Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности методологии современной информатики в условиях информатизации общества и образования




В 40-х годах ХХ века академиком В.И. Вернадским была выдвинута идея о преобразовании биосферы [103, 250] в сферу Разума (названную ноосферой естествоиспытателем Э. Леруа и философом П. Тейяром-де-Шарденом) в результате творческой деятельности человека. Фактическим развитием этой идеи явилась концепция информационного общества [79], сложившаяся к 80-м годам ХХ века. Согласно этой концепции по преобладающим общественным приоритетам и сферам занятости людей развитие человеческого общества можно условно разделить на этапы аграрного общества (формирование агросферы), индустриального общества (формирование техносферы) и информационного общества (формирование инфосферы). Информационное общество характеризуется:

q преобладанием доли работников умственного труда (производящими информацию) над работниками в сфере материального производства;

q возможностью для любого члена общества оперативного получения любой интересующей его информации (кроме государственных секретов, коммерческих, личных тайн и т.п.);

q рассмотрением информационных ресурсов в качестве главных общественных приоритетов.

Согласно оценкам ЮНЕСКО [138], США и Япония достигнут уровня информационного общества приблизительно к 2020 году, большинство стран Европы - к 2030-2040 году, Россия - к 2050 году. Современное постиндустриальное и будущее информационное общество характерны значительным увеличением роли науки и образования [122, 123, 140]. Для нормального функционирования структур такого общества необходимы высокое качество, общедоступность и непрерывность образования. Если страна не рассматривает проблемы образования и науки в качестве первоочередных, то она неизбежно проигрывает другим странам также в политике, в экономике и становится аутсайдером общественного прогресса человечества.

Задачи информатизации общества и образования должны стать первоочередными задачами современного государства. Развернутые определения информатизации общества и образования даны в книге [232] Роберт И.В.

"Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

q активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видов деятельности его членов;

q интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

q высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных." [232, c.7]

"Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий или как их принято называть новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует: во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; во-вторых, совершенствования методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-иссле­довательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвер­тых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых." [232, c.8]

Согласно Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации (РФ), разработанной Государственным научно-исследователь­ским институтом системной интеграции и утвержденной Минобразования России в 1998 г.:

"Концептуальными принципами развития информатизации сферы образования России являются:

q принцип "островной" информатизации;

q принцип создания "полигонов";

q принцип системности;

q принцип инвариантности;

q принцип "точки опоры";

q принцип "критической массы";

q принцип направляемого развития (принцип "кормчего");

q принцип самовоспроизводства.

Ядром Концепции являются:

1. системная интеграция информационных технологий;

2. синергетический подход к развитию процесса информатизации образования."[138, http://www.integro.icsti.su/concept/ kons98.html].

Указанные выше принципы были разработаны на основе синергетического подхода к информатизации сферы образования как к нелинейному процессу, протекающему в сложной системе (сфере образования) в процессе ее реформирования. В рамках концепции системная интеграция информационных технологий также тесно увязана с синергетическим подходом, а синергетика рассматривается как [138, http:// www.integro. icsti.su/concept/kons98.html] "научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах". Методология открытых систем рассматривается в концепции как [138, http://www. integro.icsti.su/concept/kons98.html] "философия реализации проектов системной интеграции", а объектно-ориентированная методология - как научная основа разработки современных АСО.

При этом указывается, что [138, http://www.integro.icsti.su/concept/ kons98.html] "цель информатизации сферы образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества..., в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества". Особо важным положением концепции является [138, http://www.integro.icsti. su/concept/kons98.html] "приоритетное преподавание информатики как основы достижения нового качества образования, т.е. придание информатике статуса метадисциплины при организации образовательного процесса".

Методологию современной информатики (как и всех современных наук второго измерения, см. с. 54) условно можно разделить на заимствованную и собственную методологию. К заимствованной относится в первую очередь методология математики (математическая логика [179], дискретная математика [332], методы вычислений [11, 142], теория вероятностей и математическая статистика [215, 254, 255] и т.п.), а также методология физики и технических наук (т.к. информатика связана с электронной техникой), методология философии и наук второго измерения (системологии, кибернетики, синергетики и т.п.), а также методология наук, с которыми взаимодействует прикладная информатика (право, экономика, педагогика и т.п.). Несмотря на молодость, информатика уже имеет собственную методологию [285], которая полностью не сводится к методологии других наук и делает информатику, таким образом, оригинальной ОЗ. К этой методологии можно в частности отнести методологию открытых систем, объектно-ориентированную методологию, методологию системной интеграции.

Следствием огромной роли методологии математики в становлении информатики как науки является в частности то, что сама информатика (или теоретическая информатика) часто трактуется как математическая дисциплина [33, 127, 237, 329]. По нашему мнению, при принятии этого суждения происходит неявное отождествление методологии математики и информатики, а информатика наряду с алгеброй, геометрией, математическим анализом становится одной из областей математики, что не бесспорно, по двум причинам:

1. математика занимается абстрактными математическими структурами [175] и никогда не стала бы заниматься непосредственно техникой;

2. современная информатика, также как, например, биология, располагает собственной методологией [176, 303], не сводимой целиком к методологии математики.

Сказанное проиллюстрируем 2 конкретными примерами.

Пример 1. Языки программирования [80, 258, 267] С, С++, Visual C++ с точки зрения математики эквивалентны. Или, например, две функционально эквивалентные программы, одна из которых написана в соответствии с принципами структурного программирования [46, 47], а другая - нет. С точки зрения математики вторая, возможно, будет признана даже более эффективной и рациональной. А с точки зрения информатики первая имеет более высокое качество.

Пример 2. Современная информатика, точнее системный объектно-ориентированный анализ [362-364, 374], породила одну из самых перспективных специальностей - специальность системного аналитика. Дефицит системных аналитиков поставил проблему перепрофилирования представителей других специальностей. При этом выяснилось [339, 340, 361, 373, 375], что гуманитарии легче воспринимают некоторые идеи системного объектно-ориентированного анализа, чем представители точных наук.

Изначально методология открытых систем, объектно-ориентированная методология, методология системной интеграции были приложимы к разработке АПК и ИТ [6, 42, 178, 196, 323] различного назначения, их применению, совершенствованию, развитию. При этом были получены принципы наиболее экономного и эффективного использования в первую очередь интеллектуальных, а также материальных, технических, кадровых и других ресурсов [48, 49]. Именно высокий уровень абстракции позволяет в сфере прикладной информатики приложить эти принципы к другим областям. Нас интересует их приложение к педагогике (т.е. педагогическая информатика), точнее, к методике обучения информатике. Естественно, хотя АПК и ИТ созданы фактически по образу и подобию человека [39, 78], все же возможность применения этих принципов в педагогике требует дополнительного обоснования.

Современный период развития информатики часто называют эпохой открытых систем [196], также обсуждается вопрос о формировании новой научной дисциплины [260, 274, 275] в составе информатики, имеющей целью исследование открытых систем. Предполагаемое название будущей дисциплины - АНАЛИЗ ИТ или ИТОЛОГИЯ. Отсюда неявно следует, что любые современные ИТ должны строиться в соответствии с методологией открытых систем.

Фундаментальные теории информатики не всегда являются математически точными аксиоматическими теориями. В данном случае определению открытой системы будут предшествовать некоторые пояснения.

Открытость системы с точки зрения физики и с точки зрения информатики приводит к различным последствиям. Согласно физике в замкнутых, изолированных от внешней среды системах законы сохранения импульса, энергии и т.п. имеют наиболее простой вид. В результате такие системы более предсказуемы, чем открытые, поскольку влияние внешней среды трудно учесть. Информационно замкнутые системы, напротив, являются вещами в себе, а информационно открытые системы предсказуемы в значительно большей степени.

Магистральный путь развития АПК и ИТ - от собственных систем к фактическим стандартам, от фактических стандартов к открытым системам. Допустим, фирма Microsoft [7, 347] разработала операционную систему Windows и имеет все юридические права на нее. В этом случае Windows называют собственной системой. Предположим, что после выпуска Windows становится популярной, а специалисты фирмы Microsoft [342-344] понимают, что эта популярность будет тем больше, чем больше будет Windows-приложений (программ под Windows). Исходя из этого Microsoft [350, 351] начинает продавать лицензии на некоторые спецификации Windows другим фирмам - производителям программного обеспечения. В результате большое число фирм (Adobe [24, 272], Borland [75], Corel, Symantec и другие) начинают добровольно придерживаться стандартов некоторой удачной операционной системы (Windows). В этом случае Windows становится фактическим стандартом. При этом Windows остается собственной системой и все эти стандарты полностью определяются Microsoft.

Если бы по какой-либо причине Microsoft лишилась своей главенствующей роли, то все эти фирмы возможно создали бы согласительный комитет по поддержке и развитию стандартов Windows. Результатами работы такого комитета являлись бы открытые спецификации (некоторое подобие стандартов) и профили (наборы открытых спецификаций определенной тематики). Тогда продукция, выпускаемая в соответствии с этими спецификациями, являлась бы открытыми системами.

Комитет объединял бы независимых, конкурирующих между собой производителей, следовательно, скорее всего он был бы открытым в смысле приема новых членов в свой состав, в смысле характера обсуждения проблем и регламента принятия решений. Скорее всего такой комитет работал бы в интересах технического прогресса. Если бы в нем преобладали корпоративные интересы, то популярность самого комитета и поддерживаемой им продукции имела бы тенденцию к падению, что не выгодно его членам.

Материалы работы комитета, как правило, представляются в виде метамоделей. Наличие множества конфликтующих концепций в рамках обсуждаемых проблем фактически порождает множество конфликтующих моделей. Метамодель, благодаря более высокому уровню абстрагирования, помогает решению таких конфликтов. Открытые спецификации не накладывают каких-либо ограничений на сущность творческих разработок, а лишь предполагают создание стандартных интерфейсов, модулей связи. Открытые спецификации не являются неизменными, они могут развиваться и изменяться. Комитет должен иметь регламент (процедуру) рассмотрения подобных вопросов. В результате разработанные интеллектуальные продукты перестают быть вещами в себе. Они становятся расширяемыми, масштабируемыми, мобильными, переносимыми, интероперабельными, дружественными по отношению к пользователю. В работе [274, http://www.osp.ru/os/1995/06/71.htm] даны следу­ющие определения этим свойствам открытых систем:

q "расширяемость/масштабируемость: обеспечение возможности добавления новых функций ИС или изменения некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях ИС;

q мобильность/переносимость: обеспечение возможности переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ ИС и возможности работы с ними специалистов, пользующихся ИТ, без их переподготовки при изменениях ИС;

q интероперабельность: способность к взаимодействию с другими ИС."

Теперь приведем относительно строгое определение открытой системы, принадлежащее комитету Institute Electronical & Electrical Engeneers - Институт инженеров электроники и электротехники (IEEE) POSIX 1003.0. Открытая система - это [196, http://www.osp.ru/os/1993/04/1.htm] "система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, сервисы и поддерживаемые форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить должным образом разработанным приложениям возможность переноса с минимальными изменениями на широкий диапазон систем, совместной работы с другими приложениями на локальной и удаленных системах и взаимодействия с пользователями в стиле, облегчающем тем переход от системы к системе". Заметим, что это определение привязано к АПК и ИТ, а кроме того не является единственным. Отсюда необходимость приведенных пояснений.

Отметим еще три момента. Первое, комитет может передать свои материалы при достаточной разработанности последних в одну из официальных международных или национальных организаций по стандартизации: ISO (International Standarts Organization - Международная организация стандартов), IEC (International Electrical Committee - Международный электротехнический комитет), ITU (International Telecommunication Union - Международный телекоммуникационный союз), IEEE (Institute Electronical & Electrical Engeneers - Институт инженеров электроники и электротехники) и другие. Тогда эти материалы могут стать юридическими стандартами. Второе, фирма-владелец может сознательно нигде не публиковать и ни с кем не обсуждать спецификации собственных систем с целью монополизации положенных в их основу идей, такую продукцию относят к закрытым системам. Третье, в теории открытых систем мы ведем, в терминологии Пойа [221,222], не точные, а правдоподобные рассуждения, в результате конкретная система, как правило, не может считаться полностью собственной, открытой или закрытой.

Одними из первых прообразов открытых систем были серии ЭВМ 360/370 фирмы IBM (International Business Machines) а также PDP-11 и VAX-11 фирмы DEC (Digital Equipment Corporation). IBM и DEC - старейшие и крупнейшие в мире фирмы-производители ТС и ПО ЭВМ. Каждая такая серия включала в себя несколько ЭВМ различной мощности и совместимой архитектуры. Серии комплектовались однотипными ОС, другим системным и прикладным ПО. Некоторые спецификации ТС и ПО этих серий ЭВМ были опубликованы в открытой печати, благодаря этому стало возможным внесение изменений (например, локализация на национальные языки, в т.ч. русский) и развитие систем вне фирм IBM и DEC. Фактически это были собственные системы с элементами открытости.

В научной литературе [86, 196, 228] обсуждается вопрос о том, было ли ошибкой принятие за основу отечественных аналогов IBM 360/370 (ЕС ЭВМ), DEC PDP-11 и DEC VAX-11 (СМ ЭВМ, ДВК, Электроника) и закрытие отечественных серий БЭСМ, Минск, Мир. Высказываются разные точки зрения. Мы заметим, что именно эти машины в те годы пользовались огромной популярностью не только в СССР, а также во всем мире. Причина этого в том, что это были прообразы открытых систем.

В течение десятилетий АПК и ИТ, связанные с компьютерными сетями (LAN и GAN) имеют основанием стратифицированную (7-уровневую) метамодель ISO OSI [44]. Правда, если говорить о некоторой конкретной сетевой системе, то модель ISO OSI - это не все, на чем система основана. Широкая популярность мировой компьютерной сети Internet во многом обязана открытым сетевым протоколам ITU [35, 187], таким как TCP/IP, V32, V32bis, V34, V34plus, V42, V90 и другие. При этом протоколы HST, x2, K56flex, технология связи V.everything являются собственными системами. Имеются открытая модель CORBA [14, 15, 197] распределенного ПО (функционирующего не только на одной локальной ЭВМ, а в сети), а также модель DCOM [87, 192, 239, 268] аналогичного назначения, являющаяся интеллектуальной собственностью Microsoft, Java-технологии [70, 316], являющиеся интеллектуальной собственностью Sun. DCOM и Java-технологии являются фактическими стандартами. CORBA поддерживается комитетом OMG, в который входят и Microsoft, и Sun. Microsoft имеет лицензию [257, 358] от Sun на Java-технологии и т.д.

Таким образом, современный компьютерный мир пока не является царством открытых систем - это перспектива. Сегодняшняя реальность - это преобладание собственных систем, являющихся фактическими стандартами и обладающих элементами открытости. Таковы наиболее распространенные ныне семейство ОС Windows [8, 29, 192] и семейство ПК IBM PC. Семейство IBM PC интересно тем, что там уже нет полновластного лидера, но еще нет организующего комитета, возможно, что это переходный период к открытым системам.

Фирма Intel до недавнего времени сохраняла лидерство в семействе IBM PC по процессорам и по чипсетам (наборам микросхем) для материнских плат, что позволяло этой фирме быть законодателем фактических стандартов [134, c.42; 135, c.14]. На начало 2000 г. самый быстрый процессор для IBM PC - это процессор K-7 фирмы AMD, еще более быстрый процессор E2k разработан российской фирмой Эльбрус Интернейшнл и готовится к производству [228; 231; 135, c.16-22], а наилучший по результатам независимого тестирования чипсет Apollo Pro 133 A (ориентированный на процессоры Intel Pentium III) выпускается тайваньской фирмой VIA [57].

К идеологии закрытых собственных систем до недавнего времени склонялась фирма Apple - производитель ПК семейства Macintosh, семейства ОС MacOS и другого ПО для этих ПК. В настоящее время идеология Apple трансформировалась в сторону большей открытости.

Приложение методологии открытых систем к методике обучения информатике означает приложение приведенных выше рассуждений об АПК и ИТ к системам обучения информатике в высшей школе. По аналогии с АПК и ИТ системы обучения могут быть собственными (разработанными конкретным преподавателем или организацией), быть фактическими стандартами (используемыми окружением разработчика), быть открытыми системами (разработанными на основе открыто принятых в некотором окружении разработчика нормативов), быть закрытыми системами (для сохранения коммерческой или иной тайны).

Метамоделирование может аналогично применяться для примирения различных методик обучения путем перехода на более высокий уровень абстракции. Системы обучения по аналогии с АПК и ИТ также могут быть:

q расширяемыми и масштабируемыми - с возможностью добавления и изменения функций без необходимости существенных изменений в других функциях системы;

q мобильными и переносимыми - без необходимости существенного изменения системы при переносе ее в другую среду функционирования;

q интероперабельными - с возможностью взаимодействия с другими системами обучения;

q дружественными - с возможностью обеспечения наглядности и доступности обучения.

Объектно-ориентированная методология информатики имеет целью построение [42, 300] ОБЪЕКТНОЙ МОДЕЛИ некоторой сущности. Затем на основе объектной модели осуществляется проектирование ПО, моделирующего исследуемую сущность на ЭВМ, а потом на основе проекта создается программа для ЭВМ. Часто при наличии объектной модели проектирование и программирование можно поручить автомату – ЭВМ, оснащенной специальными программными средствами, называемыми CASE-системами [120, 121], человеку достаточно лишь разработать объектную модель.

Следует также заметить, что объектная модель является в некотором смысле менее строгой [284, 285, 303], чем модель математическая, что очень важно для применения объектно-ориентированной методологии к филологии, биологии, психологии, педагогике и т.д. Объектная модель предполагает, что на определенном уровне абстракции выявлены все компоненты моделируемой сущности, все их функции и связи, однако, в отличие от математической модели, они не обязаны быть полностью формализованными. В последнем случае возникают так называемые АБСТРАКТНЫЕ КЛАССЫ. Специальность системного аналитика – специалиста по разработке объектных моделей [31, 355], считается пограничной между гуманитарным и естественным направлениями, поскольку он должен уметь моделировать любые сущности.

В основе объектно-ориентированной методологии лежат понятия объекта и класса [42, 356]. Объектом в информатике называют структурную абстрактную сущность, которая содержит в качестве своих компонентов как данные, так и алгоритмы. Создание ПО и работа с ними фактически является информационным моделированием тех или иных объектов природы, общества или сознания, формализованных средствами естественных, технических, социальных, филологических и других наук. Будем такое понятие объекта называть объектом в широком смысле. Моделирование объектов в широком смысле объектами в информатике (объектно-ориентированный подход), как правило, эффективнее моделирования их структурами данных и структурами алгоритмов (процедурный подход).

Классом в информатике называется множество объектов одинаковой структуры. Понятие класса в широком смысле как множества похожих объектов, имеющих что-либо общее, широко используется в биологии (птицы, рыбы), в психологии (меланхолики, холерики), в педагогике (содержание, формы, средства, методы обучения) и в других науках для классификации. Из изучаемых явлений (например, дидактикой как наукой) путем абстрагирования (отбрасывания из рассмотрения несущественных деталей) формируется предметная область (множество объектов, исследуемых для решения некоторой задачи). Далее объекты классифицируют и изучают существенные для решения поставленной задачи атрибуты этих классов и объектов, дидактические связи между ними, их поведение и т.п. Итак, построение объектной модели кратко можно описать следующим образом:

1. Путем отбрасывания из рассмотрения несущественных деталей выделяют предметную область изучаемой сущности.

2. В предметной области выделяют объекты, затем их классифицируют и выделяют классы объектов.

3. Строят статическую и динамическую модели предметной области, выделяя функции объектов и классов, связи между ними и их взаимодействие.

4. Строят сценарий функционирования исследуемой системы.

Таким образом, объектно-ориентированный подход привносит в информатику методы исследования, характерные для таких наук как история, биология, филология, педагогика и т.п. Однако, если, например, биология, изучает лишь биологические классы и объекты, система которых сложилась и не меняется каждый день, то информатика для обслуживания всех этих наук в рамках объектно-ориентированного подхода вынуждена ставить вопросы о подобных методах исследования с гораздо большей степенью общности: как формировать произвольную предметную область, выделяя объекты и классы; как производится абстракция и выделение существенных черт различных объектов; наконец, как в принципе производится классификация объектов произвольной предметной области. Такая постановка вопросов роднит информатику с философией. Однако если для философии важно отразить решение этих вопросов лишь в сознании человека, то целью информатики также является отражение решения этих вопросов в конкретном развитии ПО и ТС ЭВМ, превращение последних из мощных калькуляторов в помощников для решения серьезных интеллектуальных задач во всех сферах деятельности человека. Следовательно, при решении указанных вопросов в рамках информатики следует стремиться к максимально возможной формализации полученных результатов. Однако следует отдавать себе отчет, что степень формализации, характерная, например, для математики, здесь часто не возможна.

Объектно-ориентированная методология информатики выросла из фундаментальных идей системологии, дисциплины проектирования ПО [46, 47, 366, 367, 372] (в частности идеи проектирования сверху вниз, структурного подхода), теории баз данных [100, 245, 279, 280], некоторых идей из области искусственного интеллекта (фреймы и семантические сети) [39, 159]. На наше исследование в сильной степени повлияли работы [37-39] Братчикова И.Л., [42, 339, 340] Буча Г., [51-53, 203] Воробьева В.И., [120, 121] Калянова Г.Н., [361-364] Коуда П., [178, 353-356] Мейера Б., [373-375] Йордона Э. и других ученых в области объектно-ориентированной методологии.

Приведем фрагмент построения объектной модели методической системы обучения информатике. В работах Пышкало А.М. [229] и Монахова В.М. [184, 185] под методической системой понимается система целей, содержания, форм, методов и средств обучения. При построении объектной модели системный аналитик рисует диаграмму классов (Рисунок 1.3) и другие диаграммы. Класс <методическая система обучения информатике> является наследником класса <методическая система>, а последний - наследником класса <система>. Классы <цель>, <содержание>, <форма>, <метод>, <средство> содержатся в классе <методическая система> (агрегируются). Связи типа <наследование> и <агрегация> показаны на рисунке соответствующим образом, в принципе существует много видов связей между классами. Все рассмотренные здесь классы являются абстрактными (не полностью формализованными). Наследник должен иметь все атрибуты предка плюс может иметь дополнительные уточняющие атрибуты. Согласно академику Дородницину А.А. содержание информатики подразделяется на Brainware, Software и Hardware.

 

Рисунок 1.3. Пример диаграммы классов

 

В статье [141, http://www.integprog.ru/direction/sysinteg] дается следующее определение системной интеграции: "Под системной интеграцией нами понимается совокупность организационно-технических мероприятий для обеспечения информационной поддержки основной деятельности предприятия (организации) на основе единого системного подхода." Процесс информатизации конкретных предприятия, организации, отрасли (в т.ч. сферы образования), как правило, проходит два этапа: неуправляемая информатизация и управляемая информатизация. На первом этапе обычно появляются проблемы несовместимости в различных подразделениях ТС и ПО ЭВМ, форматов данных, проблемы поддержания непротиворечивого состояния нескольких параллельных хранилищ одних и тех же данных т.п. Управляемая информатизация невозможна без системной интеграции, имеющей целью решение указанных проблем.

В статье [141, http://www.integprog.ru/direction/sysinteg] также отмечается: "Особенностью процесса системной интеграции по сравнению с созданием информационного проекта "под ключ" является то, что работы по системной интеграции выполняются на "живой", работающей инфраструктуре, без вмешательства в нормальный процесс функционирования предприятия. В процессе этой работы могут использоваться только апробированные технологические решения. Здесь нет места экспериментам и отработке новых технологий. Крупные организации, содержащие обширный штат специалистов в области информационных технологий, как правило, могут решить эту задачу своими силами. Те, кто не имеют такой возможности, вынуждены обращаться в специализированные компании, владеющие современными методами и опытом создания информационных проектов." В западной Европе стоимость ТС и ПО составляет лишь 44% от затрат на информатизацию, а 56% - это затраты на интеллектуальные услуги по системной интеграции.

Таким образом, искусство системного интегратора состоит в том, чтобы спроектировать конструкцию, состоящую из готовых компонентов так, чтобы она обладала принципиально новыми качествами. Методология системной интеграции имеет глубокие внутренние связи с системологией, с объектно-ориентированной методологией, с методологией открытых систем. От системного интегратора требуется:

q умение успешно контактировать с людьми, умение разобраться и понять сущность разнообразных профессиональных проблем своих клиентов;

q владение знаниями о возможно более широком арсенале разнообразных составляющих и их функциях, предназначенных для решения проблем потенциальных клиентов;

q наличие способностей к творческому мышлению и принятию нестандартных решений.

В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации (РФ) большая роль отводится системной интеграции информационных технологий. При этом справедливо отмечается глубокая связь системной интеграции и синергетики, поскольку "преимущество синергизма выражается формулой 2+2=5, иначе говоря, суммарная отдача... выше, чем сумма показателей... без учета использования общих ресурсов и взаимодополняемости."[138, http://www.integro.icsti.su/concept/ kons98.html] Добавим, что если сферу действия системной интеграции рассматривать шире, не ограничиваясь АПК и ИТ, то можно рассматривать огромный класс творческих задач в качестве задач системной интеграции. Творчески мыслящий педагог является системным интегратором при планировании содержания, форм, средств и методов обучения.

Послесловие к разделу

Раздел посвящен обзору и анализу методологии совре­менной информатики, теории открытых систем как средств, обеспечивающих динамизм ее развития. Обоснована ведущая роль информатики как современной метадисциплины в услови­ях информатизации общества и образования. Проанализирова­на методология современной информатики (теория открытых систем, объектно-ориентированный подход, системная инте­грация) и ее роль в обеспечении динамизма развития инфор­матики и методики обучения информатике.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных