Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии музыкальной одаренности




Существуют три критерия оценки музыкальных (впрочем, не только музыкальных) способностей и одаренности.

Первый из них можно назвать культурно-историческим.

Суть его заключается в том, что в каждой культуре (иногда в разных ее слоях) и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способности и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний, хотя последние могут весьма различаться. В одной из этнических общностей Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены пению, танцам, навыкам игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной культуры этой общности. К пяти годам все дети здесь обладают репертуаром в сотни песен, легко исполняют сложные танцевальные движения и владеют комплексом исполнительских навыков на ударных[60]. Европейцу любой из таких детей показался бы вундеркиндом. (Не отсюда ли рождаются представления о том, что некоторые человеческие сообщества музыкально более одарены, чем другие?)

В то же время и понятие, и сама «симптоматика» музыкальной одаренности, как правило, имеют четкий адрес в культурном пространстве и историческом времени. К примеру, понятийный строй народной музыкальной культуры чаще всего исключает само понятие «музыкальная одаренность». В народной культуре яркость и неповторимость музыкального самовыражения певца пли певицы объясняют качествами души и состояниями духа, а не особенностями внутреннего устройства тела и психики. Разумеется, это не означает, что народная культура не опирается на одаренных и талантливых людей в том смысле, к которому мы привыкли.

Можно сказать, что понятие музыкальной одаренности возникает там, где есть профессионалы, профессионализм и профессиональное обучение. А музыкальные вундеркинды как наиболее яркое воплощение феномена музыкальной одаренности в европейской культуре появились лишь в середине XVIII столетия. Культурно-исторический критерий очень важен и там, где речь идет о психологическом анализе структуры одаренности знаменитых людей, живших в предшествующие эпохи. Например, приходится с осторожностью относиться к выводам о языковой одаренности ребенка, который в шесть лет говорил, писал и читал на нескольких языках, если этот ребенок воспитывался в богатой дворянской семье середины прошлого столетня.

Понятно, что культурно-исторический критерий относителен. Он позволяет сравнивать общие условия (этнокультурные, исторические) выявления, но не уровни музыкальных способностей и одаренности.

Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может легко и успешно делать нечто, чего не могут делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. По при ближайшем рассмотрении этот критерий оказывается не столько возрастным, сколько поколен- чеекпм. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего. Если можно так выразиться, «общий фон», на котором выявляется одаренность ребенка или подростка, более или менее заметно изменяется с приходом каждого поколения. В музыке это, быть может, очевиднее всего. Сложнейшие произведения, которые столетие назад были технически доступны лишь отдельным исполнителям (за это их часто называли «гениями»), сегодня сравнительно успешно исполняют «крепкие» ученики музыкальных училищ.

Правда, поколенческий критерий определяет скорее внешнюю, виртуозно-техническую сторону музыкальной одаренности, нежели относится к ее сути. (Ведь каждое поколение не только приобретает, но и теряет!) Иначе говоря, это не означает, что музыкально одаренные люди несопоставимы только потому, что принадлежат разным эпохам, культурам и поколениям. Наоборот, во всех музыкально одаренных людях есть нечто общее, а те из них, что жили прежде, выступают идеальной нормой одаренности для ныне живущих.

Здесь появляется третий критерий — абсолютный. Определить его словами труднее всего. Для музыкантов (а они здесь самые строгие эксперты) истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявлення, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда — впечатление какой-то удивительной «зрелости без созревания», которое обычно более всего поражает в одаренных детях

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных