Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К экзамену по истории образования и педагогической мысли 1 страница




Вопросы

Составитель: доцент Варенова Тамара Васильевна

1. Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований.

Предмет истории педагогики составляет развитие воспитания, школы, педагогических идей с древности до современности.

Обогащение знаний о воспитании человека происходило неравномерно и продвижение от низшего уровня к высшему в педагогической теории шло непрямолинейно. Многие правильные положения, к которым проходила педагогическая мысль, со временем утрачивались и открывались заново в новых исторических условиях, принимая иную форму. Кроме того, развитие педагогики не согласовывались по времени с прогрессом в других областях знаний.

По Энгельсу, теория – это современная история науки. В данном случаи в качестве теории выступает учебная дисциплина «Общая педагогика».

Три фазы историко педагогического процесса:

1)сумма идей – накопление опыта воспитания.

2)концепции – критическая оценка сложившегося опыта и создание в итоге многочисленны систем воспитания.

3)теории – создание научных теорий при появлении социальных потребностей.

Методологические подходы:

Формационный (марксистское учение об общественном развитии), цивилизационный,аксиологический, культурологический, антропологический, конкретно-исторический и социологический. Важнейшими методологическими принципами историко-педагогических исследований являются историзм и системность.

Сущность исторического принципа заключается в отражении социально-экономических особенностей эпохи, определяющие содержание, методы и организацию учебно-воспитательного процесса, связь развития теории и практики воспитания и обучения с состоянием классовой борьбы, научно-техническим прогрессом в определенную историческую эпоху.

Сущность принципа системности состоит в необходимости рассматривать факты и явления учебно-воспитательной практики в рамках всей школьной системы соответствующей эпохи, анализировать педагогические идеи в системе мировоззрения их авторов; изучать педагогические системы прошлого в рамках конкретных социально-политических отношений и господствующей идеологией. Принцип партийности в настоящее время утратил свою прежнюю актуальность в связи с тем, что общечеловеческие ценности в нашей стране стали вновь превалировать над классовыми.

Задачи исследования:

 

 

2. Воспитание как общественно-историческое явление. Концепции происхождения воспитания.

Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития. Вопрос о его возникновении по разному рассматривается учеными в зависимости от их методологических позиций. Основное различие при этом составляет признание или игнорирование связи между экономической жизнью, трудовой деятельностью первобытных людей и практикой воспитания детей. Наиболее распространенными и широко известными являются следующие концепции происхождения воспитания.

Концепции воспитания:

Биологическая – в основе воспитания представители данной концепции(Летурно и Эспинас) усматривают стремление человека к продолжению рода и закон естественного отбора. Они отрицают сознательный характер воспитания, представляет его как стихийно-естественное явление. Воспитательская практика первобытных людей отождествляется с инстинктивными действиями животных, птиц и даже насекомых по заботе о своем потомстве.

Психологическая – основывается на бессознательном подражании детей старшим, на утверждении, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядок вещей. П. Монро, один из представительской концепции, писал, что мир первобытного человека сосредоточен в настоящем, что у него почти нет сознания прошлого и будущего, а его воспитание есть лишь приспособление к среде.

Социально-экономическая – в качестве основного условия возникновения воспитания выдвигает трудовую деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Биологические предпосылки рассматриваются как основа для перехода от живого состояния к человеческому благодаря труду. Большую роль в становлении и распространении этой концепции сыграла работа Энгельса «Диалектика природы». Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

 

 

3. Особенности воспитания на разных стадиях первобытного общества.

Согласно исторической периодизации, первобытное общество делится на две стадии: стадную общинную – дородовое общество и дородовую общину, подразделяемую на матриархальную и патриархальную.

Цель воспитания в первобытном обществе – выработка умений переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. В этот период все было общим, даже дети принадлежали всем, поэтому их воспитывали коллективно. Выделялись три возрастные группы: старики, взрослые, дети. Каждая группа имела свои права и обязанности (трудовая повинность, право на получение пищи, участие в собрании, вступление в брачные отношения и др.). Детям прививали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомили с обычаями своего племени, учили выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей. Воспитание носило для всех равный характер. На определенной стадии развития общества известные различия установились для мальчиков и девочек. Так, мальчики участвовали вместе с взрослыми мужчинами в изготовлении оружия, в охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду.

