Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К экзамену по истории образования и педагогической мысли 3 страница




 

 

19. Джон Локк и его модель элитарного воспитания.

Джон Локк (1632–1704), английский просветитель, политик, философ, психолог и педагог, был, по словам Ф. Энгельса, «сыном классового компромисса 1688 года».

Родился он в семье провинциального адвоката. В Оксфорде изучал философию, медицину, естественные и прочие науки. После окончания университета, как один из лучших студентов, был оставлен в качестве преподавателя греческого языка литературы. Избегал участия в революционных событиях, он был лишь сторонним наблюдателем того, что происходило в стране, враждебно относился к тем, кто выдвигался из народа. Влияние на изменение его политических взглядов оказал лорд Шефстбери, выступавший против короля на стороне буржуазии. Локк стал его домашним врачом и воспитателем внука. В то время это занятие не считалось унизительным для преподавателя университета. В период реакции они вынуждены были эмигрировать в Голландию, и возвратились в Англию только после 1688 г.

В новых общественных условиях Локк становится одним из наиболее влиятельных людей страны. Его положение как идеолога укрепляется в связи с выдвижением договорной теории происхождения государства. Согласно ей, все люди сначала жили свободно, были равны между собой, а затем они избрали себе правителя и добровольно вручили ему свои права с тем, чтобы он заботился о них, защищал их жизнь, свободу, имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который может низвергнуть монарха, если тот не справляется с возложенными на него обязанностями. Эта теория объясняла произошедшее в Англии и давала обоснование к изменению государственного устройства страны.

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Он стремился доказать, что в сознании нет «врожденных» идей и представлений, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa). Из этого тезиса вытекало, что роль воспитания и педагога в развитии личности огромна:

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми. Дж. Локк разработал свою педагогику, которую назвал системой воспитания джентльмена.

Джентльмен – это дворянин по происхождению, обладающий качествами буржуазного дельца, умеющий вести свои дела толково и предусмотрительно; джентльмен – это тот, кто достигает своего счастья, не мешая счастью других.

Система включает физическое, нравственное, ум-ственное и трудовое воспитание, подробное содержание его видов Локк раскрыл в книге «Мысли о воспитании». Конечную цель воспитания он представлял в формуле: «В здоровом теле – здоровый дух». В книге приводится целый ряд ценных советов и рекомендаций по закаливанию организма, питанию и уходу, характеру игрушек, применению поощрения и наказания, выработке воли, характера, воспитанию полезных привычек. При этом Локк выступал против телесных наказаний, считая, что рабская дисциплина создает и рабский характер. Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний, по его мнению, не являются соответствующими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим вырастить разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует применять очень редко, лишь в крайних случаях, и притом только по серьезным основаниям. В то же время нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся:

Кто дает своему ребенку яблоко или пряник с целью заставить его сидеть за книгой, тот только поощряет его любовь к удовольствиям и потворствует этой опасной склонности.

Ошибку обычного метода воспитания Локк видит в обременении детской памяти всевозможными правилами и предписаниями, которые часто бывают недоступны их пониманию и тотчас же забываются, как только они их получили. Правила проще всего усваивать путем многократных упражнений, используя ласковые слова и мягкие уговоры, лучше в форме напоминания, чем в форме резких замечаний или брани за будто бы умышленный проступок. Ни один предмет не следует превращать в бремя или навязывать как нечто обязательное.

Характерной особенностью системы воспитания Локка является утилитаризм – принцип полезности: изучать в первую очередь только то, что пригодится в жизни. Содержание обучения включает чтение, письмо, рисование, родной и новые языки («латинский только для тех, кто хочет посвятить свою жизнь науке; тем, кто будет непосредственно заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен»), географию, математику, астрономию, хронологию, статистику, бухгалтерию, законоведение (для того чтобы жить в согласии с законами, а не обходить их). В содержание обучения также входил ряд предметов, связанных с формированием определенных манер и способов поведения, помогающих развитию утонченности в обращении.

Дж. Локк настаивал, чтобы юный джентльмен обязательно обучался какому-либо ремеслу: столярному, токарному, плотничьему, граверному, парфюмерному, садоводству, сельскому хозяйству. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что физический труд, особенно на свежем воздухе, укрепляет здоровье, предотвращает вредную праздность, разнообразит жизнь и, наконец, знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю – в тяжелый период жизни не даст умереть с голоду, и как работодателю – будет умело руководить своими наемными работниками:

Душа не выдерживает постоянного занятия одним и тем же предметом, и люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое бы могло в одно и то же время развлекать их душу и давать занятие телу.

Образование настоящий джентльмен приобретает дома под руководством опытных воспитателей. Школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана

пестрая толпа порочных мальчиков всякого состояния, и даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее школьных знаний и умений.

 

20. Модель свободного воспитания Жан Жака Руссо.

Жан Жак Руссо (1712–1778) – выдающийся просветитель XVIII в., идейно подготовивший Великую французскую революцию (1789–1794) под лозунгами свободы, равенства, братства. Жан Поль Марат читал его произведения на улицах и в клубах Парижа, на собраниях якобинцев. Это, очевидно, заставило Наполеона сказать, что без Руссо не было бы и революции.

Ж. Ж. Руссо родился в Женеве в семье часовщика, в 16 лет покинул родину и почти до 30 лет вел скитальческий образ жизни, перепробовав целый ряд занятий. Не получив систематического образования, он тем не менее усиленно занимался самообразованием, с особым интересом изучал произведения выдающихся философов прошлого и современного мира. В 1741 г. приезжает в Париж, где быстро входит в круг наиболее известных представителей просвещения и вместе с ними участвует в создании знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» в 35 томах. По совету Дени Дидро участвует в конкурсе сочинений, объявленном Дижонской академией, на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» Работа Руссо была удостоена премии. Затем появляются и другие произведения, принесшие ему мировую славу: «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми», «Общественный договор», «Юлия, или Новая Элоиза».

Ж. Ж. Руссо отмечал, что с каждым новым шагом вперед, который делает цивилизация, делает шаг вперед и неравенство. Он враждебно относился к современной ему цивилизации потому, что всеми ее благами пользовались лишь богатые, состоятельные люди. Поэтому Руссо призывал всех держаться ближе к природе, заниматься примитивным сельским хозяйством и ремеслом. Однако его призыв «назад к природе» не следует понимать буквально:

В естественном состоянии человек сам удовлетворяет все свои потребности. Он одновременно и земледелец, и охотник, и рыболов, и скотовод, не будучи никем из них в отдельности. Он знает все необходимые ему искусства, сам учит своих детей, защищает себя с оружием в руках. Он и художник, и певец, и он сам, без посредства других, молится Богу. Он живет полной жизнью, не нуждаясь в помощи других и не завися от других, поэтому он вполне свободен. Разделение труда, с которого начинается современная культура, уничтожает это естественное равенство и свободу.

Ж. Ж. Руссо был убежден, что человек родится совершенным, но природу ребенка уродуют общественные условия, в которых он живет, и воспитание, которому он подвергается.

В основном своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо попытался показать пути воспитания нового человека на основе идеи свободного и естественного развития. Автор демонстрирует это на примере Эмиля, мальчика из богатой аристократической семьи, который воспитывался вдали от Парижа в красивом замке на лоне природы. Руссо стремился, чтобы Эмиль научился работать как крестьянин и мыслить как философ, чтобы соединял в себе разум мудреца и крепость атлета, чтобы ел хлеб, который сам заработал. Он был уверен, что час работы научит большему, чем день объяснений, поэтому у Эмиля знаний немного, но те, которыми он обладает, действительно, его.

Роман встретили в прогрессивных кругах с большим интересом, а в реакционных – с негодованием. В 1762 г. роман был приговорен к сожжению, а его автор к аресту.

Принцип свободного воспитания Руссо сформулировал так:

Первичное воспитание должно быть только негативным. Оно должно основываться не на обучении добродетели или правде, а на сбережении сердца от проступков и ума от ошибок. Задача заключается в том, чтобы воспитать такого человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел ее защищать. Тот человек, который ценит свою свободу, научится уважать и свободу других.

Свобода сводится к отсутствию гнета со стороны воспитателя, она не безгранична, а имеет направленный характер. Ж. Ж. Руссо выдвинул свою возрастную периодизацию с ведущими направлениями воспитания:

0–2 года – физическое;

2–12 лет («сон разума») – эмоциональное;

12–15 лет – умственное;

15–18 лет («период бурь и страстей») – нравственное.

В первом периоде Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка: обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его, не применять шнуровку и всего того, что мешает свободно двигать руками, ногами, головой. В этот период следует начинать знакомить ребенка с окружающими предметами. «Пусть он рассматривает, ощупывает вещи, пусть даже ломает игрушки, тем самым приобретет первые навыки соединять зрение с осязанием и представлять пространство».

Ж. Ж. Руссо решительно возражал против попытки форсировать в этот период развитие речи ребенка. Он считал, что это противоречит его возрастным возможностям и приведет лишь к отрицательным результатам: ребенок будет говорить о том, о чем не имеет представлений.

Во втором периоде, по Руссо, ребенок еще не способен рассуждать и усваивать отвлеченные понятияи потому не следует читать ему различные наставления и заставлять заучивать тексты. До 12 лет ребенку не следует давать книг, ибо самой лучшей книгой для него является окружающая природа. В этом возрасте необходимо другое: продолжать физическое воспитание, укреплять здоровье, всячески развивать внешние чувства, предоставлять широкую возможность наблюдать, измерять, сравнивать, взвешивать, считать. Если же ребенок захочет научиться читать, то единственной книгой, которую можно было бы дать ему, является произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо», которое учит человека выживать в экстремальной ситуации, самостоятельно делать все необходимое для простой жизни.

Сознательное обучение – третий период начинается после 12 лет. Оно включает природоведение, чтение, правописание, арифметику, географию, астрономию, ремесла и земледелие. Обучение строится с учетом интересов ребенка и направлено на развитие наблюдательности и сообразительности.

На 16-м году жизни – четвертый период – Эмиль вступает в широкое общество, возвращаясь в Париж. Руссо писал:

Я желал бы, чтобы для молодого человека избрали такое общество, чтоб он был хорошего мнения о всех, кто живет с ним, и чтоб его так хорошо ознакомили со светом, чтобы он был дурного мнения о всем, что там делается....Пусть уважает каждое отдельное лицо, но пусть презирает толпу …Пусть он видит, что все люди носят почти одну и ту же маску, но пусть он знает также, что есть лица более красивые, чем закрывающа их масса.

Ж. Ж. Руссо ставит три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств («воспитание сердца»); добрых суждений; доброй воли. В этом периоде много внимания уделяется обузданию сексуальности, благородной направленности страстям.

Наши страсти – главные орудия нашего сохранения; стало быть, пытаться уничтожить их – предприятие столь же тщетное, сколько смешное. Это значит контролировать природу.

На примере девушки Софьи Руссо рисует в романе идеал подруги жизни, с помощью которой он помогает Эмилю придать благородную направленность инстинктам, возвысить его чувства.

В произведении «Рассуждение по вопросу об управлении Польшей», касаясь воспитания гражданина, Руссо высказал мысли, несколько отличные от тех, какие были изложены им в «Эмиле».

Ж. Ж. Руссо называет три источника воспитания: природу, людей, вещи. При этом широко практикуется метод естественных последствий, когда ребенок на себе ощущает все неудобства и неприятности от своего плохого поступка (разбитое окно, чашка, сломанный стул) вплоть до наказания при его повторении («Пусть лучше схватит насморк, чем вырастит безумным человеком!»). Его совет: «Разрешайте с удовольствием, отказывайте лишь с сожалением, но пусть сказанное вами «нет» будет медной стеной».

Многие идеи Руссо позднее были реализованы в практике работы яснополянской школы Л. Н. Толстого, концепциях нового воспитания, системе М. Монтессори и школах С. Френэ. В начале XX в. В Женеве был открыт институт имени Ж. Ж. Руссо, в котором работали известные психологи и педагоги, среди них Жан Пиаже (1896–1980).

 

 

21. И. Песталоцци и его теория элементарного образования.

Иоганн Песталоцци (1746–1827), выдающийся швейцарский педагог, внес существенный вклад в историю развития прогрессивной педагогической мысли и выступил одним из основоположников методики начального обучения.

Еще в раннем детстве он принимает решение служить и помогать народу. В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый обществен-нополитический опыт, начинает социальный эксперимент: в купленном на занятые деньги поместье Нейгоф пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разорился.

В 1774 г. делает новую попытку оказания помощи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей. Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких и прядильных станках. Он также обучает детей письму, чтению, счету. Тем самым Песталоцци стремился осуществить соединение обучения с производительным трудом. Через год педагогически запущенные дети, недоразвитые в физическом и нравственном плане, стали неузнаваемы. Однако приют не смог себя окупить за счет детского труда, личных средств хватило до 1780 г. С этого момента наступает 18-летний период вынужденного перерыва, заполненный литературной деятельностью.

В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» автор развивает свои мысли об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Идеи этого романа были созвучны настроениям передовых общественных сил того времени. В августе 1792 г. Законодательное собрание революционной Франции удостоило Иоганна Песталоцци звания почетного гражданина Республики в числе 18 иностранцев.

Произошедшая в 1798 г. буржуазная революция в Швейцарии побудила педагога к более активной деятельности. По заданию правительства он организует в г. Станц приют по типу семьи для детей-сирот, где начинает опыты упрощенного обучения, направленные на установление таких методов, с помощью которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. Затем создает институт в Бургдорфе, который в связи с резко изменившейся политической ситуацией вынужден перевести в Ивердон, французскую часть страны. Ивердонский институт, состоящий из средней школы и учреждения для подготовки учителей, просуществовал с 1805 по 1825 г. и приобрел мировую известность. Помимо швейцарцев здесь учились молодые люди из Германии, России, Англии, Франции, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели, выдающиеся деятели современности. Но успех не радовал Песталоцци, потому что теперь его знания, опыт использовались не для народных масс. Контингент института в основном составляли дети аристократов, помещиков и других зажиточных людей.

В 1825 г. разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, где полвека назад началась его деятельность. Здесь он пишет последнюю работу под символическим названием «Лебединая песня» – итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. Произведение состоит из двух частей: в одной обстоятельно раскрывается сущность идеи элементарного образования – развивающего школьного обучения, а в другой делается попытка установить причины, по которым ему не удалось полностью ее осуществить. По образному выражению К. Д. Ушинского, идея Песталоцци о развивающем школьном обучении явилась великим открытием, которое принесло и приносит человечеству больше пользы, чем открытие Америки.

На надгробном памятнике И. Песталоцци сделана такая надпись: «... человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя».

Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития сил:

Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить.

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него от рождения самим Творцом, а воспитание должно помочь в этом. Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу:

Если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств.

И. Песталоцци подчеркивал, что природа – это скала, а воспитание – здание, силы человеку даны природой, надо уметь только развивать их, укреплять, направлять и устранять вредные внешние воздействия и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого следует владеть законами развития физической и духовной природы ребенка. «Час рождения ребенка – есть первый час его обучения». Центром всего воспитания, указывал Песталоцци, является формирование человека, го нравственного облика. Деятельная любовь к людям – вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед.

Им впервые была поставлена задача психологизации обучения, т. е. построения его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума – бучение должно быть направлено не столько на накопление знаний, сколько на развитие умственных способностей. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а для этого надо глубоко изучать детскую психологию.

Свою теорию формирования человеческой личности, всестороннего ее развития Песталоцци назвал элементарной (элементной) по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного развития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Для достижения этого им была разработана система упражнений (азбук), расположенных в строгой последовательности. Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Для того чтобы перейти к понятиям, необходимо осознать три основных элемента всякого познания: форму, число, слово. В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу – счет, слову – речь. В каждом из начал выделается соответственно наипростейший элемент: линия, единица, звук.

Отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты – элементы нравственного воспитания; цепь взаимосвязанных простых телодвижений, умение кинуть, поймать и пр. – элементы физического и трудового воспитания. Упражнения в каждом направлении воспитания имели целью привести в движение то стремление к деятельности, которое присуще природным силам человека. Без возбуждения самодеятельности, проявления активности как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, по мнению автора, невозможно осуществить естественное развитие ребенка.

Во-вторых, теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась настолько легко и доступно, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.

 

 

22. Частные методики начального обучения Песталоцци.

Исходя из общих дидактических положений, Песталоцци разработал частные методики начального обучения. В основу методики преподавания родного языка был положен принцип развития речи ребенка. Овладение родной речью предшествует обучению другим предметам, поскольку язык, согласно данной им емкой характеристике,

является воспроизведением всех впечатлений, которые природа во всем ее объеме произвела на род человеческий... Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия.

Обучение родному языку тесно связывалось с наглядностью и сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии, истории.

Выделив в слове в качестве элемента звук, Песталоцци предложил и горячо отстаивал звуковой метод обучения грамоте. В то время еще повсеместно господствовал громоздкий буквослагательный метод, посредством которого было весьма сложно научить читать и писать. Использование новой методики обучения позволило резко увеличить количество грамотных людей в разных странах. Им даны ценные указания по увеличению словарного запаса, хотя иногда уроки сводились к формальным упражнениям в составлении предложений, содержащих перечисление внешних признаков предметов и т.п. Однако педагогически плодотворным является стремление выработать грамматически правильную речь в связи с расширением круга представлений о реальном мире и развитием мышления.

Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий – элементов букв. Обучение письму предлагал связывать с измерением предметов и рисованием. Рисование рассматривал как подготовку руки ребенка к письму. До того, как дети научатся обращаться с пером, педагог рекомендовал, чтобы они писали грифелем на аспидных досках, с которых легко стирать. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Исходным моментом при изучении формы у него служит прямая линия. После того, как дети основательно познакомятся со свойствами прямой линии в различных ее положениях (горизонтальное, вертикальное, наклонное), последовательно дается представление о параллельных линиях, углах, образуемых двумя прямыми линиями, квадрате и делении его на части, кривых линиях и ограниченных ими фигурах (круг, овал).

Изучение детьми формы неразрывно связывалось с обучением их счету. Так, деление квадрата на части использовалось не только для того, чтобы научить измерять, но и для понимания соотношения целого и его частей. Таким способом наглядно усваивалась тема «Доли и дроби». Однако в процессе обучения детей измерению не использовались объемные фигуры, а только плоскостные. Сводя рисование к изображению геометрических фигур, Песталоцци исключал свободное рисование, которое стимулирует развитие детского творчества.

Простейшим элементом числа он выделил единицу. Путем последовательного прибавления и убавления единицы присчитывания и отсчитывания по единице) педагог стремился создать в сознании учащихся правильное представление о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы.

В то время обучение арифметике сводилось к механическому запоминанию учащимися чисел и заучиванию правил. Песталоцци построил свою методику на основе широкого применения наглядности и развития у детей сознательности и активности. Он предлагал, чтобы дети производили арифметические действия на камешках, горошинах, палочках и т.п. Тем самым он добивался отчетливых представлений о числовых соотношениях и умений свободно считать в пределах первого десятка.

Для обучения арифметике в начальной школе Песталоцци создал специальный дидактический материал – три таблицы, в которых при помощи штрихов были изображены целые числа от 1 до 100 и квадраты, разделенные на части, для изучения дробей. Его последователи ввели в школьную практику арифметический ящик, который применяется и в настоящее время. Посетители учебных заведений Песталоцци единодушно отмечали хорошую постановку преподавания математических дисциплин. Учащиеся 8–10 лет прекрасно считали в уме и решали сложные для их возраста задачи, не прибегая к обозначению чисел цифрами и каким-либо записям.

При обучении географии рекомендовалось идти от близкого к далекому, от непосредственных наблюдений окружающей местности к восприятию более сложных географических представлений. Учащиеся лепили рельефы местности из глины и только затем переходили к карте.

Таким образом, И. Песталоцци наметил сравнительно широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические рекомендации к ее практическому осуществлению; разработал систему упражнений для развития способностей. Данный подход, новаторский для того времени, существенно обогатил педагогическую науку. Он по праву остался жить после своей смерти. Его ученики и последователи широко использовали открытые им методы и приемы обучения.

В 1825 году Оуэн переехал в США и основал там колонию «Новая гармония», в которой установил особый порядок, отражавший его взгляды на новое, коммунистическое общество: собственность в колонии объявлялась общественной, вводилась всеобщая трудовая повинность, продукты труда распределялись в соответствии с затраченными усилиями. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище и воспитание.

 

23. И. Гербарт и основные положения его педагогической системы.

Иоганн Гербарт (1776–1841) – немецкий педагог, психолог, философ. Высшее образование получил в Йенском университете. С 1802 г. Гербарт работает в Геттингенском и Кенигсбергском университетах на должности профессора, где читает лекции по психологии и педагогике, руководит учительской семинарией и преподает в ней математику.

В 1806 г. выходит его труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», который отметили как умное, но очень трудное для восприятия произведение. Затем появляется ряд философских и психологических работ. Среди них «Учебник психологии», «Первые лекции по педагогике», адресованные студентам. Для всех работ Гербарта характерна тщательность и рациональность при рассмотрении вопросов образования. Он стремился превратить педагогику в науку, придать ей максимально строгий характер, в частности, посредством дефиниций понятий и использования математических формул.

И. Гербарт требовал от воспитателя научности и силы мысли. Он указывал, что наука о воспитании – это глаза для педагога, позволяющие ему отчетливо видеть то, что он делает; она нужна ему, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали горизонта педагога. Он ввел категорию «педагогический такт» как умение практически претворять педагогическую теорию, т.е. в каждом отдельном случае быстро принимать решения в пределах правил.

Педагогика как наука зависела у Гербарта от практической философии, т.е. этики и психологии. Первая указывает цель образования, вторая – путь и средства ее достижения, а также предупреждает о возможных препятствиях при движении к цели. Самым простым элементом психической деятельности являются, по его мнению, представления, на основе которых строятся эмоции, воля, мышление и другие функции. Поэтому психология – это наука о представлениях, их появлении, сочетании и исчезновении.

И. Гербартом было предложено два термина, которые прочно вошли в современную психологию: ассоциация (ответное возникновение одного или нескольких психических процессов на появление другого, с ним связанного) и апперцепция (обусловленность содержания новых представлений запасом уже имеющихся). Он выделил также непроизвольное внимание (примитивное и апперцептивное) и произвольное.

Чувства, по Гербарту, есть не что иное, как задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а если представления дисгармонируют друг с другом, возникает чувство неприятного. Воздействуя на представления ребенка, можно оказать соответствующее влияние на формирование его сознания, чувств, воли. Из этого следовало, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

 

 

24. Процесс воспитания по Гербарту.

Процесс воспитания в целом Гербарт понимает широко и делит его на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Управление имеет своей целью не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время. Оно призвано подавить «дикую резвость» ребенка. Основные средства – угроза, дополняемая надзором, приказания и запрещения, наказания. Их подробный перечень был представлен в специально разработанной штрафной книге, которая вскоре стала международной и получила распространение в школах многих стран мира, в том числе и России. Авторитет и любовь он рассматривал как вспомогательные средства управления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных