Подготовка к практическому занятию. При подготовке к занятию необходимо использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.
При подготовке к занятию необходимо использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.
Перечень вопросов для самоподготовки студентов по теме:
1. Систематика типа хордовые.
2 основные направления эволюции покровов и скелета в типе хордовые.
3. Развитие изучаемых систем в различных подтипах и классах хордовых животных.
4. Способы морфо-функциональных преобразований покровов и скелета.
5. Возникновение пороков развития в названных системах у человека.
6. Выявление филэмбриогенезов в каждой системе, характерных для человека.
7. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больного с пороками развития.
Перечень практических умений и навыков по изучаемой теме:
Умение:
- использовать знание основных таксономических единиц при сравнительном филогенезе изучаемых систем органов;
- дифференцировать основные пути становления развития и формирования покровов и их производных, связанных со сменой сред обитания;
- дать сравнительную характеристику производным кожи в сравнительном ряду;
- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития покровов на основании знаний о механизмах развития системы;
- определить основные моменты становления осевого скелета в сравнительном ряду позвоночных;
- выделить особенности строения поясов конечностей и скелета свободных конечностей у позвоночных разного уровня организации;
- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития скелета на основании знаний о механизмах развития системы;
- делать выводы о способах морфофункциональных преобразований изучаемых систем органов;
- формулировать положение о профилактике тератогенеза и деонтологии взаимоотношений с больными.
Темы рефератов и сообщений по теме:
(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)
Предлагаемые темы рефератов:
- Способы преобразования органов и функций
- Темпы эволюции органов и функций
- Основные черты организации хордовых
- Эволюция хордовых животных
- Онто-филогенетически обусловленные пороки развития покровов тела у человека
- Причины нарушений развития осевого скелета у человека
Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:
С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
Покровы тела
1. Основная функция кожи современных земноводных:
а) ферментативная
б) дыхательная
в) кроветворная
г) выделительная
Эталон: в
2. При развитии волос у млекопитающих наблюдаются:
а) анаболии
б) девиации
в) архаллаксис
г) эпиморфоз
Эталон: в
3. Ткань, образующая сосочковый слой кожи, называется:
а) рыхлая соединительная
б) плотная соединительная
в) жировая
г) эпидермис
Эталон: а
4. Эмбриопатии, не относящиеся к аномалиям кожи:
а) ихтиоз
б) спинномозговая грыжа
в) гипертрихоз
г) многососковость
Эталон: б
5. Эмаль плакоидной чешуи развивается из зародышевого листка:
а) эктодермы
б) мезодермы
в) энтодермы
г) мезенхимы
Эталон: а
6. Кожные железы земноводных выделяют:
а) секрет, увлажняющий кожу
б) бактерицидный секрет
в) гормоны
г) ферменты
Эталон: а
7. Потовые железы располагаются в:
а) сосочковом слое кожи
б) сетчатом слое кожи
в) подкожной клетчатке
г) эпидермисе
Эталон: б
8. Зубы акулы произошли из:
а) элементов висцерального скелета
б) плакоидной чешуи
в) костной чешуи
г) мезенхимы
Эталон: б
9. Полностью ороговевший верхний слой эпидермиса кожи имеют:
а) костные рыбы
б) рептилии
в) амфибии
г) хрящевые рыбы
Эталон: б
10. В коже млекопитающих находятся железы:
а) потовые
б) копчиковые
в) слизистые
г) ядовитые
Эталон: а
Скелет
1. Позвонок рыб имеет строение:
а) амфицельное
б) процельное
в) гетероцельное
г) платицельное
Эталон: а
2. Висцеральный скелет впервые появляется у:
а) головохордовых
б) круглоротых
в) рыб
г) полухордовых
Эталон: б
3. Гомологами парных конечностей наземных позвоночных являются плавники рыб:
а) спинные
б) хвостовой
в) анальный
г) грудные
Эталон: г
4. У млекопитающих висцеральный скелет преобразуется в:
а) лицевой череп
б) три слуховые косточки
в) верхнюю челюсть
г) язык
Эталон: б
5. Шейный отдел позвоночника впервые появляется у:
а) рыб
б) земноводных
в) рептилий
г) млекопитающих
Эталон: б
6. В соединении верхней челюсти с черепом у рептилий принимают участие:
а) небный хрящ
б) квадратная кость
в) гиоид
г) меккелев хрящ
Эталон: б
7.Синдактилия объясняется нарушением механизмов эволюционных преобразований:
а) пролиферации
б) дифференцировки
в) гибели клеток
г) миграции
Эталон: в
8. Позвоночник земноводных состоит из:
а) двух отделов
б) трех отделов
в) четырех отделов
г) пяти отделов
Эталон: в
9.В шейном отделе амфибий:
а) один позвонок
б) два позвонка
в) количество зависит от вида амфибий
г) три позвонка.
Эталон: а
10. В соединении верхней челюсти с черепом участвует только квадратная кость у:
а) рыб
б) амфибий
в) рептилий
г) млекопитающих
Эталон: в
Самоконтроль по ситуационным задачам:
Задача 1. При осмотре новорожденного ребенка на коже спины, груди, живота, конечностей обнаружены многочисленные язвы с четкими контурами. О какой патологии можно подумать в этом случае? Нарушение каких клеточных механизмов во время эмбриогенеза привели к возникновению этой аномалии?
Ответ: Частичная аплазия кожи может быть следствием нарушения таких клеточных регуляторных механизмов в эмбриогенезе, как клеточная индукция, пролиферация, дифференцировка клеток.
Задача 2. Родился ребенок, имеющий кожу, покрытую роговым панцирем, состоящим из толстых (до I см) роговых щитков серо-черного цвета. Щитки зазубрены, разделены бороздами. Губы малоподвижны, ротовое отверстие резко сужено. Нос и ушные раковины деформированы, веки выворочены. Конечности уродливы. Волосы и ногти отсутствуют. Ребенок умер через 2 часа после рождения. О какой патологии нужно думать в этом случае?
Ответ: Ихтиоз, возникший в результате нарушения эмбриогенеза кожи и ее производных на ранних этапах эмбриогенной индукции, пролиферации и дифференцировки клеток эпидермиса. Смерть наступила в результате нарушения дыхания, сердечной и почечной недостаточности, обусловленных неполноценностью строения и функции других систем органов, присоединения вторичной инфекции.
Задача 3. У новорожденного ребенка, от первой нормально протекающей беременности, обнаружено отсутствие ногтей на трех пальцах правой руки. Вместо них на ногтевых ложах - тонкая кожица. Какая это патология? С чем она связана?
Ответ: Аплазия ногтей трех пальцев связана с врожденным нарушением развития ногтей. Вероятно, изменение клеточной индукции кривело к нарушению пролиферации и ороговения эпителия ногтевой пластинки. Не исключено, что причиной возникновения этой аномалии развития явилось нарушение пролиферации и дифференцировки клеток ногтевой пластинки
Задача 4. Родился мальчик, имеющий 5 пар сосков. Как можно объяснить возникновение этой аномалии развития?
Ответ: Многососковость обусловлена развитием всех желез млечных линий, которые закладываются в эмбриогенезе. По всей видимости, происходит нарушение редукционных процессов в зачаточном эпителии желез. В результате этого происходит развитие желез. Сохранение этих структур в постэмбриональном периоде является атавистическим признаком, доказывающим единство происхождения человека и животных.
Задача 5. К невропатологу обратился мужчина З2 лет. После поднятия тяжести у него появилась сильная боль в области поясницы и по ходу седалищного нерва. Подъем с постели, и передвижение больного резко ограничены и болезненны. При рентгенологическом обследовании: позвонки поясничной области имеют обычную форму и размеры. Пятый поясничный позвонок имеет незаращение дужек. С чем связано возникновение этой патологии? Ответ обоснуйте с позиции онто-филогенетических взаимоотношений и механизмов регуляции онтогенеза.
Ответ: Незаращение позвоночного канала без грыжевого выпячивания произошло во время эмбриогенеза позвонков из мезодермы. Вероятно, возникновение этой аномалии развития связано с нарушением клеточных механизмов регуляции эмбриогенеза: первичной клеточной индукции, пролиферации, адгезии и перемещения клеток.
Занятие № 21 «Филогенез пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|