Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С ГИМНАЗИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ НА СЦЕНУ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ




Калужские гимназистки были энтузиастами театрального искусства. Младшие девочки принимали участие в регулярно проводившихся утренниках, старшие - в художественных вечерах. Добрый след в памяти оставил большой праздник, посвященный столетию со дня рождения А.С.Пушкина, состоявшийся 30 мая 1899 г. К памятнику поэта в Загородном саду (ныне это парк им. К.Э.Циолковского) возлагались цветы, гимназистки читали стихи, делали инсценировки, пели.
Подвижником художественного воспитания девочек в начале века стал тяжело раненный под Ляояном отставной офицер Ф.П.Наттер. Под его руководством были поставлены сцены из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» и Рубинштейна «Демон».
1913 год был годом трехсотлетия дома Романовых. Подготовка к празднованию этой даты началась задолго до неё. Младшие ученицы писали изложения о Смутном времени, о подвиге Ивана Сусанина, об избрании на царство Михаила Романова. Старшие работали над сочинениями и рефератами. С января 1912 г. ученицы гимназии совместно с учениками Николаевской гимназии репетировали партии сводного хора, готовили другие номера, шили костюмы. Программа вечера (ее можно видеть в музее школы) повторялась трижды. Вечер открывался гимном под оркестр 10-го Новоингерманландского полка и заканчивался танцами.
Не гимназия ли дала толчок к возникновению у некоторых гимназисток серьезного интереса к профессиональной сцене?

Фаина Сергеевна Петрова окончила 7-й класс гимназии в 1906 г. В 1915 г. поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано А.Б.Гольденвейзера, который посоветовал ей заниматься пением. Окончив фортепианный и вокальный факультеты, Фаина Сергеевна продолжает заниматься в течение трех лет в оперной студии Большого театра, становится солисткой театра. Обладая прекрасным голосом, она сразу же вошла в репертуар и более 30 лет была ведущей певицей. В 1927-1931 гг. концертировала во Франции и Америке, с большим успехом выступала в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» в оперных спектаклях и концертах. В 1937 г. Ф.С.Петровой присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Ещё будучи солисткой Большого театра, Фаина Сергеевна вела педагогическую деятельность в Московской кончерватории. С 1945 г. она - профессор вокального факультета. За плодотворную деятельность в искусстве награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», четырьмя медалями.
В декабре 1929 г. газета «Нью-Йорк таймс» так написала о русской певице: «Чисто, искренне, с экспрессией звучало контральто г-жи Фаины Петровой. Природа одарила ее голосом, исполненным характерного драматизма, интеллекта и индивидуального стиля».

 

Александра Константиновна Матова, окончив в 1905 г. гимназию, поступила в Петербургскую консерваторию и закончила ее в 1912 г. В следующем году состоялся ее дебют на оперной сцене в Одессе, а с 1916 г. - она солистка Большого театра. «Театральная энциклопедия» отмечает, что А.К.Матова «обладала звучным голосом серебристого тембра. Исполнение Матовой отличалось искренностью и тонкой лиричностью».
За четверть века, с 1916 по 1941 г., А.К.Матова исполнила весь ведущий сопрановый репертуар, состоявший из 25 ответственных партий. В 1937 г. удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Оставив сцену, Александра Константиновна до конца жизни вела педагогическую работу с артистами Большого театра и в Доме культуры МГУ. Артисты Большого театра написали о ней: «В созвучии певческих талантов Большого театра выделялось имя Александры Константиновны Матовой. Четверть века украшала она сцену Большого театра». («Советский актер», 26 мая 1967 г.)

 

Александра Федоровна Перегонец закончила Калужскую женскую гимназию в 1914 г. со званием домашней учительницы. В гимназии она постоянно выступала на утренниках и вечерах, самодеятельных спектаклях. 18-летняя Шура едет в Петербург и поступает в школу сценического искусства. Затем работает в театрах Петербурга, Москвы, Казани, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и других городов России.
В 1924 г. снялась в роли Ихошки в фильме режиссера Я.Протазанова «Аэлита» (по роману А.Н.Толстого).
C 1931 г. актриса работает в Симферопольском русском драматическом театре, ей присваивают звание заслуженной артистки Крымской АССР. В Симферополе ее застает война. Она вошла в подпольную организацию «Сокол», которая состояла из актеров и работников театра.
Александру Федоровну подпольщики звали «наш Красный Крест»: она занималась снабжением партизан медикаментами и перевязочными средствами. По ее предложению при театре была организована студия, и молодежь, входившая в нее, тем самым была спасена от угона в Германию.
В марте 1944 г. группа была провалена, последовали аресты, допросы, пытки. В руках гестапо оказалась и Александра Федоровна. Всего за три дня до прихода Советской Армии, 10 апреля, подпольщиков расстреляли.
На фасаде Крымского государственного академического театра - мемориальная доска: «Героически погибли в борьбе за свободу и независимость нашей Родины» и дальше имена артистов и работников театра. Среди них - Александра Федоровна Перегонец.
В фондах музея истории школы хранятся фотографии актрисы, ксерокопии писем к брату, газетные и журнальные публикации, переписка с родственниками катрисы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1910 г. исполнилось 50 лет со дня основания гимназии. Эта дата была отмечена большими торжествами. Начальница гимназии А.Т.Флерова написала обстоятельную книгу о полувековой истории гимназии. Книга была добротно издана, снабжена репродукциями фотографий, списком преподавателей на 1910 г., снимками выпускниц и медалисток, таблицей разделения учениц по сословиям, сведениями об источниках доходов и расходах гимназии. Издан был и фотоальбом с групповыми снимками классов, классных комнат, кабинетов физики и естествознания, портретами председателя педагогического совета и начальницы. Сегодня оба этих издания - библиографическая редкость.
В 2004 году на средства современного Попечительного совета выпущено репринтное издание книги «К 50-летию КЖГ».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных