ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Россия и международные финансово-кредитные организацииВ 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных организациях. После распада СССР государства, входившие в его состав, пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты. Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 (в настоящее время достигнуто соглашение, по которому Доля РФ в МВФ вырастет с 2,49 до 2,71% и составит в абсолютном выражении 12,9 млрд специальных прав заимствований (СДР— искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах.)), ВБ- также июнь 1992, в 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. В некоторых организациях Россия является основным или одним из основных акционеров (Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества, Межгосударственный банк, Черноморский банк торговли и развития), а с некоторыми развивает сотрудничество на договорной основе (ЕИБ). Страны Парижского клуба- 0,36 млрд. долл.; Международные финансовые организации- 2,07 млрд. долл. 1. Парижский клуб кредиторов – организация, занимающаяся межправительственными кредитами (т. е. долги государствам), объединяющая страны кредиторы. Не является международной организацией и его решения не имеют обязательной силы. Постоянными членами являются государства-доноры. Изначально шансы хоть частично списать долги Парижскому клубу кредиторов были для России ничтожно малы. В 1996 г. Всемирным банком и МВФ была разработана система помощи сорок одной стране, испытывающей трудности с обслуживанием внешнего долга. Россия не подпадает под действие этой программы. Во-вторых, Россия является не просто должником Парижского клуба, она - еще и член клуба с 1997 г(=как кредитор). Задолженность России Парижскому клубу не была секьюритизирована и фактически представляет собой набор отдельных двусторонних межправительственных договоров (Европейский союз, США, Япония). Вступление в Парижский клуб способствовало проведению реструктуризации задолженности бывшего СССР. Итогом реструктуризации задолженности стали как рассрочка платежей до 2020 года, так и увеличение объема задолженности в результате капитализации консолидированных процентных платежей. В 2005 и 2006 гг. России удалось договориться о досрочном погашении долгов странам – члена Парижского клуба кредиторов. На 1 февраля 2013 года задолженность Российской Федерации странам-участницам Парижского клуба (не подлежащая реструктуризации) составила всего 311,1 млн. долларов, причем, по данным ЦБ РФ, задолженность бывшего СССР погашена полностью. Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб порядка 1 млрд. долларов. В настоящее время участие РФ в Парижском клубе сводится к роли кредитора 2. Лондонский клуб кредиторов - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов XX века для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать внешнюю задолженность.Методы решения долговых проблем, к которым прибегал клуб в последние годы: -реструктуризация задолженности (Румыния, Венгрия, Габон, частично Польша, Болгария и Бразилия); -предоставление возобновляемых кредитов (частично Бразилия); -отсрочка погашения и списание задолженности (частично Польша и Болгария). Из используемых инструментов приоритет получили дисконтные облигации. При конверсии долга таким образом делается скидка и сумма долга сокращается. В составе Лондонского Клуба 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Предметом соглашения с Лондонским клубом являлась задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31.12. 91 года. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Решено было реструктуризировать весь долг вне зависимости от даты погашения. В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный синдицированный кредит (25 лет). 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма разбита на две части и переоформлена в облигации. В 2000 г. вместо облигаций были выпущены 30-летние еврооблигации. В конце 2006 г. все коммерческие задолженности РФ были преобразованы в 10- и 30- летние еврооблигации. Эта реструктуризация привела к тому, что больше нет разделения суверенного долга России перед Лондонским клубом на старый - «советский» и новый - «российский». В 2009 РФ расплатилась с клубом. 3. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международные организации, специализирующиеся на выдаче кредитов в целях поддержания развивающейся экономики. Международный банк реконструкции и развития (группа Всемирного Банка) – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии, аккумулирует свои ресурсы, выпуская долгосрочные облигации. Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны. В распоряжении имеется портфель займов общей суммой, превышающей 250 млрд. долларов. В своей политике МБРР делает ставки на структурные преобразования: приватизацию, утверждение частной собственности на землю, стимулирование конкуренции среди естественных монополий, либерализацию цен, реформирование банковской системы и тд. В 1992–2008 годы Банк одобрил для России 66 займов (включая гарантии) на сумму 14,2 млрд долларов. Не все кредиты использовались в полном объеме из-за противоречивости нормативно-правовой базы, непоследовательности и несогласованности действий ведомств. На долю России приходится 2,85% суммарной величины капитала МБРР, что несколько больше нынешней доли российской квоты в МВФ. За 1992-2008 гг 40,7% займов- экономическая политика, 2,7% на развитие частного сектора, ТНК-19,4, финансовая сфера2.1, защита окр. среды -0,8, соц.сфера-18,6, образование 1,9, здравоохранение- 3,7. Европейский банк реконструкции и развития создан в 1991 году. Целями банка являются содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитие частной предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Акционерами этого международного финансово-кредитного института могут быть как европейские, так и неевропейские государства, являющиеся членами МВФ. Акционеры (на 4.10.2012 г.) -63 страны, Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. Активы на 30 сентября 2012 г. — 53 млрд евро, капитал — 14,1 млрд евро, чистая прибыль(9 месяцев 2012 г.) — 894 млн евро. Россия - крупнейший получатель помощи со стороны ЕБРР. 685 проектов на стоимость 54,6 млрд. евро. Поскольку ЕБРР кредитует частный сектор, то задолженность относится к совокупному, а не к государственному долгу РФ. В целях диверсификации экономики проекты охватывают разные отрасли – корпоративный сектор (33%), инфраструктуру и энергетику (28%), финансовые учреждения (19%), микро-, малые и средние предприятия (10%) и Программу содействия развитию торговли (10%). Например,вместе с другими международными банками ЕБРР предоставил свой самый крупный кредит в автомобильном секторе компании “Фольксваген” в Калуге. При этом ЕБРР осуществляет привлечение средств на российском рынке. В настоящее время обращается три выпуска облигаций ЕБРР на сумму 17,5 млрд. руб. Основные направления деятельности ЕБРР включают: • прямое финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов. ЕБРР обязан не менее 60 % своих ресурсов использовать для кредитования частного сектора — частных фирм и приватизируемых государственных предприятий, а также совместных предприятий. • финансирование с помощью посредников • консультационное обслуживание и техническую помощь.
ЕБРР функционирует на коммерческой основе и предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам, учитывающим риски. 1. Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. Сегодня МВФ координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится провести стратегические реформы в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ). Кредиты МВФ в 90-ые годы были направлены главным образом на решение вопросов дефицита бюджета, ликвидации нетарифных барьеров во внешнеэкономической деятельности, для отмены экспортных пошлин на нефть и газ, повышение акцизов и т.д. Начиная с 1992 г. Россия использовала ресурсы МВФ восемь раз на общую сумму около 22 млрд.долл.США. Помимо рекомендаций по сокращению бюджетного дефицита, выделение кредитных средств МВФ сопровождалось рядом стандартных условий: масштабная приватизация, обеспечение равных условий для иностранных и национальных инвесторов, устранение административного контроля за ценами, отмена ограничений на куплю-продажу земли, формирование и развитие финансовых рынков, а также либерализация внешнеэкономической деятельности. Проблемами стабилизации финансов занимается МВФ, а проблемами развития - Всемирный Банк В настоящее время Россия не имеет задолженностей перед МВФ(выплатили в 2005). Россия не обращалась за кредитами МВФ больше 10 лет и, скорее всего, в ближайшие годы это не потребуется, уверены практически все эксперты.
47. Международная деятельность РФ в качестве кредитора и заемщика Чаще всего государство выступает как заемщик. В этом случае количество денежных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается. Реже государство выступает как кредитор. При этом количество денег, которыми располагает государство, сокращается. Государство может выступать также в качестве гаранта, то есть берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, что не меняет общего количества денежных средств, которыми располагает государство. По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в финансовой практике государственным кредитом называется кредит, предоставляемый государством. Государственный кредит предоставляется на возвратной, платной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обеспечение. Все эти характеристики роднят его с традиционными видами банковского и коммерческого кредита, хотя у него есть определенные особенности. Одни страны являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие - чистым должником. Страна Кредитор – это страна с положительным сальдо чистых зарубежных активов. К зарубежным активам относятся иностранные прямые инвестиции из страны и кредиты иностранцам. Что касается их внешних обязательств, к ним относятся: иностранные прямые инвестиции в страну, иностранные депозиты в национальных банках и национальные ценные бумаги в собственности иностранцев. Страна является кредитором, если ее внешние активы превышают внешние обязательства. Страна Заёмщик -страна, которая занимает у других стран больше, чем сама предоставляет в кредит, и обладает отрицательным сальдо чистых зарубежных активов. Страна является заёмщиком,если её внешние обязательства превышают её внешние активы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|