется неизгладимым в памяти нашей, как не изгладится оно из памяти больных, которым Вы так всецело посвятили себя в жертву» — так говорили о ней ее современники. Е.М.Бакунина умерла в 1894 г. До последних дней она служила делу ухода за больными. Баронесса Юлия Вревская, ухаживающая за ранеными во время Балканской войны, умерла от сыпного тифа в болгарском селении. Своим отношением к делу, к больным и раненым Ю. Вревскаяя подавала пример всем, кто работал в госпиталях рядом с ней, а своей смертью не отпугнула, а привлекла многих русских женщин в ряды сестер милосердия. Ю. Вревскую почти не знают в России и боготворят в Болгарии, где ей установлен памятник, ее именем названа площадь и больница. Н.И. Пирогов, под руководством которого работали эти первые сестры милосердия, в одном из своих писем очень подробно описывает их деятельность. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирургии сестры милосердия и врачи были разделены на четыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранения, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священника, занималась безнадежно больными и умирающими. Это была первая «специализация» среди сестер, учитывающая уровень их знаний и способностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности (рис. 3).
Рис. 3. Н.И. Пирогов на главном перевязочном пункте. Севастополь, 1855 г.
Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Пирогова, выполнялось от 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций. Нередко раненые располагались в палатках-лазаретах. Однажды, вспоминал Пирогов, над этим лагерем мучеников разразился ливень, промочивший насквозь не только людей, но и матрацы под ними. Когда кто-нибудь входил в эти палатки-лазареты, со всех сторон раздавались стоны о помощи. И сестры милосердия, стоя в луже на коленях перед больными, оказывали им помощь Принявшие на себя непосильный труд и тяжелый крест, сестры Крестовоздвиженской общины, «скрепя сердце, прислуживали операторам, хлороформировали оперируемых, наблюдали за пульсом, держали руку или ногу, которую резал или пилил оператор, прижимали пальцами вместо турникета артерию, указанную хирургом, и даже налагали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия пальца сочилась артериальная кровь»''. Несмотря на то, что первые сестры милосердия были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцами профессионализма. Всегда подчеркивая высокие нравственные качества женщин, талантливый хирург заявлял, что поведение сестер милосердия на театре войны было примерным и достойным уважения; их обращение с ранеными и больными было самое задушевное; сестры милосердия доказали, что женщины более одарены способностями, чем мужчины. Во многих своих письмах и отчетах Н.И. Пирогов описывает высокие человеческие и профессиональные качества старших сестер Е.М. Бакуниной, Е. Будберг, Е.П. Карцевой (рис. 4), М. Меркуловой, Е.А. Хитровой. Вот, например, какая характеристика дается Е.М. Бакуниной: «Ежедневно, днем и ночью, можно было ее застать в операционной комнате ассистирующей при операциях; в то время, когда бомбы и ракеты то перелетали, то не долетали и ложились вокруг всего собрания, она обнаруживала... присутствие духа, едва совместимое с женской натурой и отличавшее сестер до самого конца осады».
Рис. 4. Карцева Елизавета Петровна (1823 – 1898 гг.) (из В.П. Роман.юк с соавт., 1998) В Крымской войне приняли участие более 200 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины (рис. 5). Кроме Севастополя и Симферополя, небольшие отряды из 6 — 26 сестер работали в госпиталях городов Бахчисарая, Николаева, Перекопа, Херсона и др. При исполнении служебных обязанностей на войне умерли 17 сестер Крестовоздвиженской общины, причем большинство — от сыпного тифа. В одном из писем в ноябре 1855 г. Н.И. Пирогов отмечает: «Раненых новых совсем нет, но больных очень много, сюда прибывает по 500 в сутки». Поэтому так необходимы были усилия сестер милосердия по созданию условий, препятствующих возникновению и распространению инфекций. Возможно, не случайно одним из помощников Н.И. Пирогова в этот период войны был заведующий тифозным отделением госпиталя терапевт С.П. Боткин, ставший впоследствии выдающимся ученым. Позднее С.П. Боткин напишет: «Пирогов был значительно выше того времени, в котором ему приходилось действовать. Опередив свой век в науке, он опередил его в общественной деятельности».
Рис. 5. Императрица Александра Федоровна с дочерьми Татьяной и 0льгой (1914 г.) (из В.П. Романюк с соавт., 1998) Таким образом, в отечественной литературе, посвященной Крымской войне и ее медицинскому обеспечению, подчеркивается, что Крестовоздвиженская община заслуженно является первым в мире медицинским формированием, ее деятельность осуществлялась по четкой системе, предложенной гениальным хирургом Н.И. Пироговым. По сути дела, на полях сражений Крымской войны зарождались основные принципы военно-полевой хирургии, хорошо продуманная система этапного лечения и эвакуации раненых, сформулированные затем Н.И. Пироговым в «Началах общей военно-по-левой хирургии» В наши дни всему миру известно имя Терезы Калькуттской - “Матушки Терезы”, основавшей орден посланников милосердия. Этот орден открыл много центров помощи слепым. престарелым, прокаженным в разных странах мира. Тереза Калькуттская - лауреат Нобелевской премии мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|