Воспитание в родовой общине приобретает более многосторонний и планомерный характер. Родовая община поручает воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с приобретением трудовых умений и навыков детей знакомят с правилами зародившегося культа, сказаниями, преданиями о героях, которые являются источником воспитания нравов, поведения, определенных черт характера и осуществляют их военную подготовку.

На данной стадии появляются зачатки научных познаний в географии, ботанике, зоологии, медицине. Известно, что первобытные люди были хорошо знакомы с местностью, умели чертить рельефные карты не только своей, но и соседней территории на песке, дереве, коре, коже. Этими картами успешно пользовались путешественники последующих времен.

К концу родового строя появилась пиктография – самая ранняя форма письменности, из которой впоследствии развилось иероглифическое письмо.

Таким образом, опыт, передаваемый от одного поколения к другому, расширялся и обогащался. Кроме того, приведенные примеры дают нам представление о развитии методики преподавания в филогенезе.

Включение юношей и девушек в число полноправных членов рода, т.е. переход в группу взрослых, сопровождалось особыми торжественными испытаниями, посвящениями, так называемыми инициациями, во время которых проверялась способность переносить боль, лишения, проявлять ловкость, храбрость. Прошедшие инициацию, считались подготовленными к жизни, им разрешалось вступать в брачно-сексуальные отношения.

Следовательно, на данной ступени развития первобытного общества воспитание начинает выделяться как особая форма общественной деятельности по ряду причин. Во-первых, оно уже осуществляется не только в процессе трудовой деятельности, от случая к случаю, но и в свободное от труда время. Во-вторых, воспитанием занимаются специальные люди (наиболее опытные из группы стариков). В-третьих, воспитание принимает специальные формы (подготовка к посвящениям, своего рода экзаменам, для демонстрации достижения цели воспитания) и осуществляется в специальных учреждениях – «домах молодежи», которые стали возникать на последних этапах развития матриархата.

 

 

4. Историческое и современное значение этнопедагогики.

Народная педагогика – это совокупность мыслей, представлений, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Она появилась в связи с необходимостью передавать от поколения к поколению общественно-исторический опыт. До возникновения письменности единственным путем передачи опыта был устный, однако и после открытия книгопечатания значение этнопедагогики оставалось велико, и оно сохраняется до наших дней.

Современное значение этнопедагогики связано с проблемой формирования национального самосознания и с созданием национальной системы образования. Педагогу важно понимать и чувствовать школу как единое, развивающееся историческое целое со своими традициями, закономерностями обновлений и новаций.

Главная цель воспитания в различных этнопедагогических системах – достижение народного идеала. Как правило, он связывается с нравственным обликом человека. Педагогические идеи, взгляды, представления, мнения и размышления проявлялись.

Народная педагогика следует таким принципам, как воспитание в труде, связь с жизнью, окружающим миром, гуманизм, целостный и всесторонний подход к воспитанию, преемственность, поощрение инициативы и творчества детей, неразрывность воспитательного воздействия.

В этнопедагогике труд рассматривается как метод и средство воспитания. Ремесло как разновидность труда помогает развивать творческое отношение к жизни, подчеркивать эстетическую индивидуальность.

Родной язык выступает как способ выделения отличительных особенностей народа и средство развития национального самосознания. На это же направлены традиции, обычаи, обряды. В основном это семейная обрядность, связанная с главными событиями в жизни человека: рождение, свадьба, смерть.

Пословицы и поговорки педагогические миниатюры, содержащие концентрацию мысли, – представляли в лаконичной форме морально-практическую философию для простого народа: «Не плюй в колодец: пригодится воды напиться», «Умный не осудит, а глупый не рассудит».

В пословицах и поговорках отражается результат размышления о:

-проблеме наследственности.

-роли воспитания и развития личности.

-приоритет ума, образования над другими богатствами.

-зависимости знаний, опыта от возраста и обучения.

-трудностях в процессе обучения.

-ответственности родителей в воспитании детей.

-правилах поведения.

-преимуществе одних методов обучения и воспитания над другими.

Сказка – ложь, да в ней намек/ добрым молодцам урок. Первоначально многие сказки предназначались взрослым и к ним составляли своеобразное толкование.

Ушинский писал? «Сказки – это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Загадки можно рассматривать как стимулятор развития аналитико-синтетической деятельности мышления.

Приметы, «без которых хода нету», играли большую роль в жизни человека и целых народов. По ним предсказывали погоду, удачу или печальный конец при начале того или иного дела, и даже судьбу человека.

Игры использовались как средство повышения физической и психической активности. Они помогали прививать уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, развивали ловкость, сметливость. Играя, дети готовились к трудовой деятельности, а работа завершалась играми, забавами, общим весельем. Игра тесно связана с песней, танцем, сказкой, загадкой, скороговоркой и другими видами народного творчества.

Праздники, народные танцы и песни, которые сопровождали человека от рождения до самой смерти, – своеобразное зеркало души народа, – подчеркивали природосообразность в годовом цикле праздников и имели огромное эмоционально-воспитательное значение. Календарно-аграрные, семейные, религиозные, они отражают своеобразие быта и культуры народа. Многие профессиональные и любительские коллективы включают в программу концертов элементы народных праздников.

Необходимость сохранения и продолжения рода выступала как одна из основополагающих идей воспитания («Дети – молодым на забаву, пожилым – на прокормление, старым – на смерть»). Влияние интересов моногамной семьи с усложнением хозяйственной деятельности сказалось на исчезновении традиций воспитания детей у родственников, например, в семье брата жены («Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал»).

Среди методов воспитания наиболее широкое распространение получили предупреждение, осуждение, уговор, пример.

 

5. Основные средства воспитания в народной педагогике.

Народная педагогика следует таким принципам, как воспитание в труде, связь с жизнью, окружающим миром, гуманизм, целостный и всесторонний подход к воспитанию, преемственность, поощрение инициативы и творчества детей, неразрывность воспитательного воздействия.

В этнопедагогике труд рассматривается как метод и средство воспитания. Ремесло как разновидность труда помогает развивать творческое отношение к жизни, подчеркивать эстетическую индивидуальность.

Родной язык выступает как способ выделения отличительных особенностей народа и средство развития национального самосознания. На это же направлены традиции, обычаи, обряды. В основном это семейная обрядность, связанная с главными событиями в жизни человека: рождение, свадьба, смерть.

Пословицы и поговорки педагогические миниатюры, содержащие концентрацию мысли, – представляли в лаконичной форме морально-практическую философию для простого народа: «Не плюй в колодец: пригодится воды напиться», «Умный не осудит, а глупый не рассудит».

В пословицах и поговорках отражается результат размышления о: -проблеме наследственности. -роли воспитания и развития личности. -приоритет ума, образования над другими богатствами. -зависимости знаний, опыта от возраста и обучения. -трудностях в процессе обучения. -ответственности родителей в воспитании детей. -правилах поведения. -преимуществе одних методов обучения и воспитания над другими.

Сказка – ложь, да в ней намек/ добрым молодцам урок. Первоначально многие сказки предназначались взрослым и к ним составляли своеобразное толкование.

Ушинский писал? «Сказки – это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Загадки можно рассматривать как стимулятор развития аналитико-синтетической деятельности мышления.

Приметы, «без которых хода нету», играли большую роль в жизни человека и целых народов. По ним предсказывали погоду, удачу или печальный конец при начале того или иного дела, и даже судьбу человека.

Игры использовались как средство повышения физической и психической активности. Они помогали прививать уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, развивали ловкость, сметливость. Играя, дети готовились к трудовой деятельности, а работа завершалась играми, забавами, общим весельем. Игра тесно связана с песней, танцем, сказкой, загадкой, скороговоркой и другими видами народного творчества.

Праздники, народные танцы и песни, которые сопровождали человека от рождения до самой смерти, – своеобразное зеркало души народа, – подчеркивали природосообразность в годовом цикле праздников и имели огромное эмоционально-воспитательное значение. Календарно-аграрные, семейные, религиозные, они отражают своеобразие быта и культуры народа. Многие профессиональные и любительские коллективы включают в программу концертов элементы народных праздников.

Необходимость сохранения и продолжения рода выступала как одна из основополагающих идей воспитания («Дети – молодым на забаву, пожилым – на прокормление, старым – на смерть»). Влияние интересов моногамной семьи с усложнением хозяйственной деятельности сказалось на исчезновении традиций воспитания детей у родственников, например, в семье брата жены («Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал»).

 

 

6. Педагогические идеи в Библии.

Как известно, определенные формы религии зародились в первобытном обществе еще в ранней родовой общине. Они представляют собой определенную мораль, содержащую и собственно религиозное, и общечеловеческое. Последнее объединяет всех в деле воспитания: и церковь, и общество, и верующих, и атеистов.

Религиозное воспитание – это сознательное привитие религиозного чувства, обязательное соблюдение обрядов, определенный образ жизни.

Религиозное просвещение – это ознакомление со значительной частью культурного достояния: без знания библейских сюжетов многое в литературе, изобразительном и музыкальном искусстве оказывается непонятным.

Религия на протяжении тысячелетий играла и продолжает играть важную роль в выявлении, осмыслении и пропаганде простых норм нравственного повседневного общения, начальных правил семейной педагогики. Верующие люди уверены в том, что главным источником, из которого можно узнать непреложные вечные истины, является Библия.

Из Библии в нашу жизнь вошло много крылатых слов и выражений: «Не хлебом единым жив человек», «Кто не работает, тот не ест», «Дерево узнают по его плодам», «Камень преткновения», «Говорить невзирая на лица», «Поднявший меч, от меча и погибнет», «Кто посеял ветер, пожнет бурю», «Метать жемчуг перед свиньями», «Выучить, как «Отче наш», «Соль земли» и многие другие.

В Священном Писании определяются пороки: тщеславие, зависть, гнев, лень, чревоугодие, блуд; и называются добродетели: вера, воздержание, простота, невинность, скромность, знание и любовь.

Церковный храм, молитвенный дом был едва ли не единственным местом, где простой смертный мог приобщиться к нравственной культуре. Другие формы усвоения нравственных ценностей далеко не всегда были доступны для целого ряда социальных групп, имеющих невысокую общую культуру, низкий уровень образования. По словам К. Д. Ушинского, в самых глухих русских деревнях христианство спасало крестьян от дикости. Участие в религиозном собрании помогало снять напряженность, обрести особый эмоциональный настрой, уводило человека от заземленности, приниженности интересов и ожиданий («Будьте совершенны, как совершенен отец наш небесный»).

Молитва – это разговор с Богом. Она помогает не только усваивать готовые нормы обращений к Всевышнему, но и развивать при этом собственное речевое поведение. Библия представляет собой собрание многих и весьма различных книг (66), с неодинаковым мировоззрением, неодинаковым педагогическим началом. Наиболее резко отличаются книги Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет – это основа для авторитарной педагогики, Новый завет – для личностно-ориентированной, гуманистической педагогики. В Ветхом завете царит суровый патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем отец – бесспорный глава семьи, его права громадны, а члены семьи, все домочадцы находятся в полном его распоряжении. Их личности малоценны, ничтожны. Ветхозаветные советы: «Наказывай сына своего, и не возмущайся криком его. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына. Не оставляй юношу без наказания; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней».

После принятия христианства в X в. древние предки должны были усвоить новозаветный идеал, построенный на любви, ценности каждой человеческой личности («Пустите детей приходить ко мне» – каждый человек ценен как неповторимое творение Бога, одаренное Его любовью.) Здесь дети имеют не только свои обязанности, но и права. Христианская семья строится не на подчинении и строгости, как ветхозаветная, а на началах взаимной любви, помощи, относительного равенства и свободы всех ее членов. «Родители, не раздражайте ваших детей, но воспитывайте их в согласии с учением и наставлениями Господними» (К Ефесянам, 6:4). Христианство требовало от человека большей активности и ответственности в жизни: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (От Луки, 11:9).

Для глубокого понимания христианства в то время требовалось некоторое научное образование, а его не было. Даже, напротив, существовало прямое нерасположение и недоверие к нему, опасение, как бы из-за науки не потерять веру и даже сам разум. Наука и вера казались тогда несовместимыми, научные занятия – ведущими к неверию, ереси, а потому греховными («Люби простоту больше мудрости»). Школа воспринималась как опасное новшество, способное разрушить устои предков. То, что матери плакали по отданным в школу детям, как по мертвецам, – это не только образная метафора летописца: в глазах семьи сыновья действительно умирали для прежнего уклада жизни. Они уходили в мир, где были иные ценности, приобщались к новой культуре, которую от родни отделяла пропасть.

 

7. Спартанская система воспитания.

Характерные черты спартанской системы обусловливались особенностями социально-экономической и политической жизни страны. Частное рабовладение в Спарте отсутствовало, все рабы являлись государственной собственностью. Это еще больше усложняло и без того тяжелую жизнь рабов. Они часто поднимали восстания. Главное требование к спартиатам, молодежи господствующей аристократии было: всегда находиться в состоянии боевой готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. В условиях сурового военного строя воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства.

После специального отбора в младенческом возрасте больные дети уничтожались: новорожденных, у которых знатоки из старейшин находили недостатки телосложения или здоровья, сбрасывали в море с крутого скалистого кряжа Тайгет. Здоровые дети до 7 лет находились дома, где получали первоначальное воспитание. С 7 лет они помещались в государственные учреждения – агеллы, объединяясь в отряды, воспитывались в них до 18 лет под руководством педономов – специальных лиц, назначаемых государством. Здесь учили бегать, прыгать, метать копье, диск, бороться. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою. Воспитанников приучали к бдительному надзору за рабами, которых в Спарте называли илотами. Обучали также военной музыке и декламации стихов о военной доблести, приучали к простой пище и всевозможным лишениям: голоду, холоду, жажде, боли. Умственному воспитанию отводили незначительное место. Лица, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, обественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь, получившая название от страны Лакония, столицей которой и был город Спарта. Одним из средств решения главной задачи воспитания было участие в криптиях – ночных облавах на кварталы проживания илотов (прообраз куклуксклановского движения). Достигнув 18–20 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили специальную подготовку к военной службе: участвовали в военных маневрах, охране городов и т. д.

Современники отмечали, что лаконцы не только променяли образованность и развитие ума на физическую доблесть, но и отдали свой мир чувства и разума за боевое военное превосходство, попав под жестокую олигархию. В беспрерывных войнах они несли смерть и разрушение другим народам, никому не желая ничего уступать.

Девушки в Спарте также получали военно-физическое воспитание для того, чтобы могли заменить мужчин, когда те покидали города для участия в войне с другими государствами.

Брачный возраст для женщин составлял 18–20 лет, мужчин – 30–35 лет. За уклонение от своевременного вступления в брак «пересидевшего» в женихах молодого человека строго карали. Отец девушки приглашал сразу нескольких претендентов на ее руку в свой дом сроком на один год, чтобы выбрать достойного. Не обрученные перед вступлением в брак считались незаконными супругами.

Государство специально заботилось о том, чтобы накопленные в семьях богатства не концентрировались в одних руках, а распределялись в обществе равномерно: «богатые женихи – бедные невесты».

 

 

8. Афинская система воспитания.

Афины славились высокоразвитой культурой, ремеслами, торговлей. На рабов здесь была установлена частная собственность. Отличаясь в этом от Спарты, Афинское государство имело и другую систему образования, направленную на формирование гармонически развитого в физическом и умственном отношении человека, восприимчивого к прекрасному, обладающего красноречием.

Таким образом, в Афинах впервые в качестве цели воспитания был провозглашен общечеловеческий идеал – формирование всесторонне развитой личности. Позднее необходимость достижения этой цели воспитания обосновали К. Маркс и Ф. Энгельс, исходя из открытого ими закона движения общественного производства, требующего от человека готовности к выполнению новых трудовых операций и к перемене профессии в течение жизни.

До 7 лет все дети воспитывались в семье с помощью кормилиц. Особое внимание уделялось изическому развитию, правилам хорошего поведения. Большая роль отводилась играм, сказкам, мифам, лепке, вырезанию, т.е. накапливался и обогащался сенсорный опыт ребенка, развивалось его воображение. После 7 лет мальчики поступали в школу грамматиста, где изучали письмо, чтение, счет, а затем или одновременно в школу кифариста, дававшую литературное и эстетическое образование. В 13–14 лет они переходили в палестру (школа борьбы), где овладевали пятиборьем: бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья, плаванием. Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимназии, где изучала философию, политику, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством. В 18–20 лет юноши переходили в эфебию, где продолжалось военное и политическое воспитание, шло обучение морскому делу, дозорной службе, строительству укреплений, обращению с боевыми машинами. Молодые люди с удовольствием участвовали в общественных празднествах, представлениях знаменитого Афинского театра.

Совершенно иным было воспитание девочек из семей аристократов. Они и после 7 лет оставались дома, вели замкнутую жизнь. Только после 18 лет девушки могли иногда появляться на улицах во время больших государственных праздников. Спартанцы считали афинянок «безмозглыми куклами», полурабынями, запертыми в домах, как на Востоке.

В целом в Элладе все свободные женщины разделялись на жен, хозяек дома и матерей, с одной стороны, и на гетер-подруг – с другой. Гетеры – это образованнейшие молодые женщины, искусные танцовщицы, чтицы, вдохновительницы художников, поэтов и музыкантов, с неотразимым обаянием женской красоты, помогавшие мужчинам «стряхнуть с себя однообразие обычных дел».

 

9. Педагогические взгляды Сократа и Демокрита.

Сократ (469 или399 до н.э.) – родилась в Афинах в семье скульптора и повитухи, в молодости занимался ваянием, участвовал в военных похода против Спарты, позже посвятил свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Обладая крайне не красивой внешностью, он вызывал любовь и симпатию способность и разумно и образованно рассуждать. Будучи идеалистом, он утверждал, что природа создана богами в интересах человека, чтобы удовлетворять всем его потребностям. Изучение природы он считал богопротивным и недопустимым, единственным объектом познания должен быть сам человек, что и составляет цель воспитания по Сократу – «Познай самого себя!».

В преподавании Сократ пользовался исключительно устным методом. Основными источниками сведений о нем и его учении служат сочинения его учеников – Платона и Ксенофонта. Он собирал большую аудиторию из аристократической молодежи на афинских улицах и площадях и вел беседы. Его диалоги – диалектика в действии – проходили живо и непринужденно. Сократ не считал себя учителем, а свое искусство называл «повивальным», так как рождающиеся знания были «плодами» его собеседников, а не результатом особой сократовской мудрости. Если же он не находил у своих слушателей признаков «душевной беременности», то отсылал их к софистам.

Педагогическими принципами Сократа были отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством. Впервые он применил метод собеседования (сократова индукция), состоящий из наводящих вопросов. Собеседник, отвечая на вопросы, постепенно убеждается в неверности ранее высказанных им положений. Для бесед философа характерна сократова ирония – шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающая мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противоположность хвастливой самоуверенности ученика. Беседа всегда начиналась с провозглашения достоинств собеседника – «умен, благовоспитан, образован». Его основной тезис гласил: «Никто не ошибается добровольно». Типичны обращения Сократа в начале диалогов – «разъясни мне еще немного», «открой мне вот какую свою мысль», «не будешь ли ты так добр, не смеяться надо мной, коль я с трудом усвою сказанное и буду часто тебя переспрашивать?» Диалоги построены так, что ответы собеседника на дополнительные вопросы Сократа оказываются в логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив это, собеседник вносит поправку в свой ответ. Но и она подвергается «обличению». Так выстраивалось опровержение целого ряда ошибочных мнений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных