Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, причины и последствия для рынка ассиметричной информации. Рыночные сигналы.




Асимметричная информация – ситуация на рынке, когда одни его участники (например, продавцы) знают о характеристиках товаров больше других (например, покупателей).

Причины появления асимметричной информации:

1) Для проведения соответствующего маркетингового исследования необходимы денежные средства; 2) Сбору информации объективно препятствуют коммерческая тайна, право частной собственности и даже проводимая политика по скрытию информации; 3) Информация непрерывно устаревает, обновляется, что требует наличия специальных технических систем; 4)Существуют так называемые когнитивные ограничения в восприятии информации, т.е. в её обработке и восприятии человеком; 5) Источники необходимой информации могут оказаться не институционализированными

Таким образом, из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка. Это явление принято определять как отрицательный отбор. Он состоит в том, что в условиях асимметричной информации участники сделок на рынке отличаются в худшую сторону от тех, кто не участвует в их совершении. Отрицательный отбор – это такой процесс, в результате которого в добровольных сделках, скорее всего, будут участвовать «нежелательные» члены популяции продавцов и покупателей.

Таким образом, именно отрицательный отбор, который наблюдается на рынках с асимметричной информацией, приводит к вытеснению высококачественных товаров товарами низкого качества. Тем самым рынки качественных товаров могут исчезнуть. Отсюда следует необходимость борьбы с асимметрией рынка.

Экономическая практика выработала определенные принципы борьбы с асимметрией информации и отрицательным отбором на рынках.

Для того, чтобы как можно больше снизить эффект отрицательного отбора и создать условия, когда рынок ранжирует товары по качеству и все они имеют своих покупателей и продавцов, используются различного рода сигналы. Эти сигналы достигают цели в том случае, если они обеспечивают реализацию двух принципов.

Принцип труднодоступности подделки, т.е. сигналу участника рынка будут доверять другие участники, если его очень сложно (или нецелесообразно) подделать;

Принцип полного раскрытия – если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна. Каждый из этих принципов в равной мере важен для понимания того, как экономические агенты собирают и интерпретируют информацию.

Примерами сигналов являются: 1)гарантии; 2) репутация; 3) бренды; 4) стандарты и сертификаты.

 


48. Моральный риск. Страхование. Проблема «принципал – агент»

Страховой рынок – рынок, на котором покупается возможность снижения риска путем его распределения между клиентами страховой фирмы.

Моральный риск – явление, связанное со скрытыми действиями, когда информированная сторона может предпринять «непривильные» действия, а неинформированная сторона несёт риск из-за безответственного поведения другой стороны.

Явление морального риска возникает и во взаимоотношениях между собственниками и нанятыми ими менеджерами. Эту проблему принято называть проблемой «принципал-агент». Под принципалом понимается собственник, а агент – нанятый им менеджер или работник. В условиях неопределенности менеджеры могут предпринимать действия, способствующие реализации их интересов за счет интересов акционеров, большинство акционеров могут достигать своих целей за счет меньшинства. Собственники (принципалы) могут не только не контролировать своих работников и менеджеров (агентов) вследствие несимметричности информации, они обычно даже не знают, что этим людям, которые должны действовать от их имени, следует делать.

 


49. Общественные блага, их свойства и способы предоставления. Особенности спроса на общественные блага. Проблема «безбилетника».

Чистое частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату. К ним относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.

Чистое общественное благо – такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты.

Основными свойствами чистых общественных благ являются: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность или неконкурентность (несоперничество) в потреблении означает, что появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других.

Условие неконкурентности в потреблении также связано с неделимостью общественных благ. Неделимость блага в потреблении означает, что субъект не может непосредственно выбирать объем его потребления. С позиций отдельного индивидуума потребление благ такого рода носит как бы принудительный характер, выбор отсутствует. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага (оборона страны). Предполагается, что общественное благо предоставляется всем жителям поровну, т.е. однородно по всей территории. Предельные издержки предоставления дополнительному потребителю чистого общественного блага равны нулю.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится доступным для всех, что в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки исключения не заплативших за благо потребителей.

Чистое общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть предоставлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения: .

Дифференциация запросов потребителей выражается в дифференциации их готовности платить. При формировании индивидуального спроса на чистое общественное благо потребители, следовательно, сами определяют величину платежа, а не являются «получателями» цены, как в случаях с чистым частным благом. Смысл этого условия очевиден: индивидуальному потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме. Фиксированным параметром при суммировании выступает уже не цена, а количество общественного блага, на которое предъявляется спрос, т.е. происходит вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса. Процесс формирования кривой общего спроса на чистое общественное благо показан на рис.13.7. Совокупный спрос равен сумме индивидуальных предельных выгод: , где – предельная выгода.

Определение функции спроса базировалось до сих пор на предпосылке точного выявления предпочтений индивидов, т.е. их готовности платить. Но в реальной действительности существуют мощные стимулы сокрытия собственных оценок. Поэтому функцию совокупного спроса на общественные блага называют еще «псевдоспросом». Возникновение данного процесса связано со спецификой общественных благ. Поскольку исключение из потребления в случае неуплаты невозможно, это приводит к разрыву связи между количеством полученного общественного блага и предъявленной готовностью платить. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в их оплате. Такое явление получило название проблемы «зайцев» или эффекта безбилетника (впервые термин «безбилетника» был предложен американским экономистом М. Олсоном в 1965 г.). Люди занижают объемы общественных товаров, которые они хотели бы иметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других.

Проблема «зайцев» приводит к тому, что объем чистого общественного блага при добровольном финансировании оказывается ниже эффективного, т.е. имеет место недопроизводство общественных благ. Тем не менее, отдельный потребитель, став «зайцем», действует рационально, стремясь максимизировать свой выигрыш. Причем, чем больше группа людей, в которой осуществляется коллективное финансирование производства общественных благ, тем меньше вероятность быть разоблаченным и, соответственно, больше соблазн получения выгод без внесения соответствующей доли оплаты. Возникает ситуация рационального иждивенчества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных